Мастер-класс "Теоретическое экспресс-исследование с использованием интеллект-карт"
материал
Материал мастер-класса "Теоретическое экспресс-исследование с использованием интеллект-карт" в рамках городского семинара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_teoreticheskoe_ekspress-issledovanie_s_ispolzovaniem_intellekt-kart.docx | 69.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №36 имени генерала А.М.Городнянского»
города Смоленска
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Терешкова О.Н.
2017
Цель мастер-класса:
обучение участников мастер-класса методам организации исследовательской деятельности учащихся
Задачи мастер-класса:
• систематизировать знания о роли и специфике исследовательской
деятельности на ступени начального образования;
• отработать методические подходы к организации исследовательской
деятельности обучающихся начальных классов на примере теоретического
экспресс-исследования;
• показать целесообразность применения в исследовании практического
метода интеллект-карт для структурирования и обработки информации
сознанием;
• создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса,
формировать ситуацию успеха, рефлексии.
Форма: практическое занятие.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, 3 ноутбука, мультимедийная презентация по теме мастер-класса, листы формата А3, фломастеры, цветные маркеры для групп участников, раздаточный материал для работы в группах («Толковый словарь» С.И.Ожегов – 3 книги, листы с темами исследований, листы с краткой информацией о методе интеллект-карт).
Ожидаемый результат:
участники мастер-класса получат знания о применении метода исследования в учебном процессе на ступени начального образования, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике.
Содержание
План
- Введение.
(представление, обоснование актуальности темы)
- Теоретическая часть.
1. Место, роль и специфика исследовательской деятельности на
ступени начального образования.
2. Тематика исследований, схема проведения исследования.
- Использование интеллект-карт при исследовании.
- Практическая часть (групповая работа).
- Выбор темы (выделение, постановка проблемы).
- Постановка цели и задач.
- Выдвижение гипотезы исследования (предположения).
- Организация исследования (поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных, составление интеллект-карт)
- Подготовка к защите и защита работы.
- Рефлексия.
- Подведение итогов мастер-класса.
- Литература.
Ход мастер-класса
I. Введение
Представление.
Обоснование актуальности темы.
Слайд 1. Название мастер-класса.
Слайд 2. Эпиграф к работе.
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы. В работах В.И. Андреева (Валентин Иванович Андреев – советский и российский педагог), В.В.Давыдова (Василий Васильевич Давыдов – советский педагог, психолог), Л.В. Занкова (Леонид Владимирович Занков –советский психолог) говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Практикой доказано, что самые прочные знания приобретаются учащимися в ходе исследовательской деятельности и имеют творческий уровень. Начинать эту работу надо в начальной школе.
II. Теоретическая часть
1. Место, роль и специфика исследовательской деятельности
на ступени начального образования
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
По мнению ученых, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности: к шести годам – более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти. Поэтому именно на первой ступени обучения необходимо активно приобщать школьников к исследовательской деятельности.
Слайд 3. Место исследовательской деятельности.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок (проекты, практические работы), внеурочную деятельность (кружки, клубы и т.д.), дополнительное образование (конференции, День любознательных и т.п.).
Авторы комплекта УМК «Школа России», по которому я работаю, важное место уделяют проектной и исследовательской работе, которая выполняется как на материале естественных, так и на материале гуманитарных наук.
Слайд 4. Роль исследовательской деятельности.
Я хочу выделить основные, на мой взгляд, аспекты роли данного вида деятельности в начальной школе:
- повышение познавательной активности и формирование положительной
мотивации учения;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников;
- достижение предметных результатов;
- высочайший воспитательный потенциал;
- обеспечение преемственности в обучении.
Слайд 5. Специфика исследовательской деятельности.
Специфика исследовательской работы в начальной школе, на мой взгляд, заключается в следующем:
- систематическая направляющая, стимулирующая и корректирующая
роль учителя;
- необходимость помощи родителей.
2. Тематика исследований, схема проведения исследования
Тема исследования в начальной школе может быть определена темой урока либо выбрана ребенком самостоятельно в соответствии со своими интересами. В том и в другом случае она должна не только соответствовать возрасту и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. В своей работе я использую перечень тем для исследовательской работы (демонстрация папки «Темы исследовательских работ»).
Слайд 6. Этапы исследовательской деятельности.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
- Выбор темы (выделение, постановка проблемы).
- Постановка цели и задач.
- Выдвижение гипотезы исследования (предположения).
- Организация исследования (поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных).
- Подготовка к защите и защита работы.
С учетом специфики при свободном выборе темы на первом этапе учитель может и должен лишь «подтолкнуть» ребенка к выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться? и т.п.
Очень важно стимулирование положительной мотивации, чтобы вызвать состояние поисковой активности. Ученика нужно научить пользоваться средствами познавательной, исследовательской деятельности, описывать факты, найденный материал, а затем публично представить его. С этой целью организуется совместная деятельность под руководством учителя.
