Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми с ОВЗ
материал

Ялаудинова Юлия Анатольевна

Метод интеллект-карт является эффективным методом развития речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ялаудинова Юлия Анатольевна

Учитель-логопед

 МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ

 имени Шелковникова К.М.»

РБ, Баргузинского  района,

 пгт. Усть- Баргузин

Использование интеллект- карт в  логопедической работе с детьми с  ОВЗ

В настоящее время проблема обучения воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является весьма острой и актуальной. Сегодня мы вынуждены признать, что количество детей с ОВЗ с каждым годом увеличивается. Неуклонно растет количество детей с нарушениями речи. Конечно к таким детям требуется особый подход. Основными задачами педагогов в данном случае, являются: во-первых, подбор эффективных методов и приемов работы с такими детьми, во-вторых, повышение педагогических возможностей родителей через ознакомление их с новыми технологиями и вовлечения семьи в педагогический процесс.

К,Д, Ушинский писал : «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Среди множества доступных и эффективных методов для развития речи у детей с ОВЗ существует метод  интеллект- карт. Метод составления интеллект-карт в образовании используется не так давно. Автором и изобретателем является Тони Бьюзен, английский  психолог, специалист по обучению и развитию интеллекта.

Что является преимуществом интеллект- карт?  Все дело в особенностях нашего мышления. В своей книге «Супермышление» Т.  Бьюзен пишет, что наше мышление не организовано как текст, линейно. Оно имеет именно ветвящуюся структуру, где каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти понятия связаны с третьими и так до бесконечности. Такая организация материала является многомерной, именно поэтому интеллект- карта удобна в использовании по сравнению с текстом.

Интеллект- карты — это особый вид записи материалов в виде структуры, расходящейся от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Они предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Они обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется ни на слова, в основном на образы, пространственные структуры), различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Интеллект- карта, в дословном переводе с английского, «карта ума», используется в основном для запоминания информации, с помощью которой развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Интеллект карта- или умная карта, карта мыслей. Это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых или вторичных тем.

По мнению Акименко А.М. «Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций пополнения и активизации словарного запаса развитию связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и объёмных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учится различать видовые понятия»

В работе с интеллект- картами можно выделить следующие этапы:

1 этап – подготовительный: сбор и подготовка материала для карты (рассматривание картинок, вырезание нужных, изготовление копилки «картинок - помощников»)

2 этап- основной, включает в себя несколько подэтапов: обсуждение вариантов применения тех или иных символов и понятий;

- составление карты по заданной теме;

-одновременно с составлением карты проговаривание всех понятий, уточнение взаимосвязей и взаимозависимостей, выстраивание логической цепочки в символическом рисунке;

- определение границ карты, исходя из имеющейся информации и знаний.

3 этап – заключительный: составление связного рассказа с опорой на карту, демонстрация полученных знаний и умения ими пользоваться.

Результативность работы с интеллект- картами можно увидеть у всех участников процесса. У родителей это:

- Проявление интереса к новым технологиям в развитии детей:

-Желание участвовать в педагогическом процессе;

-  Возможность живого общения в ходе совместной продуктивной деятельности с ребенком.

У педагогов появляется:

- возможность решения нескольких задач одновременно;

-возможность введения интеллект-карт в различные образовательные области;

-возможность привлечения нескольких детей в процесс создания карты;

-возможность укрепления связи  «педагог- ребенок- родитель»

Результатом работы с интеллект-картами у детей станет:

-развитие обоих полушарий мозга;

-активизация творческих способностей;

-развитие памяти;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие навыков анализа и синтеза

-активизация логических процессов

В речевом развитии результатом работы станет:

- умение классифицировать, объединять, обобщать;

-умение устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и явлениями;

-владение предметным словарем в рамках описываемой темы;

-владение средствами словесной характеристики предметов и явлений

-соблюдение грамматических норм русского  языка;

-умение самостоятельно составить рассказ с опорой на наглядную основу.

Важным дополнением при работе с интеллект- картой является то, что практически все составляющие процесса можно отдать в руки ребенка. Проходя все этапы, ребенок получает не только необходимые навыки, но и воспитывает в себе аккуратность, ответственность и взаимопомощь; учится взаимодействовать с другими, размышлять, фантазировать. Все это положительно влияет на развитие его личности. Ребенок чувствует принадлежность к этому процессу, повышается его самооценка, приходят уверенность в себе, создается немаловажная ситуация успеха.  А если это сделано еще с мамой или папой, это имеет огромный положительный эффект для обеих сторон.

Используя в своей работе интересный метод интеллект –карт, формируется не только интерес ребенка с ОВЗ к слову, речи, родному языку, но и самым благоприятным образом влияет на его развитие личности в целом.  Вовлекая в этот процесс семью, мы предоставляем возможность родителям пообщаться со своим ребенком, узнать его потребности, разглядеть интересы, глубже понять  его личность.

Список литературы

  1. Бьюзен Т.. Бьюзен Б., Супермышление.- М. Попурри, 2019.
  2. Сидоров С.В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях.-  Электронный ресурс
  3.  Тумашова Т.А.  Повышение педагогических компетенций родителей детей –дошкольников  с ОВЗ посредством метода ментальных карт. Практика инклюзивного образования в Самарской области. Журнал №7. 2020
  4. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону: Феникс 2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"

Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...

Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.

Карта индивидуальной  коррекционной  работы с обучающимися. Образцы карт.Направление:  Работа с неуспевающими детьми  над повышением интенсивности  учебной деятельностиПояснен...

Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.

Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру  была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Методика изучения процесса круговорота веществ в природе сдетьми младшего школьного возраста

вматериале представлен опыт работы по теме"Круговорот  веществ в природе"....