Использование интеллект-карт на уроках ОРКСЭ
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Андреева Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Использование интеллект-карт на уроках ОРКСЭ

Выполнила Андреева Светлана Владимировна

Учитель начальной школы

МБОУ СОШ №4

Использование интеллект-карт на уроках ОРКСЭ

САМАЯ ТЯЖЕЛАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ –

                                                                                 РЕШИТЬСЯ ПРИСТУПИТЬ К НЕЙ.

Габриэль Лауб

В следующем году мне предстоит преподавать курс ОРКСЭ. Я выбрала модуль «Основы Православной культуры». Посещая курсы ОРКСЭ, я стала задумываться о том, что этот учебный предмет является сложным для учителя и для обучающихся.  Учитель преподающий этот предмет должен обладать необходимыми знаниями из области истории, литературы, культурологии, религиоведения.

Уметь донести сложный материал для ребенка простым понятным языком применяя разные приемы и методы. А самая ключевая цель прежде всего ориентирована на воспитание, духовное и нравственное развитие ребенка. Младшие школьники мыслят ассоциациями и образами.  

Карты-ума помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации .

Интеллект-карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.

Преподаватель курса ОРКСЭ Г.И. Волченкова, порекомендовала посмотреть её материалы «В помощь учителю» на сайте УМЦ. Меня увлекла технология «интеллект-карт». Потому что они помогают учителю реализовать все УУД.

Стремлению мозга к законченному и целостному восприятию, к познанию нового. В результате постоянного использования всех способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах. С ними уроки будут проходить интересно и увлекательно. Каждый ученик будет вовлечен в мыслительную деятельность. Плюс творчество и удовольствие!

горовая.jpg

Рассмотрим несколько уроков ОРКСЭ ОПК с применением этой технологии.

Урок ОПК №1 «Россия наша Родина»

Цель моего первого урока ОПК ввести детей в новый предмет. Поэтому я считаю, что надо сформировать понятия праздники для детей в обычной для них жизни и праздник в православной жизни христиан. Что наша Родина, это многонациональное государство, где у каждого народа, проживающего в нашей стране, есть свои традиции, культурные и религиозные, а они лежат в основе культуры любого народа.

Все события, которые описаны в Библии и Евангелие отражены в Православных праздниках. Центром всей библейской истории есть жизнь Иисуса Христа его материи.

Вводя понятия православных праздников, я применяю технологию и опережающего обучения т.к. это дает предпосылки к изучению тем: «Библия и Евангелие», Пасха», «Храм», «Икона» и др.

Поэтому на этом занятии у детей формирую понятия государственные праздники и православные. Для актуализации мыслительной деятельности и для определения темы я предлагаю им разделиться на мини-группы. Для каждой группы приготовлены названия праздников государственных и православных.

Ставлю задачи:

  1. Разделить праздники на две группы. После выполнения обсуждение команд в выборе действий. Их рассуждения.
  2. Попробовать поработать с группой православных праздников и также распределить на две группы.

-Здесь вводится понятия Господские праздники (вспоминаются о события земной жизни Иисуса Христа) и Богородичные (связанные с жизнью Девы Марии, Божьей Матери)

-Объясняю, что они называются двунадесятыми, т.е их 12 важнейших церковных праздников, связанных Евангельской историей и историей Церкви. (семь Господских и 5 Богородичных).

-Переходящие (непостоянные). Зависят от даты Пасхи

  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – зависит от Пасхи. Празднуется в воскресенье, предшествующее Пасхе)
  • Вознесение Господне, празднуется на 40-й день от Пасхи и всегда в четверг)
  • Троица, празднуется на 50-й день от Пасхи, всегда воскресенье, поэтому называется пятидесятница

- не переходящие (постоянные) праздники. У них есть постоянная дата празднования.

Теперь мы можем ввести понятия ПАСХА – самый главный праздник и торжественный праздник у христиан.

Интеллект-карта «Христианские праздники»

Карта составлена в программе Miro (онлайн-доска)

Урок ОПК № 12 «Милосердие и сострадание»

Задачи урока раскрыть смысл слова «милосердие», сформировать первоначальное представление о милосердии и сострадании; показать на примерах в православных традициях русского народа; о проявлении милосердия в современной жизни.

Организационный блок

Учитель: Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей

Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

В ответ Господь рассказал следующую притчу: «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе”».

Формулировка темы

Учитель: Что не смогли проявить прохожие к пострадавшему?

МИЛОСЕРДИЯ

«Скажи, — обратился Господь к учителю закона, — кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» Он сказал: «Тот, кто оказал ему милость». Тогда Господь сказал ему: «иди, и ты поступай так же».

