Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми с ОВЗ
материал
Метод интеллект-карт является эффективным методом развития речи у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_intellekt-_kart_v_logopedicheskoy_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ялаудинова Юлия Анатольевна
Учитель-логопед
МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ
имени Шелковникова К.М.»
РБ, Баргузинского района,
пгт. Усть- Баргузин
Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми с ОВЗ
В настоящее время проблема обучения воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является весьма острой и актуальной. Сегодня мы вынуждены признать, что количество детей с ОВЗ с каждым годом увеличивается. Неуклонно растет количество детей с нарушениями речи. Конечно к таким детям требуется особый подход. Основными задачами педагогов в данном случае, являются: во-первых, подбор эффективных методов и приемов работы с такими детьми, во-вторых, повышение педагогических возможностей родителей через ознакомление их с новыми технологиями и вовлечения семьи в педагогический процесс.
К,Д, Ушинский писал : «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Среди множества доступных и эффективных методов для развития речи у детей с ОВЗ существует метод интеллект- карт. Метод составления интеллект-карт в образовании используется не так давно. Автором и изобретателем является Тони Бьюзен, английский психолог, специалист по обучению и развитию интеллекта.
Что является преимуществом интеллект- карт? Все дело в особенностях нашего мышления. В своей книге «Супермышление» Т. Бьюзен пишет, что наше мышление не организовано как текст, линейно. Оно имеет именно ветвящуюся структуру, где каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти понятия связаны с третьими и так до бесконечности. Такая организация материала является многомерной, именно поэтому интеллект- карта удобна в использовании по сравнению с текстом.
Интеллект- карты — это особый вид записи материалов в виде структуры, расходящейся от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Они предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Они обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется ни на слова, в основном на образы, пространственные структуры), различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Интеллект- карта, в дословном переводе с английского, «карта ума», используется в основном для запоминания информации, с помощью которой развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Интеллект карта- или умная карта, карта мыслей. Это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых или вторичных тем.
По мнению Акименко А.М. «Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций пополнения и активизации словарного запаса развитию связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и объёмных частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учится различать видовые понятия»
В работе с интеллект- картами можно выделить следующие этапы:
1 этап – подготовительный: сбор и подготовка материала для карты (рассматривание картинок, вырезание нужных, изготовление копилки «картинок - помощников»)
2 этап- основной, включает в себя несколько подэтапов: обсуждение вариантов применения тех или иных символов и понятий;
- составление карты по заданной теме;
-одновременно с составлением карты проговаривание всех понятий, уточнение взаимосвязей и взаимозависимостей, выстраивание логической цепочки в символическом рисунке;
- определение границ карты, исходя из имеющейся информации и знаний.
3 этап – заключительный: составление связного рассказа с опорой на карту, демонстрация полученных знаний и умения ими пользоваться.
Результативность работы с интеллект- картами можно увидеть у всех участников процесса. У родителей это:
- Проявление интереса к новым технологиям в развитии детей:
-Желание участвовать в педагогическом процессе;
- Возможность живого общения в ходе совместной продуктивной деятельности с ребенком.
У педагогов появляется:
- возможность решения нескольких задач одновременно;
-возможность введения интеллект-карт в различные образовательные области;
-возможность привлечения нескольких детей в процесс создания карты;
-возможность укрепления связи «педагог- ребенок- родитель»
Результатом работы с интеллект-картами у детей станет:
-развитие обоих полушарий мозга;
-активизация творческих способностей;
-развитие памяти;
-развитие мелкой моторики рук;
-развитие навыков анализа и синтеза
-активизация логических процессов
В речевом развитии результатом работы станет:
- умение классифицировать, объединять, обобщать;
-умение устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и явлениями;
-владение предметным словарем в рамках описываемой темы;
-владение средствами словесной характеристики предметов и явлений
-соблюдение грамматических норм русского языка;
-умение самостоятельно составить рассказ с опорой на наглядную основу.
Важным дополнением при работе с интеллект- картой является то, что практически все составляющие процесса можно отдать в руки ребенка. Проходя все этапы, ребенок получает не только необходимые навыки, но и воспитывает в себе аккуратность, ответственность и взаимопомощь; учится взаимодействовать с другими, размышлять, фантазировать. Все это положительно влияет на развитие его личности. Ребенок чувствует принадлежность к этому процессу, повышается его самооценка, приходят уверенность в себе, создается немаловажная ситуация успеха. А если это сделано еще с мамой или папой, это имеет огромный положительный эффект для обеих сторон.
Используя в своей работе интересный метод интеллект –карт, формируется не только интерес ребенка с ОВЗ к слову, речи, родному языку, но и самым благоприятным образом влияет на его развитие личности в целом. Вовлекая в этот процесс семью, мы предоставляем возможность родителям пообщаться со своим ребенком, узнать его потребности, разглядеть интересы, глубже понять его личность.
Список литературы
- Бьюзен Т.. Бьюзен Б., Супермышление.- М. Попурри, 2019.
- Сидоров С.В. Методические аспекты использования ментальных карт на учебных занятиях.- Электронный ресурс
- Тумашова Т.А. Повышение педагогических компетенций родителей детей –дошкольников с ОВЗ посредством метода ментальных карт. Практика инклюзивного образования в Самарской области. Журнал №7. 2020
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов на Дону: Феникс 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Конспект интегрированного урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева"Сказки и картинки Сутеева"
Конспект урока внеклассного чтения и изобразительного искусства "Сказки и картинки Сутеева".Целью урока было Углублять знания детей о творчестве В.Г. Сутеева,; учить выделять главное в содержании книг...
Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.
Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.Направление: Работа с неуспевающими детьми над повышением интенсивности учебной деятельностиПояснен...
Викторина по окружающему миру "Знаешь ли ты карту?".Материки,океаны, моря, острова, полуострова на карте.
Викторина может быть предложена учащимся 2-4 классов при изучении географических объектов на карте.Викторина по окружающему миру была создана для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Шко...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.
План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....
Методика изучения процесса круговорота веществ в природе сдетьми младшего школьного возраста
вматериале представлен опыт работы по теме"Круговорот веществ в природе"....