Мастер-класс "Теоретическое экспресс-исследование с использованием интеллект-карт"
материал

Терешкова Ольга Николаевна

Материал мастер-класса "Теоретическое экспресс-исследование с использованием интеллект-карт" в рамках городского семинара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №36 имени генерала А.М.Городнянского»

города Смоленска

        

                                                

                                                УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ                                                 

                                   Терешкова О.Н.

        

                                            2017

Цель мастер-класса: 

обучение участников мастер-класса методам организации исследовательской деятельности учащихся 

Задачи         мастер-класса:


• систематизировать знания о роли и специфике исследовательской    

  деятельности на ступени начального образования;


• отработать  методические подходы к организации исследовательской

  деятельности  обучающихся начальных классов на примере теоретического  

  экспресс-исследования;

 
• показать целесообразность применения в  исследовании практического

  метода интеллект-карт для  структурирования и обработки информации

  сознанием; 

• создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса,     

  формировать ситуацию успеха, рефлексии.


Форма: практическое        занятие.

 

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, 3 ноутбука, мультимедийная презентация по теме мастер-класса, листы формата А3, фломастеры, цветные маркеры для групп участников, раздаточный материал для работы в группах («Толковый словарь» С.И.Ожегов – 3 книги, листы с темами исследований, листы с краткой информацией о методе интеллект-карт). 

Ожидаемый результат:

 

участники мастер-класса получат знания о применении метода исследования  в учебном процессе на ступени начального образования, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.

                                   

                                   Содержание

 План

  1.  Введение.

               (представление, обоснование актуальности темы)

  1. Теоретическая часть.

      1.  Место, роль и специфика исследовательской деятельности на

           ступени начального образования.

      2.  Тематика исследований,  схема проведения исследования.

  1. Использование интеллект-карт при исследовании.

  1. Практическая часть  (групповая работа).

  1. Выбор темы (выделение, постановка проблемы).
  2. Постановка цели и задач.
  3. Выдвижение гипотезы исследования (предположения).
  4. Организация исследования (поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных, составление интеллект-карт)
  5. Подготовка к защите и защита работы.

  1. Рефлексия.

  1. Подведение итогов мастер-класса.

  1. Литература.

                               

                                    Ход мастер-класса

I. Введение

Представление.

Обоснование актуальности темы. 

Слайд 1. Название мастер-класса.
Слайд 2.
  Эпиграф к работе.

        

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы. В работах В.И. Андреева (Валентин Иванович Андреев – советский и российский педагог), В.В.Давыдова (Василий Васильевич Давыдов – советский педагог, психолог), Л.В. Занкова (Леонид Владимирович  Занков –советский психолог) говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Начинать эту работу надо в начальной школе.

II. Теоретическая часть

1.  Место, роль и специфика исследовательской деятельности

                 на ступени начального образования

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

По мнению ученых, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.

Слайд 3.  Место исследовательской деятельности.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок (проекты, практические работы), внеурочную деятельность (кружки, клубы и т.д.), дополнительное образование (конференции, День любознательных и т.п.).

Авторы комплекта УМК «Школа России», по которому я работаю, важное место уделяют проектной и исследовательской работе, которая выполняется как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук.

Слайд 4.  Роль исследовательской деятельности.

        Я хочу выделить основные, на мой взгляд, аспекты роли данного вида деятельности в начальной школе: 

  -  повышение познавательной активности и формирование положительной    

     мотивации учения; 

      

- формирование универсальных учебных действий младших школьников;

- достижение предметных результатов;

- высочайший воспитательный потенциал;

   - обеспечение преемственности в обучении.

Слайд 5.  Специфика исследовательской деятельности.

Специфика исследовательской работы в начальной школе, на мой взгляд,  заключается в следующем:

- систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая    

   роль учителя;

- необходимость помощи родителей.

2.  Тематика исследований,  схема проведения исследования

Тема исследования в начальной школе может быть   определена темой урока либо выбрана ребенком самостоятельно в соответствии со своими интересами. В  том и в другом случае она должна не только соответствовать возрасту и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. В своей работе я использую перечень тем для исследовательской работы (демонстрация папки «Темы исследовательских работ»).

Слайд 6.  Этапы исследовательской деятельности.

 Любая   исследовательская   работа     состоит   из   нескольких  этапов:

  1. Выбор темы (выделение, постановка проблемы).
  2. Постановка цели и задач.
  3. Выдвижение гипотезы исследования (предположения).
  4. Организация исследования (поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных).
  5. Подготовка к защите и защита работы.

С учетом специфики при свободном выборе темы на первом этапе учитель может и должен лишь «подтолкнуть» ребенка к  выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться? и т.п.  

Очень важно стимулирование положительной мотивации, чтобы вызвать состояние поисковой активности.  Ученика нужно научить пользоваться  средствами познавательной, исследовательской деятельности, описывать факты, найденный материал, а затем публично представить его. С этой  целью организуется совместная деятельность под руководством учителя.

III. Практическая часть (групповая работа)

1. Вводный инструктаж

-   Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам в ходе групповой работы  выполнить теоретическое экспресс-исследование по одной из предложенных  тем (Приложение 1). Перечень  тем указан  на раздаточных листах. Для структурирования информации прошу составить интеллект-карту. Этот метод я применяю на уроках. Данная работа позволяет наглядно представить процесс мышления. Материал по методу интеллект-карт имеется на столах (Приложение 2).  