Учитель: Как это поступать так же? Давайте разберемся.

Для актуализации мыслительной деятельности я предлагаю 

прием «Дерево предсказаний»

 

Отвечая на вопросы в ходе урока, учащиеся составляют интеллект-карту по теме «Милосердие и сострадание».

Отвечая на вопрос : «В чём проявляется милосердие», в блоке «Дела милосердия» можно говорить п понятиях милостыня, пожертвования и забота.

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

           - Пожертвования - (сбор средств: на строительство храма, больницы, на проведение дорогостоящих операций и т.д.)

           - Забота (о пожилых, бездомных, инвалидах, пострадавшие в катастрофах, о животных)

ПРИТЧА «ЕСЛИ ТАКОЙ МИЛОСЕРДНЫЙ-ТО ЗАБИРАЙ ДАРОМ»

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку.

– Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

– Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина.

Тогда мальчик почему - то очень заволновался.

– Вот его - то я и хотел бы приобрести.

– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.

– Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.

Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло.

– Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться.

– Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- Какие чувства вы испытали, когда слушали?

- Каким качеством обладал мальчик?

- Как назвал продавец мальчика?

Притча об иконописце, родившемся без рук и ног Григории Журавлёве (презентация)

Учитель:

Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Кто эти люди, которые проявляют милосердие (презентация)

-Сёстры-милосердия (женщина, ухаживающая за больными, ранеными)

Екатерина Михайловна Бакунина. Героиня Крымской и Русско-турецкой войн,

Юлия Петровна Вревская, баронесса. С началом русско-турецкой войны,на деньги, вырученные от продажи имения, снаряжает санитарный отряд, сама становится рядовой сестрой милосердия.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Императрица Александра Фёдоровна

Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерями ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

Учитель:

К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются.

Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной.

существуют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой; организация заботится о детях, страдающих раком).

А также фонд «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы является создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и их родителей.

Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «Добро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям.

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

Учитель:

Творческая работа в группах. (Примеры для различных ситуаций)

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

  1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
  2. В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
  3. Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками
  4. Вы нашли у своего дома маленького котенка
  5. Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
  6. Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
  7. Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

Дома попробовать составить правила милосердия (или во внеурочной деятельности)

«Правила милосердия».

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Интеллект-карта по теме «Милосердие и сострадание»

Карта составлена в программе Miro (онлайн-доска)

Рассмотрим урок ОПК №29 Тема «Христианин в труде»

Формирование понятий: всякий ли труд хорош? Какой труд вреден для человека?

Для актуализации мыслительной деятельности в начале урока предлагаю ребятам игру «назови одним словом»

  • Это богоугодное дело.
  • Он помогает человеку проявить свои лучшие качества.
  • Согласно народной мудрости, он красит человека.
  • Кто не хочет это делать, тот и не должен есть.

Обозначив тему урока, учитель с детьми постепенно рисуют интеллект-карту, наполняя её новыми понятиями, символами, стрелками и т.д.

Вспомните, говорится ли что-нибудь, о труде в священных книгах?

Действительно, в Библии с первых строк рассказывается о том, как трудился Бог, создавая наш мир.

Потом Он призвал к труду человека, которого создал по образу Своему и подобию.

-заповеди, которые получили первые люди от Творца (можно вернуться к изученной теме урок №11 и вспомнить заповеди нарисовав карту-ума)

Интеллект-карта, это и отличное пособие для учителя, где видны все этапы урока.

Интеллект-карта по теме «Христианин в труде»

Карта составлена в Adobe Illustrator

Вывод:

Создание на уроках интеллект-карт, это как путешествие ума, где будут отражаться пути следования наших мыслей. Ведь как путешественник выбирает для ориентиров самые запоминающиеся объекты, так и наши ученики исследуя свой ум выбирают самые красочные и запоминающиеся образы и размещают их на ветках разума. (Т. Бьюзен)

Интеллект -карты можно использовать при изучении нового, при закреплении обобщении изученного, при выполнении домашнего задания. Создание интеллект карт не только на бумаге, но и в таких программах как

Adobe Illustrator (создание векторных изображений), Miro (онлайн доска), mindmeister- позволяет создавать и просматривать карты и блок-схемы включая вложенные документы, ссылки, видеофайлы, оставлять комментарии.

Критерии оценивание интеллект-карты.

