Использование игровых технологий на уроках ОРКСЭ
статья (4 класс) на тему

Ирина Владимировна Дроненко

Игровые технологии на уроказ ОРКСЭ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_igrovye_tehnologii.docx114.31 КБ

Предварительный просмотр:

      МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО    ОБРАЗОВАНИЯ

                 

                                КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

       «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

                    ОРКСЭ «

 

                                                         

                                             УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                             ГБОУ СОШ №

                                                ДРОНЕНКО  ИРИНА  ВЛАДИМИРОВНА

                                              МОСКВА

                                              2014 ГОД

                                               СОДЕРЖАНИЕ

1.АКТУАЛЬНОСТЬ  ДУХОВНО - НРАВСТВЕНОГО

 ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

2.КУРС ОРКСЭ

3. СЕМЬЯ – СОУЧАСТНИК   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ  ОРКСЭ

4.ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ  ОРКСЭ

5.УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  РЕСУРСЫ

  1.Актуальность духовно-нравственного воспитания школьников

               В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое  местo  поставлены те черты,  котoрые  в российском сознании всегда почитались как главные.

Но развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, на детей обрушивается поток продукции, пропагандирующей  праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность. 

Школа является основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения.  Учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное воспитание ребенка.

Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке  образованных, высоко  нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире  ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Все вышеназванные проблемы в области духовно-нравственного воспитания требуют целенаправленного разрешения.

 2.Курс  ОРКСЭ


Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.  При   этом светская и религиозная  этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте  взаимного  дополнения, что естественно, поскольку в светском и религиозном  подходах к воспитанию много точек взаимодействия,  основанных на идеях добра, совести,  справед-ливости,  патриотизма,  достоинства, уважения к человеку.

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты  основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».

Или обратимся к темам уроков: «Мoраль  и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», «Альтруизм и эгоизм». Сами темы говорят о высоком воспитательном значении.

Уроки по ОРКСЭ строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек. Таким образом, составляется более целостная картина мира. Главное,  чтобы  дети  не сопоставляли  свои  мнения: мое – это правильно, а его – нет, моя религия – это хорошо, а его – плохо. Они должны прислушиваться друг к другу, учиться друг у друга, искать не противостояния, а  oбщее.  Ведь все религии в основе своей имеют одни и те же понятия.

Уход в воспитании от традиций  правoславия  одна из причин нравственного опустошения личности. Поэтому на уроках ОРКСЭ в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Ведь во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. В содержание уроков включаю чтение христианских притч, поэзии, демонстрации произведений изобразительного искусства, прослушивания песен, музыкальных фрагментов.

              Практически всегда  на уроках читаем христианские притчи, которые передавались из поколения в поколения, но не утратили своей мудрости и простоты. Притчи всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить ответы на вопросы бытия.
Притчи играют особую  рoль,  так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Они отражают ценности, идеи, обобщают имеющийся опыт. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Притчи являются одним из древнейших  спoсобов  передачи мысли и обучения молодежи.

Нравственное здоровье каждого человека и каждой семьи анализируется и комментируется народным фольклором. Поэтому на своих уроках всегда использую произведения устного народного творчества. У каждого народа есть колоссальный по объему фонд пословиц, поговорок и о совести, и о чести, и о достоинстве. Например, «В  кoм стыд, в том и совесть» (русская), «Совесть пoлoвина  веры, а может быть и вся» (азербайджанская).
Формирование позитивных качеств личности одна из ведущих тем фольклора: «Хваленoгo берегись хуже  хаянного» (русская), «У кого много недостатков, тот легко находит их у других» (адыго-абхаская).
Интересными для учащихся являются поговорки и пословицы, например, мусульманских народов Северного Кавказа (кабардинцев, абхазов), посвященные теме этно-конфессиональной толерантности. У них эта тема представлена, прежде всего, в категориях терпимости, сдержанности, в умении прощать, противостоять раздражающим и оскорбительным действиям, не теряя самообладания и самоконтроля. Например: «Терпеливый  достигнет мечты, а нетерпеливый опозорится», «Сделаешь добро – получишь добро, сделав другому зло - не жди от него добра», «Добром на добро может ответить каждый, добром на  зло – только истинный мужчина», «Помоги даже врагу, если ему нужна  помощь».

  3.Семья – соучастник педагогического процесса  при обучении  детей  ОРКСЭ

Народная и религиозная мудрость – неиссякаемый источник знаний, достойный подражания. У всех народов во все времена воспитанием подрастающего поколения занимались бабушки и дедушки. Не случайно так высок авторитет пожилых людей и у христиан, и у мусульман,  у иудеев,  у буддистов. «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (абхазская).

Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации можно предложить детям обратиться к членам своей семьи. 

 Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, ведь первым трудовым навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. А главное - они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут быть и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Конечно, такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи, а это никто и не запрещает.