Слайд 7.  Пример интеллект-карты.

Для получения информации вы можете воспользоваться ресурсами сети Интернет и словарями. Для презентации своей работы можно использовать компьютер и проектор.

2. Исследовательская групповая работа.

  1. Выбор темы (выделение, постановка проблемы).
  2. Постановка цели и задач.
  3. Выдвижение гипотезы исследования (предположения).
  4. Организация исследования (поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных, составление интеллект-карт)
  5. Подготовка к защите и защита работы.

IV. Рефлексия.        Составление        синквейна. 
- А теперь скажите, какое слово повторялось сегодня чаще? Предлагаю обобщить наши знания, составив коллективный синквейн на понятие «исследование».


Синквейн        состоит        из        5        строк:

- в первой  должно быть то, о чём         мы        пишем; 
- во второй  - 2  имени        прилагательных; 
- в третьей - 3 глагола;
- в четвёртой - целое предложение, открывающее суть;  
- в пятой - синоним к слову, о котором пишут.

V. Подведение итогов мастер-класса

- Мастер-класс я хотела бы закончить демонстрацией фрагмента видеоролика. В начале нашей работы я сказала об огромном воспитательном потенциале исследовательской деятельности. В прошлом году мы с ребятами выполняли коллективный проект «Салют, Победа!» Была выполнена большая исследовательская работа.  Кирилл Дудков взял интервью у своего прадедушки Гутова Константина Климентьевича, ветерана Великой Отечественной войны, а вопросы готовили ученики класса. Этой осенью Константина Климентьевича не стало… Когда ребята об этом узнали, они попросили снова включить интервью.


Демонстрация фрагмента видеоролика.

 - Спасибо за работу! Мастер-класс окончен.

         

VI. Литература

  1. Долгушина Н.. Организация исследовательской деятельности младших  школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - № 10.
  2.  М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.Cерия: Методическая библиотека учителя начальных классов. - Изд. "Баласс", 2012.
  3. Савенков А. И.. Психологические основы исследовательского подхода к обучению - М.: Просвещение, 2006.
  4. В.Ф.Феоктистова. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников. В помощь преподавателю начальной школы. Рекомендации. – Изд. "Учитель",  2015.

Интернет-ресурсы

  http://www.n-shkola.ru

Приложение 1

Группа 1

1. Почему вода  в небольших водоёмах  зелёная?

2. Спать или не спать? Вот в чём вопрос!

3. Почему в яблоке не прорастают семена?

4. Где растут мочалки?

5. Приёмы быстрого счёта.

Группа 2

1. Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?

2. У кого язык на ноге?

3. Были о пыли.

4. Полезно ли мороженое?

5. Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?

  Группа 3

1. Почему крик петуха раздаётся на рассвете в одно и то же время?

2. Кто такая медведка?

3. Шоколад – вред или польза?

4. Хорёк. Может ли он заменить кошку?

5. Поиск слов – глаголов, которые с не    пишутся слитно.

                                                                                                                             Приложение 2

                                              О методе интеллект-карт 

              Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт.

                                            Что такое интеллект-карты

                 Интеллект-карты (mind maps, ментальные карты) – это практический метод структурирования и обработки информации сознанием, при котором используется весь интеллектуальный и творческий потенциал человека. Этот интеллектуальный инструмент разработан Тони Бьюзеном и со времени своего возникновения завоевал много поклонников. Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум".

                                        Как составить ментальную карту

             Метод интеллект - карт уникален тем, что шаблонных правил и стереотипов тут нет. Максимально широкое самовыражение, творчество и отсутствие самоограничений – это основа основ в данном инструменте. Однако  есть некоторые принципы, которых желательно придерживаться, особенно если метод для вас нов или вы намерены показывать ментальную карту другому человеку.  

                             

                           Законы построения интеллект-карт

              При построении интеллект-карт  предлагается учитывать следующие рекомендации:

  • всегда используйте центральный образ;
  • как можно чаще используйте графические образы;
  • для центрального образа используйте три и более цветов;
  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;
  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;
  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;
  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект - карты было соответствующим;
  • используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты;
  • используйте цвета;
  • используйте кодирование информации;
  • используйте печатные буквы;
  • размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
  • следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
  • соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
  • делайте главные линии плавными и более жирными;
  • отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
  • следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
  • держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";
  • старайтесь располагать слова горизонтально.

                   В этих положениях отсутствует жёсткая категоричность, оставляя свободу для проявления индивидуальности. Т. Бьюзен подчёркивает: "Пусть вашей интеллект-карте не хватает ясности или привлекательности, она по-прежнему является точной записью мыслительных процессов, происходивших у вас в мозгу во время её составления" (Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007, с. 115).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"

На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений,  через знакомств детей с увл...

Семинар для педагогов «Использование интеллект-карт от Тони Бьюзена на уроках в начальной школе»

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта инфо...

Мастер-класс " Использование интеллект-карты на уроках окружающего мира"

Материал содержит рекомендации о том, как подготовить урок математики с применением технологии сотрудничества...

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих коллекциях. Рабочие листы. 2 класс.

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих колле...

Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Метод интеллект-карт является эффективным методом развития речи у детей....