 

При анализе оценивается наличие

№ критерии

Показатели

Баллы

1

Главная тема обозначена. Яркий объёмный образ

2

Чёткая структура. Соблюдение правил оформления

3

Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося

4

Ассоциаций, наполняющих структуру

5

Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение ИКТ, иллюстративного материала побуждающие ассоциирование)

6

Полнота или бедность содержания интеллект-карты

7

Наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей. Проявляется в цвете, символах и деталях

8

Владение необходимыми умениями и навыками

Всего баллов

Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:

1. Достигнуто в высокой степени 3 балла

2. Достигнуто частично 2 балла

3. Достигнуто в малой степени 1 балл

4. Не достигнуто 0 баллов

Цели и задачи для моей будущей работы:

Когда я предложила учащимся в классе построить первый раз интеллект-карту окружающего мира «животные», то результаты были удручающими.  Для составления карт нужна тщательная подготовка учителя к уроку. Первые карты надо создавать вместе, простым карандашом, а дома попросить только раскрасить её, добавить по желанию. При составлении учащимися самостоятельно интеллект-карт обязательно надо на каждом уроке рассматривать их совместно, анализировать, что получилось.

Для практической реализации своих планов, необходимо было определиться с целью и задачами.

Цель: внедрение в практику своей работы методики «Интеллект-карты».

Задачи:

1)изучить данную методику;

2) апробировать её в рамках одного класса и, проанализировав результаты, сделать вывод о возможности её применения в моей работе;

3) в случае положительных результатов распространить методику «Интернет-карты» ШМО учителей начальной школы, педсовете.

 Если ты попробуешь,

У тебя есть два варианта:

Получится или не получится.

А если ты не попробуешь,

То есть всего один вариант!

Приложение к уроку «Труд-христианина»

МАТЕРИАЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКЕ

Что вы знаете о первом грехе людей? (презентация)

Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти. (Слайд 4)
Людям были даны четыре заповеди
(Слайд 5):
- умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»);
- возделывания и хранения сада;
- познания мира («нареки имена животным»);
- поста.
(Слайд 6).

Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучше.
Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания.
Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней.
(Слайд 7). 

Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии. Что такое магия Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Но мудрость никогда не дается без труда и опыта.
(Слайд 8).

 Самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. И это кончилось бедой. Люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
(Слайд 9,10).

Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа)и ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».

Вывод: мало бездумно делать свою работу, нужно любить ее, проникаться ею, осознавая что, как и для кого ты делаешь. Вкладывая частицу себя в дело, которым занимается работник, он улучшает качество своего труда. И, в итоге, любимая работа – это всегда лучше, чем бессмысленная и надоевшая, нелюбимая и рутинная.

А с экранов телевизоров к нам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Поле чудес» и т.д. то есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюдце с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Если человек работает, принося пользу людям, его труд радует Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит день перед Божьим взором, и работает честно.

Если подняться под самый купол древнего храма, то можно увидеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, что находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали на совесть. Они знали что, никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте, но верили в то, что их труд видит Бог, и не позволяли себе лениться.

Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».

Ученик  читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка! (Л.Н.Толстой)

- Благодаря чему птице удалось исполнить желание? (терпению и труду)

Конституция РФ (право на труд)

Христиане трудятся не только ради себя и своей семьи. Есть труды на благо Отечества. Это любой труд человека, когда он трудится ради пользы другим людям, а не только ради денег. Например, геологи ищут полезные ископаемые для всех, врачи заботятся о здоровье сограждан, военные, летчики, моряки, машинисты поездов и многие другие работают на благо других и своей Родины.

 Случилось это в Средние века.

    Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

 - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой. Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.

 - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.  

    Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

 - Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, - улыбнувшись, ответил третий каменщик.

    На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

- Проанализируйте работу каждого строителя.

- Кому интереснее всего работать?

- Какой можно сделать вывод?

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему — корова, ну а самому младшему — топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своём доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжёлый труд — работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать всё меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» — решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что всё дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Итак, с христианской точки зрения, труд — это не просто

средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла:

«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Многие стороны жизни требуют от человека умения трудиться. Например, общение с другими людьми — это уже труд.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА УРОКАХ ОРКСЭ

Слайд 3

Приём «Дерево предсказаний»

Слайд 4

«Люби ближнего, как самого себя»

Слайд 5

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Использование игровых технологий на уроках ОРКСЭ

Игровые технологии на уроказ ОРКСЭ в начальной школе...

Семинар для педагогов «Использование интеллект-карт от Тони Бьюзена на уроках в начальной школе»

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта инфо...

Мастер-класс " Использование интеллект-карты на уроках окружающего мира"

Материал содержит рекомендации о том, как подготовить урок математики с применением технологии сотрудничества...

Мастер-класс "Теоретическое экспресс-исследование с использованием интеллект-карт"

Материал мастер-класса "Теоретическое экспресс-исследование с использованием интеллект-карт" в рамках городского семинара....

Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Метод интеллект-карт является эффективным методом развития речи у детей....