III. Практическая часть (групповая работа)
1. Вводный инструктаж
- Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам в ходе групповой работы выполнить теоретическое экспресс-исследование по одной из предложенных тем (Приложение 1). Перечень тем указан на раздаточных листах. Для структурирования информации прошу составить интеллект-карту. Этот метод я применяю на уроках. Данная работа позволяет наглядно представить процесс мышления. Материал по методу интеллект-карт имеется на столах (Приложение 2).
Слайд 7. Пример интеллект-карты.
Для получения информации вы можете воспользоваться ресурсами сети Интернет и словарями. Для презентации своей работы можно использовать компьютер и проектор.
2. Исследовательская групповая работа.
- Выбор темы (выделение, постановка проблемы).
- Постановка цели и задач.
- Выдвижение гипотезы исследования (предположения).
- Организация исследования (поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных, составление интеллект-карт)
- Подготовка к защите и защита работы.
IV. Рефлексия. Составление синквейна.
- А теперь скажите, какое слово повторялось сегодня чаще? Предлагаю обобщить наши знания, составив коллективный синквейн на понятие «исследование».
Синквейн состоит из 5 строк:
- в первой должно быть то, о чём мы пишем;
- во второй - 2 имени прилагательных;
- в третьей - 3 глагола;
- в четвёртой - целое предложение, открывающее суть;
- в пятой - синоним к слову, о котором пишут.
V. Подведение итогов мастер-класса
- Мастер-класс я хотела бы закончить демонстрацией фрагмента видеоролика. В начале нашей работы я сказала об огромном воспитательном потенциале исследовательской деятельности. В прошлом году мы с ребятами выполняли коллективный проект «Салют, Победа!» Была выполнена большая исследовательская работа. Кирилл Дудков взял интервью у своего прадедушки Гутова Константина Климентьевича, ветерана Великой Отечественной войны, а вопросы готовили ученики класса. Этой осенью Константина Климентьевича не стало… Когда ребята об этом узнали, они попросили снова включить интервью.
Демонстрация фрагмента видеоролика.
- Спасибо за работу! Мастер-класс окончен.
VI. Литература
- Долгушина Н.. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - № 10.
- М.В. Дубова. Организация проектной деятельности младших школьников.Cерия: Методическая библиотека учителя начальных классов. - Изд. "Баласс", 2012.
- Савенков А. И.. Психологические основы исследовательского подхода к обучению - М.: Просвещение, 2006.
- В.Ф.Феоктистова. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников. В помощь преподавателю начальной школы. Рекомендации. – Изд. "Учитель", 2015.
Интернет-ресурсы
Приложение 1
Группа 1
1. Почему вода в небольших водоёмах зелёная?
2. Спать или не спать? Вот в чём вопрос!
3. Почему в яблоке не прорастают семена?
4. Где растут мочалки?
5. Приёмы быстрого счёта.
Группа 2
1. Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
2. У кого язык на ноге?
3. Были о пыли.
4. Полезно ли мороженое?
5. Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Группа 3
1. Почему крик петуха раздаётся на рассвете в одно и то же время?
2. Кто такая медведка?
3. Шоколад – вред или польза?
4. Хорёк. Может ли он заменить кошку?
5. Поиск слов – глаголов, которые с не пишутся слитно.
Приложение 2
О методе интеллект-карт Можно сказать без преувеличения, что метод интеллект-карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Что такое интеллект-карты Интеллект-карты (mind maps, ментальные карты) – это практический метод структурирования и обработки информации сознанием, при котором используется весь интеллектуальный и творческий потенциал человека. Этот интеллектуальный инструмент разработан Тони Бьюзеном и со времени своего возникновения завоевал много поклонников. Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Как составить ментальную карту Метод интеллект - карт уникален тем, что шаблонных правил и стереотипов тут нет. Максимально широкое самовыражение, творчество и отсутствие самоограничений – это основа основ в данном инструменте. Однако есть некоторые принципы, которых желательно придерживаться, особенно если метод для вас нов или вы намерены показывать ментальную карту другому человеку. |
Законы построения интеллект-карт
В этих положениях отсутствует жёсткая категоричность, оставляя свободу для проявления индивидуальности. Т. Бьюзен подчёркивает: "Пусть вашей интеллект-карте не хватает ясности или привлекательности, она по-прежнему является точной записью мыслительных процессов, происходивших у вас в мозгу во время её составления" (Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ― 4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007, с. 115). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загрязнение окружающей среды. Экспресс- исследование.
Разработка классного часа....
Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"
На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, через знакомств детей с увл...
Семинар для педагогов «Использование интеллект-карт от Тони Бьюзена на уроках в начальной школе»
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта инфо...
Мастер-класс " Использование интеллект-карты на уроках окружающего мира"
Материал содержит рекомендации о том, как подготовить урок математики с применением технологии сотрудничества...
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих коллекциях. Рабочие листы. 2 класс.
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих колле...
Использование интеллект- карт в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Метод интеллект-карт является эффективным методом развития речи у детей....