За небольшой период преподавания «Основ светской этики» мои ученики делились своими впечатлениями о более тесном общении с родными, некоторым открылись семейные тайны, а кто-то узнал о героическом прошлом своих предков.

 4.Игровые технологии  на уроках ОРКСЭ.

Очень важно на уроках ОРКСЭ использовать игровые технологии. На одном из уроков «Основы светской этики» ребятам была предложена игра «Спасибо». Участники в конце занятия встают в круг. По цепочке от одного к другому они продолжают одну фразу: «Спасибо тебе за…» Таким образом, подчеркивается важность сотрудничества, умение позитивно относиться к происходящему, толерантное отношение к другим мнениям и позициям. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о
 другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Есть много  разнообразных форм и методов работы. Являясь учителем  начальных классов   у меня есть возможность   интегрировать  православие с другими учебными предметами: литературным чтением, трудовым обучением, изобразительным искусством. 

Вот некоторые словесные игры: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Найди ошибку», «Да-нет», «Найди соответствия», «Назови синонимы, антонимы к словам». Например,  «Цепочка слов», где нужно подобрать однокоренные слова к слову ДОБРО: доброта, добрый, добродетель, доброжелательность,  Добрыня, добролюбие, добряк и т.д.

Любимые детьми настольные игры – кубики, мозаика, строительный конструктор, лото, как готовые выпускаемые издательствами Русской Православной Церкви («Спешите делать добро», «Познай Православные иконы Пресвятой Богородицы», «Мы строим храм» и другие), так и изготовленные самостоятельно. 

Игры- драматизации, сюжетно-ролевые, где ученики разыгрывают диалог, сюжет, делятся личным опытом, например, «В кельи у старца», «Паломники». 

  Игры–путешествия. В них ученики путешествуют по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам. Например, игра-путешествие в страну «Добротолюбие», игра-путешествие во времена Святого князя Владимира. Игра может занимать небольшое время, часть урока – для изучения нового и закрепления пройденного материала, для поддержания интереса урока, преодоления трудностей в изучении. Игра может иметь долговременный характер, когда на протяжении нескольких уроков дети играют в игру, итог которой является закрепление всего изученного материала. Так, например, при изучении темы «Великий пост и Светлое Христово Воскресенье» можно с детьми организовать игру «По лесенкам Великого Поста», а итоговое занятие провести в виде открытого мероприятия в параллелях или в начальной школе Праздника Пасхи.

 Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т.д.), поэтому я активно применяю информационно-компьютерные технологии : презентации, работа с интерактивной доской, с электронными пособиями, электронная игра «Православие». Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую , предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. Демонстрации видеороликов позволяет учащимся совершить виртуальную экскурсию. В сети Интернет можно найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, а так же и учащиеся могут самостоятельно подготовить и оформить дополнительный материал по конкретной теме или проекту.

 Технологии сотрудничества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе. Приведу пример некоторых форм и приемов работы в данной технологии: беседа,взаимные вопросы и задания («Чёрный ящик», «Волшебный мешочек »), взаимообъяснение (учащиеся выступают в роли учителя), интервью (например, по теме «Род и семья »).

         В курсе много  различных  понятий.  Мы составляем словарь терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса. А для  контроля  за  усвоением  их используется на уроках следующие приемы: 1) Домино (на  одной  части карточки записано  понятие,  на  другой  – определение ) ; 2) Кроссворды. 

А также мы устраиваем празднование народных обычаев ( например, «Масленица» с поеданием блинов и развлечениями на улице ), рисуем рисунки к православным праздникам, изготавливаем поделки (бумажный ангел, Пасхальное яйцо, рисунок с элементами аппликации « Мой любимый Храм» и другие).

В конце каждого урока идёт размышление о своём внутреннем состоянии,   то есть – рефлексия (« Что говорит моё сердечко?»).

 5.Урок с использованием игровых технологий

Тема: «Нравственный поступок (формирование понятий «добро» и «зло»)

Цели:

  • познакомить учащихся с понятиями «нравственность», «добро» и «зло»;
  • совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы;
  • воспитывать честность, справедливость, усвоить основные нравственные требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Оборудование: ребусы, карточки, пазлы с изображением сказочных героев, листы цветной бумаги.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Деление класса на 4 группы по 6 человек с помощью жетонов разного цвета)

  1. Объявление темы урока.

Работа над понятием «нравственность».

Тему нашего урока вы сможете назвать, разгадав ребус:

Безимени-1

Цифра в кружочке означает букву алфавита под этим номером. Соберите эти буквы и составьте из них слово — название темы нашего урока.

  1. Работа по теме урока.

Учитель.  Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.

- Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях)

- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?

(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)

Учитель. - Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах.

I группа. Древнеиндийское изречение

Делать ближним добро — это делать то, что желаешь себе.

