Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние", 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока для учащихся 4 класс по предмету ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 1 г. Красный Кут

"Совесть и раскаяние"

(разработка урока по" Основам религиозных культур и светской этики" )

                                                                                 Выполнила:                                                                                

                                                                                 Хлопова Марина Викторовна

                                                                                 учитель начальных классов

МОУ-СОШ № 1

г. Красный Кут

2021 г.

Тема урока: Совесть и раскаяние

Цель: формировать представление и учащихся о совести и роли раскаяния в духовной жизни человека.

Задачи:

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «совесть», «раскаяние» в православной культуре;

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;

развивать логическое мышление, память, навыки сравнительного анализа;

развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;

развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Воспитывающая: понять, что значит поступать по совести

Планируемые результаты        

Предметные:

Формирование убеждения, что человек имеет возможность  справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмыслить тот факт, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души.

Познавательные -  осмысление детьми через частично-поисковый метод значения и связи слов «грех», «совесть», «раскаяние» в  русской православной культуре, а также важнейших дел совести и этапов действий раскаяния;

Личностные:  формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью; усвоить нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные – готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою собственную;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; сотрудничать с учителем и сверстниками.

Регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, работать по совместно составленном плану, способствовать развитию навыков самоконтроля; сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Виды деятельности: беседа - рассуждение, фрагментное чтение,  работа в парах. 

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник "Основы православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.

1. Организационный момент.

Слайд 2

 

Совесть, Благородство и Достоинство -

вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрёшь, как человек.

("Святое воинство" Булат Окуджава)

-Выделите главную мысль стихотворения.

(Совесть, Благородство и Достоинство -

вот оно, святое наше воинство.)

2. Мотивационный момент

 Слайд 3

"Когда Бог сотворил человека, - говорит преподобный авва Дорофей, - Он вселил в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, - сие называется совестью, а она есть естественный закон".

Сегодня на уроке мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет нам всегда оставаться нравственными людьми.

3. Актуализации знаний

-Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке (о душе).

-Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? (Любовь, свобода, творчество, разум).

- Мудрые люди часто призывают: " О душе подумай!" Как вы понимаете эти слова? О чём должен заботиться человек, заглядывая в свой внутренний мир?

-Что нужно делать человеку, чтобы стать достойным своего Первообраза - Бога, то есть богоподобным? ( Нужно много трудиться над собой.)

- Какое поведение человека называют нравственным? (Если он поступает благородно, честно, справедливо.)

Задание 1. Работа в паре.

Дома вам было предложено подобрать пословице о душе. Предлагаю вам поработать в паре

а) Соединить линиями высказывания так, чтобы получилась пословица.

б) Выписать выделенные жирным шрифтом буквы, из которых нужно составить ключевое слово урока.

Слайд 4

Чего душа желала,                     всего дороже.

Душа                                           как Бог до людей.

Ни отец до детей,                      то Бог и дал.

От человека утаишь,                 без души - полчеловека.

Без рук, без ног,                       от совести не утаишь.

Когда душа спокойна,              спать не даёт.

Нечистая душа                          тогда и человек счастлив.

Самопроверка работы учащихся на слайде.

Вы правильно составили все пословицы и составили слово «СОВЕСТЬ»

(крепится на доске).

Слайд 5

Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние"( крепится на доске)

- Сформулируйте  тему нашего урока.

2 слайд

        

Тема: СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ

3 слайд

4. Открытие нового знания

Слайд 6

Сегодня на уроке мы узнаем о том, что такое совесть и что такое раскаяние с какими понятиями и умением они неразрывно связаны.

Для того, чтобы узнать с каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяние, прослушайте  рассказ П.В. Засодимского "Гришина милостыня".

Летний день был такой светлый, солнечный. Гриша проснулся в самом веселом расположении духа. Он подбежал к раскрытому окну и заглянул в сад. Все сияло и улыбалось под ясными голубыми небесами...

Гриша торопливо натянул свои длинные серые чулки, полусапожки, надел любимый матросский костюм и сбежал вниз в столовую. Отец его уже уехал в поле, и мама одна сидела за самоваром. Гриша поцеловал маму, наскоро выпил стакан густого деревенского молока. Не доев кусок булки, он выбежал на двор. В такой прелестный летний день Грише не сиделось на месте: ему не хотелось ни одной лишней минуты быть в доме.

Все утро Гриша был весел и играл на дворе: сначала возился с лохматым Медведкой, потом играл в «лошадки» с кучеровым сыном Сашкой, потом начал швырять камешками в воробьев. Хотя он не попал ни в одного воробья, но воробьи все-таки трусили и при каждом взмахе его руки с шумом перелетали с плетня на крышу сарая и с крыши – опять на плетень. Их перелеты очень забавляли Гришу, и он продолжал против воробьев свои безобидные военные действия. Щеки его разрумянились, темные глаза блестели... Гриша запыхался от беготни. Шнурок от ворота его матроски распустился, белые короткие штаны сбились, и одно колено было запачкано землей.

Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка, в коротком рваном платье и в черной дырявой кофточке, покрытой разноцветными заплатками – коричневыми, серыми, желтыми... Густые пяди белокурых льняных волос свешивались ей на лоб, на щеки и падали на плечи. Ноги ее были босы и все в пыли... На одной ее руке болталась корзинка.

«Барин... миленький! Подай милостыньку Христа ради!» - робко проговорила девочка, увидев Гришу. Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке. «Ты – нищенка?» - спросил он ее, отирая рукой пот с лица. «Да... нищенка...Подай, барин, миленький!...» промолвила девочка. Гриша с любопытством посмотрел на нее.

Девочка была очень невзрачная, такая маленькая, худенькая, с загорелым лицом; в ее больших и впалых голубых глазах и во всем лице замечалось какое-то болезненное, жалобное выражение. Девочка, казалось, была чрезвычайно запугана, боязлива, и ее тоненький голос дрожал от волнения.
Гриша разыгрался и расшалился не в меру. «Тебе хлеба надо? Да? - спросил он, заживая камень в кулак. – Подставляй руку!». И девочка доверчиво протянула к нему свою крохотную худенькую ручонку. – «На, бери!» - крикнул шалун и положил ей в руку камень.

Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом сквозь слезы взглянула на Гришу и, понурив голову, тихо пошла далее по пыльной пустынной дороге. Девочка решительно ничем не обидела Гришу – ни словом, ни взглядом, ни движением, а между тем Грише вдруг стало невесело, и лицо его омрачилось, как будто на него пала тень. Что за чудо! Что случилось? Вокруг Гриши все так же хорошо и светло, как было до прихода нищей. И воробьи чирикают так же задорно, и с шумом летают взад и вперед, как бы приглашая Гришу поохотиться за ними, - но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой, не жестокий мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить с нищей, но шутка вышла злая.

Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, взглянул налево, - девочки нет, не видать, и след простыл, он пустился бежать по дороге в поле. По обеим сторонам дороги поднималась золотая рожь... Но девочки нет, не видать... Ушла... Не догнать... Гриша усталый воротился домой. Ему стало очень-очень грустно... Он все посматривал на дорогу: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет. «Какая она маленькая, худенькая... – вспоминал Гриша. – Она просила у меня кусок хлеба. Она, может быть, голодная». Глаза его затуманились, по щекам потекли слезы. Когда Гриша вспомнил ее молящий, жалобный взгляд, ему стало так стыдно за свою глупую шутку, стало так тяжело, так мучительно больно, что он зарыдал еще громче. Отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему кажется, что было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек, и ушла молча... Отчего она так посмотрела на него? «Я дождусь ее! – сказал себе Гриша. – Не пропущу мимо... я подам ей милостыню; я ей всего-всего надаю... Я поцелую ее!..» И весь день Гриша бегал за ворота и смотрел в поле, на пыльную дорогу. Нет девочки, не видать!.. Ни один нищий не прошел мимо ворот.

Наконец мама крикнула ему из окна: «Гриша, пора домой! Уже сыро...». Гриша пошел, сел на крыльцо и все-таки не сводил глаз с дороги.
Пошли дни за днями. Иногда, случалось, проходили мимо ворот нищие – старики, старухи, бабы с малыми ребятами, но той девочки Гриша больше не видел...

И не раз, стоя за воротами, Гриша живо представлял себе маленькую нищую, вспоминал, как она доверчиво протягивала ему ручонку, и как потом жалобно посмотрела на него и пошла от ворот. Девочка исчезла бесследно, унеся с собой его серый камешек, - пропала, точно ее никогда и не было на свете.
Теперь Грише было очень жаль ту невзрачную, оборванную девочку, - и Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть ее и вымолить у нее прощение за свою злую, обидную шутку...
После этого Гриша никогда не подавал нищему камень вместо хлеба.

- Какой поступок совершил Гриша? ( Гриша обидел девочку, не подал милостыню, посмеялся над нищей девочкой, совершил злой поступок.)

-Почему Гриша заплакал и готов был расстаться с самыми дорогими вещами?

(Грише стало стыдно, его мучила совесть, он очень хотел исправить своё поведение и извиниться перед девочкой, выполнить доброе дело - накормить нищенку.)

- Не было ли у вас в жизни поступков, о которых в дальнейшем пришлось пожалеть?

- С каким умением человека неразрывно связано совесть и раскаяние?

 - Человек должен уметь различать добро и зло.

- Прочитайте в учебнике на стр. 36 определение в православии слов добро, зло, совесть. Дайте определение ключевым слова с опорой на текст учебника.

Слайд 7 и 8

Добро – это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует Бога.

Зло – это те недобрые поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей.

Задание 2. Работа в группах. Прочитайте вопросы, обсудите вместе и дайте ответ.

