Разработка урока по модулю "ОСЭ" на тему "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Конспект урока содержит целеполагание, описаны методы, этапы урока, направления работы на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ose_fedoseevoy_e.m._rossiya_-_nasha_rodina.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы светской этики»
Автор: учитель начальных классов МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск» Федосеева Елена Михайловна
Целевая аудитория: 4 класс
Тема: Россия – наша Родина
Цель: становление гражданских качеств личности через обсуждение основных культурно-исторических ценностей Российской Федерации
Задачи урока
– расширить знания учащихся о понятиях Отечество, Родина, патриот, гражданин, а также о том, что такое духовный мир человека, что такое культурные традиции и для чего они существуют;
– совершенствовать умения работы с географической картой, определения географических объектов на карте России;
– способствовать овладению учащимися навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитию навыков сотрудничества со сверстниками (умений работать в группе, коммуникативных действий обучающихся).
Виды деятельности: работа с картой, проблемный диалог, чтение с комментированием, устный ответ – рассказ по теме урока, работа с фотографиями (иллюстрациями), самостоятельная работа с карточками, групповое творческое задание.
Основные термины и понятия: Россия, Родина, патриот, гражданин, Отечество, столица, государственные символы
Презентация о России, героях России со вставкой мелодии гимна Российской Федерации
Ход урока
- Организация деятельности учащихся. Знакомство с учащимися в форме игры в «тезки».
- Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать. Совершим краткий обзор по страницам нашего нового учебника. Посмотрим, полистаем, познакомимся.
- Что вы можете сказать о новом предмете? Что вам кажется знакомым? Новым?
- чему можем научиться, изучая предмет «основы светской этики?
- Введение в тему урока. Метод эмоционального погружения.
Вступительное слово учителя. Звучат фанфары . На презентации включается слайд, на котором отражена карта России.
- Ребята! Я предлагаю нам всем отправиться в путешествие. А какая важная вещь необходима путешественнику? (это карта). У вас на партах вы видите географический атлас России, откройте его на вкладке «Физическая карта РФ»
Из уроков окружающего мира вы уже знаете, что карта может о многом рассказать. О чем, например? …
Ребята, я прошу прочитать карточки, которые вложены в конверты, прочесть их, показать друг другу.
А теперь внимание:
- Сейчас я приглашу выйти сюда ребят с карточками – названиями городов и закрепить каждую из них на свое место на карте с помощью силовой кнопки (поиск географических точек на карте РФ)
(карточки розданы вперемешку, надо определить, что это за название и правильно определить его место на карте)
Карточки – заготовки:
- Города: Москва Архангельск, Владивосток, Калининград, Краснодар, Красноярск, Рязань, Новосибирск Санкт-Петербург, Тула, Улан-Удэ.
- Горы: Уральские горы Кавказ, Саяны,
- Моря: Черное море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море,
- Озера: Ладожское озеро, Байкал, Онежское озеро,
- Реки: Волга, Енисей, Обь, Лена.
Посмотрите внимательно на наши карточки – отметки на карте.
О чем же сейчас с нами «говорит» карта?
Постановка учителем проблемного вопроса: «Какое понятие объединяет все эти географические названия? – Родина.
Определение темы урока «Россия – наша Родина». Как вы думаете, почему такая тема урока самая первая в году? Сбор всех предположений в единый цельный рассказ.
- Актуализация знаний по теме урока.
Запись в тетрадь темы урока.
- Определение задач урока Значит, что мы узнаем? .
- Задание «Путешествие в слово».
Попробуем составить портрет слова «Родина». Ассоциации, описания – прилагательные либо продолжи фразу «Для меня Родина – это…
Комментированное чтение статьи из учебного пособия для учащихся.
Читаем первые два абзаца.
Беседа с учащимися.
Как называется страна, в которой мы живем?
Кто является главой нашего государства?
Что вы можете сказать о территории нашей страны?
Назовите столицу, покажите ее на карте.
- Прослушивание Гимна Российской Федерации. (встаем) Что прозвучало? Что знаете о гимне? Какие еще символы государства РФ вам известны?
- Комментированное чтение 3 абзаца. Выборочный пересказ. Работа по формированию понятия « духовный мир»
- Комментированное чтение 4, 5, 6, абзацев. Выборочный пересказ. Работа по поиску ответа на вопрос: «Что такое внутренний мир человека»?
- Комментированное чтение 7, 8, 9 абзаца. Выборочный пересказ. Поиск ответа на вопрос: «Что такое культурные традиции?
- Физ.минутка
Y Первичное закрепление
- Работа с толковыми словарями.
Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству? ( Патриот).
Чтение значений слова ПАТРИОТ, трактуемого в разных толковых словарях
- Следующее задание поможем нам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Предлагаю работу в группах.
VI. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Работа в группах. Каждая группа получает набор фотографий и карточек с выходными данными о личностях.
Задача для учащихся – понять (вспомнить), кто эти люди, и составить небольшое устное сообщение об их вкладе в историю России
1 группа – военачальники Жуков Георгий Константинович, Кутузов Михаил Илларионович, Суворов Александр Васильевич.
2 группа – композиторы и певцы Чайковский Петр Ильич, Глинка Михаил Иванович, Рахманинов Сергей Васильевич
3 группа – писатели и поэты Лев Николаевич Толстой, Александр Сергеевич Пушкин, Виктор Петрович Астафьев.
4 группа – иллюстрации художников Андрея Рублева – «Троица», Виктора Михайловича Васнецова – «Богатыри», Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом бору».
5 группа – космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Николаевна Терешкова Алексей Архипович Леонов,
6 группа – спортсмены Бальжинима Цыренжапович Цыремпилов, Ирина Роднина, Алиса Жамбалова, Анна Щербакова.
Презентация работы групп.
VII. Подготовка учащихся к пониманию сути домашнего задания:
Проблемный вопрос:
А кто является гордостью нашей республики Бурятия? Нашего города Закаменск? Что вы знаете о них?
Ребята, рядом с нами живет много скромных людей, которые, может быть, и не совершили «супергеройских» поступков, но всей своей жизнью, своим трудом они доказали, что они - настоящие патриоты города, края, страны. Это ваши прадедушки и прабабушки, которые строили наш город, делали его ярче, краше, растили хлеб на пользу людям, запускали нашу обогатительную фабрику, добывали руду. На следующий урок я жду от вас небольших сообщений на тему «Моя семья в истории города» (Записать домашнее задание) Альтернативное домашнее задание: рассуждение - ответ: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»
VII. Итог урока. Что узнали нового?
Рефлексия (1 мин, ответы по желанию): Закончите предложения:
Мне больше всего…
А теперь я вам предлагаю посмотреть презентацию (слайд-шоу), посвященную нашей большой и малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия – наша Родина.
Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...
Россия - наша Родина
Беседа...
Урок "Наша Родина-Россия"
Цель урока - познакомить учащихся с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...
Путешествие по природным зонам нашей Родины
Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...
Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс
Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....
квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс
Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
Конспект урока по литературному чтению....