Разработка урока по модулю "ОСЭ" на тему "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Федосеева Елена Михайловна

Конспект урока содержит целеполагание, описаны  методы, этапы урока, направления работы на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_ose_fedoseevoy_e.m._rossiya_-_nasha_rodina.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы светской этики»

Автор: учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Федосеева Елена Михайловна

Целевая аудитория: 4 класс

Тема: Россия – наша Родина

Цель: становление гражданских качеств личности через обсуждение основных культурно-исторических ценностей Российской Федерации

Задачи урока

– расширить знания учащихся о понятиях Отечество, Родина, патриот, гражданин, а также о том,  что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;

– совершенствовать   умения работы с географической картой, определения географических объектов на карте России;

 способствовать  овладению учащимися навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитию навыков сотрудничества со сверстниками (умений работать в группе, коммуникативных действий обучающихся).

Виды деятельности: работа с картой,  проблемный диалог,   чтение с комментированием, устный ответ – рассказ  по теме урока, работа с фотографиями (иллюстрациями),  самостоятельная работа с карточками,  групповое творческое задание.

Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, гражданин,  Отечество, столица, государственные символы

Презентация  о России,  героях России со вставкой мелодии гимна Российской Федерации

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки».
  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать. Совершим краткий обзор  по страницам нашего нового учебника. Посмотрим, полистаем, познакомимся.

- Что вы можете сказать о новом предмете? Что вам кажется знакомым? Новым?

- чему можем научиться, изучая  предмет «основы светской  этики?

  1. Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.

Вступительное слово учителя. Звучат фанфары . На презентации включается слайд, на котором отражена карта России.

 - Ребята! Я предлагаю нам всем отправиться в путешествие. А какая важная вещь необходима путешественнику?  (это карта). У вас на партах вы видите географический атлас России, откройте его на вкладке «Физическая карта РФ»

Из уроков окружающего мира вы уже знаете, что карта может о многом рассказать. О чем, например?   …

Ребята, я прошу прочитать карточки, которые вложены в конверты, прочесть их, показать друг другу.

А теперь  внимание:

 - Сейчас я приглашу выйти сюда ребят с карточками – названиями городов и закрепить каждую из них на свое место на карте с помощью силовой кнопки (поиск географических точек на карте РФ)

(карточки розданы вперемешку, надо определить, что это за название и правильно определить его место на карте)

Карточки – заготовки:

  • Города: Москва Архангельск, Владивосток, Калининград, Краснодар, Красноярск, Рязань, Новосибирск Санкт-Петербург, Тула, Улан-Удэ.
  • Горы: Уральские горы  Кавказ, Саяны,
  • Моря: Черное море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море,
  • Озера: Ладожское озеро,  Байкал, Онежское озеро,
  • Реки: Волга, Енисей, Обь,  Лена.

 

Посмотрите внимательно на наши карточки – отметки на карте.

О чем же сейчас  с нами «говорит» карта?

Постановка учителем  проблемного  вопроса: «Какое понятие объединяет все эти географические названия? – Родина.

Определение темы урока «Россия – наша Родина». Как вы думаете, почему такая  тема урока самая первая в году? Сбор  всех предположений  в единый цельный рассказ.

  1. Актуализация знаний по теме урока.  

      Запись в тетрадь темы урока.

  • Определение задач урока Значит, что мы узнаем? . 
  • Задание  «Путешествие в слово». 

Попробуем составить портрет слова «Родина». Ассоциации, описания – прилагательные либо продолжи фразу «Для меня Родина – это…

Комментированное чтение статьи из учебного  пособия для учащихся. 

Читаем первые два абзаца.

Беседа с учащимися.

Как называется страна, в которой мы живем?

Кто является главой нашего государства?

Что вы можете сказать о территории нашей страны? 

Назовите столицу, покажите ее на карте.

  • Прослушивание Гимна Российской Федерации. (встаем) Что прозвучало? Что знаете о гимне? Какие еще символы государства РФ вам известны?

  • Комментированное чтение 3 абзаца. Выборочный пересказ. Работа по формированию понятия « духовный мир»
  • Комментированное чтение 4, 5, 6, абзацев. Выборочный пересказ. Работа по поиску ответа на вопрос: «Что такое внутренний мир человека»?
  • Комментированное чтение 7, 8, 9 абзаца. Выборочный пересказ. Поиск ответа на вопрос: «Что такое культурные традиции?

  • Физ.минутка

Y Первичное закрепление

  • Работа с толковыми  словарями.

Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? ( Патриот).

Чтение значений слова ПАТРИОТ, трактуемого в разных толковых словарях

  • Следующее задание поможем  нам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Предлагаю работу  в группах.

VI.   Самостоятельная творческая работа учащихся.

Работа в группах. Каждая группа получает набор фотографий и карточек с выходными данными о личностях.

Задача для учащихся  – понять (вспомнить), кто эти люди,  и составить небольшое устное сообщение об их вкладе в историю России

1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич. 

2 группа – композиторы и певцы Чайковский Петр Ильич, Глинка Михаил Иванович, Рахманинов Сергей Васильевич  

3 группа – писатели и поэты Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, Виктор Петрович Астафьев.

4 группа – иллюстрации художников Андрея Рублева – «Троица», Виктора Михайловича Васнецова – «Богатыри», Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору».    

5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин,  Валентина Николаевна Терешкова Алексей Архипович Леонов,

6 группа – спортсмены Бальжинима Цыренжапович Цыремпилов, Ирина Роднина, Алиса Жамбалова, Анна Щербакова.

Презентация работы групп.

VII. Подготовка учащихся к пониманию сути  домашнего задания:

Проблемный вопрос:

А кто является гордостью нашей республики Бурятия?  Нашего города Закаменск? Что вы знаете о них?

Ребята, рядом  с нами живет много  скромных людей, которые, может быть, и  не совершили «супергеройских» поступков, но всей своей жизнью, своим трудом они доказали, что они - настоящие патриоты  города, края, страны. Это ваши прадедушки и прабабушки, которые строили наш город,  делали его ярче, краше,  растили хлеб на пользу людям, запускали нашу обогатительную фабрику, добывали руду. На следующий урок я жду от вас небольших сообщений на тему «Моя семья в истории города» (Записать домашнее задание) Альтернативное домашнее задание: рассуждение - ответ: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»

VII. Итог урока. Что узнали нового?

Рефлексия (1 мин, ответы по желанию): Закончите предложения:

 Мне больше всего…

А теперь я вам предлагаю посмотреть презентацию (слайд-шоу), посвященную  нашей большой и малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Урок "Наша Родина-Россия"

Цель урока - познакомить учащихся  с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...

Путешествие по природным зонам нашей Родины

Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс

Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....