  • Что такое совесть?
  • Как совесть рассматривает поступки человека?
  • Что человек должен оценивать с помощью совести?
  • Назови три способности или силы человеческой души.
  • Если ты обидел кого-то и понимаешь, что поступил неправильно, где действует совесть?
  • Если нагрубил товарищу и мучаешься от чувства стыда?
  • Если не хочется убирать в комнате, а ты заставляешь себя?

Проверка работы учащихся по группам.

-  Что такое грех?

Грех - это недоброе чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление не одно и то же. Человеку на его грех указывает его собственная совесть.

Это интересно. Что такое совесть, сделайте вывод. Вам поможет опорный текст в учебнике на стр. 37

Слайд 9

ФИЗМИНУТКА

Слайд 10

Работа с текстом "Отречение Петра" ( текст читают учащиеся вслух).

- С чего началась эта история? ( с обмана, предательства)

- Почему Пётр заплакал от горького стыда? ( внутреннее ощущение, то есть совесть, подсказали ему, что он поступил плохо, совершил зло, грех)

- Как понять слова "обновилась его душа"? ( его душа обновилась в слезах, слёзы заставили Петра одуматься)

-

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два важнейших дела:

-перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек;

-после ошибки совесть срабатывает как тревога : " Так нельзя! Исправься!"

- Вспомните рассказ " Гришина милость", удалось ли Грише исправиться?

(Гриша осознал свой поступок, захотел исправить, винил себя, после это никогда не подавал нищему камень вместо хлеба)

- Можно сказать  - Гриша раскаялся.

Слайд 11

РАСКАЯНИЕ .

- Что такое раскаяние?

Православие даёт человеку, так называемое лекарство от мук совести это лекарство и называется РАСКАЯНИЕ.

- Прочитайте определение, что такое раскаяние, в учебнике на стр. 38.

Нужно уметь исправлять свои ошибки, уметь прощать, спешить делать добро.

- Раскаяние обновляет душу, человек может изменить не только себя, но и весь мир, совершая хорошие поступки, советуясь со своей совесть.

Просмотр видеоролика " Совесть" ( 3 мин)

5.  Закрепление.

Давайте попробуем исправить плохие поступки, при совершении которых, нравственного человека очень мучает совесть.

Слайд 12

Украл – верни

Солгал – скажи правду

Сказал злое слово –  скажи доброе слово

Ударил- пожалей

Обидел – извинись

Ребята, как вы считаете, мы с Вами ответили на поставленные вопросы?

Давайте повторим, с какими понятиями мы познакомились сегодня на уроке?

Слайд 13

СОВЕСТЬ

РАСКАЯНИЕ

С каким умением неразрывно связаны совесть и раскаяния?

ЗЛО

ДОБРО

Домашнее задание

Читать с. 38 – 39, нарисовать рисунок на теме урока.

6. Рефлексия

- Всегда ли есть возможность исправить свой поступок?

          - Всегда ли есть возможность покаяться?

- О чём вас заставил задуматься урок " Совесть и раскаяние"?

Слайд 14

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Нельзя, ребята, нам  идти!

Нельзя ни в радости, ни в горести

Ни в зной и ни в колючий снег.

Ведь человек с погибшей совестью

Уже совсем не человек!

 Эдуард Асадов.

Использованная литература:

1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. 4 и 5 класс. Издательство "Прсвещение", 2012 г./ стр. 36-39

2. Священник Андрей Мекрюков. Елена Момот. Основы христианской нравственности. Часть 1. Серия " Воскресная школа для детей". Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, Москва, 2015г./ стр. 26-31

3. О-75. Основы христанской нравственности: рабочая тетрадь, часть 1 . Издательство " КУБиК", 2018. Покровский епархиальный образовательный центр./ стр. 12-13

4. Источники Интернет ( при составлении презентации, конспекта, поиск стихотворений, видеоролика).



Предварительный просмотр:

Тема урока : " Совесть и раскаяние"

Работа в паре.

Задание 1.

а) Соединить линиями высказывания так, чтобы получилась пословица.

б) Выписать выделенные жирным шрифтом буквы, из которых нужно     составить ключевое слово урока.

Чего душа желала,                     всего дороже.

Душа                                           как Бог до людей.

Ни отец до детей,                      то Бог и дал.

От человека утаишь,                 без души - полчеловека.

Без рук, без ног,                       от совести не утаишь.

Когда душа спокойна,              спать не даёт.

Нечистая душа                          тогда и человек счастлив.

Ключевое слово_____________________________________________

Работа в группах.

Задание 2.

Прочитайте вопросы, обсудите вместе и дайте ответ.

  • Что такое совесть?
  • Как совесть рассматривает поступки человека?
  • Что человек должен оценивать с помощью совести?
  • Назови три способности или силы человеческой души.
  • Если ты обидел кого-то и понимаешь, что поступил неправильно, где действует совесть?
  • Если нагрубил товарищу и мучаешься от чувства стыда?
  • Если не хочется убирать в комнате, а ты заставляешь себя?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...