II группа. Аристотель  (древнегреческий философ)

Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.

III группа. Английская пословица

«Лучше всех знает цену добру тот, кто испытал зло»

IV группа.  Туркменская пословица

«На добро отвечать добром — дело каждого, а на зло добром — дело отважного».

(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)

Учитель. - А сейчас следующее задание.

Вспомните сказки, в которых рассказывается о добре и зле. А поможет вам в этом игра: «Собери сказочного героя».

(Ученики работают в группах, собирая пазлы: «Баба-Яга», «Золотая рыбка», «Красная шапочка», «Дюймовочка»)

Учитель. - Такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич — богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.

Существует множество слов с корнем «добро».

Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:

I группа — слова — имена собственные, фамилии .

II группа — имена существительные.

III группа — имена прилагательные

IV группа — глаголы.

Учитель. - А теперь  следующая игра: группам раздаются цветные листы бумаги — черные и красные. На доске написан список различных нравственных понятий: (нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень). За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного — нравственные поступки.

(Подводятся итоги)

Учитель.  - А теперь я предлагаю вам выбрать из списка определения и соотнести их с пожеланиями:

Пожелания

Определения

I группа

Добро пожаловать

II группа

Будьте добры

III группа

До добра не доведет

IV группа

В добрый час

Определения: формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.

(Подведение итогов)

Учитель. - Сейчас мы проведем заключительный конкурс: «Собери пословицу»

1 Не одежда красит человека

2 Доброе дело

3 Доброта

4 Доброе слово человеку

5 Кто добро творит

6 Худо тому,

3 лучше красоты

4 что дождь в засуху

5 того Бог благословит

2 само себя хвалит

6 кто добра не делает никому

1 а добрые дела

Учитель. - Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (ответы детей)

- Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств? (Нет)

- Можно ли назвать нравственный поступок «доброе дело»? (Да)

  1. Итог урока (рефлексия)

- Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.

«Не обижай людей — придет расплата.

Нам счастья не судит обида чья-то»

«Ты будешь ближними любим,

И радость доброты познаешь,

Не пожелав другим

Того, чего себе не пожелаешь»

«Без зла смотри на мирозданье,

А взглядом разума, добра, любви.

Жизнь — это море, из благих деяний.

Построй корабль и по волнам плыви»

(Стихотворение вручается каждому ученику

  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение  социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления  внеучебной  деятельности и особенно востребована младшими школьниками. Ролевая игра способствует отработке правил и моделей поведения, школьники приобретают  знания об общественных нормах,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.  Дети в игре примеряют на себя разные социальные роли, создают различные сценарии поведения, получают опыт их использования в различных ситуациях.

Деловая игра – это моделирование различных социальных ситуаций, цель которых – обучение принятию решения.  В ходе  деловой игры учащиеся:

-находят первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний;

-приобретают опыт решения проблем в непосредственном действии, проживая определённую ситуацию в ходе игры;

-анализируют то, что происходит в процессе игры – чувства, эмоции и поведение, основываясь как на собственных ощущениях, так и на обратной связи от участников и ведущего;

-учатся делать выводы на основе последующего анализа о собственном уровне компетентности, использовать в качестве примеров наиболее ценное из полученного.

Обращение к игровым формам через сквозных героев, которые выбираются для того, чтобы они придали целостность курсу, несли позитивный заряд, смогли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета.

7.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ


1. Громыко М. М.,  Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. М., 2008.
3. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. М., 2003.
4. Лавров В. М. История религий как часть истории России // Русская история. 2009, №2.
5. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспи-тание  детей и молодёжи  России: комплексное решение проблемы. М., 1998.
6. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека. М., 2002.
7. Метлик И. В. Религия и образование в светской школе. М., 2004.
8. Метлик И. Н. Мировоззренческие основания духовной культуры и воспитание школьников //Педагогика. 2009, №3.
9. Тюляева Т. И. Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования – основа духовно-нравственного воспитания школьников. / Методист.2009, №6.

10.https://drive.google.com/viewerng/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxvcmtzZTI3bmFufGd4OjI1OTM2MjY0NWY0OWJiMWU

11.https://drive.google.com/viewerng/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxvcmtzZTI3bmFufGd4OjZjYTMxYzg3Y2M2NDBlM2U

12. https://sites.google.com/site/orkse27nan/distancionnye-zasedania/sovremennye-pedagogiceskie-tehnologii-na-urokah-orkse

Методические приемы на уроке и после уроко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Психологические игры и игровые технологии на уроках ОРКСЭ

Данный материал  поможет педагогу сориентироваться  в новейших технологиях обучения по новому курсу "Основы Духовно-нравственной  культуры  народов России".Педагог сможет использов...

Использование игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе с использованием интернет ресурсов

В презентации описывается применение игровых технологий на уроках иностранного языкав начальной школе с использованием интернет ресурсов...