Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема урока "Этикет". Урок разработан по технологии Способа диалектического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". Тема урока "Этикет". | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Модуль: Основы светской этики
Тема урока: Этикет
В классе 5 человек.
Заявка на оценку: «5» - 19 баллов и более
«4» - 15 – 18 баллов
«3» - 11 – 14 баллов.
Цель урока: формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.
Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):
образовательные (формирование познавательных УУД)
– извлекать информацию из разных источников (текст);
– строить речевое высказывание в устной форме;
– читать познавательные тексты, выделять существенную информацию из текста;
– устанавливать причинно-следственные связи;
- давать определения понятиям «этикет», «школьный этикет», «речевой этикет», «этикет в общественных местах».
развивающие (формирование регулятивных УУД)
–определять цель деятельности на уроке;
– оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия;
– осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
воспитательные (формирование личностных и коммуникативных УУД)
– слушать и понимать других.
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
– оформлять свои мысли в устной форме;
– договариваться о правилах общения и поведения;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;
– определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
– ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
№ | Содержание урока | Предполагаемые ответы детей | Критерии оценки |
1 | Оргмомент: знакомство учащихся с заявкой на оценку. Планирование учащимися, фиксирование ее на полях в тетради (3 мин) | ||
2 | Разгадывание кроссворда (4 мин). Приложение 1. Задание: отгадать кроссворд, определить ключевое слово. а) Индивидуальный труд b) Самопроверка по образцу (д!) | Этика, совесть, эгоизм, порок, справедливость, добродетель. Этикет – ключевое слово в кроссворде | 1 балл за верно вписанное слово. 1 балл за правильно найденное ключевое слово. Все слова записаны верно – 7 баллов. |
3 | Определение и формулирование учащимися цели урока (2 мин) - Сформулируйте учебную проблему урока? | Что называется этикетом? Какой бывает этикет? Зачем нужен (знать) этикет? | |
4 | Задание к тексту: Приложение 2. Чтение текста (4 мин)
Вспомним, что значит определить понятие. Д! листы с определением понятия (определяемое понятие=родовой признак+видовые признаки) (2 мин)
а) Индивидуальный труд b) Простая кооперация: объединившись в группы, обсудить, как ответили на вопросы (2 мин): 1 группа – 1 вопрос 2 группа – 2 вопрос 3 группа- 3 вопрос c) Сложная кооперация – выступления групп. Возражения, дополнения. d) Обсуждение ошибок, выявление проблем, возникших при выполнении задания. е) Самопроверка и самооценка (3 мин) | …этикет как свод опреде-ленных правил поведения появился одновременно с возникновением…
Этикет – свод (система, комплекс) правил поведения и общения
С развитием общества возникали правила поведения в обществе. | 2 балла – за существенные признаки этикета. По 1 баллу за ответы на вопросы-суждения. Максимально – 5 баллов Выступающим – по 1 баллу. |
5 | Задание (5 мин): Учитель дает описание жизненных ситуаций. Определите, как можно назвать вид этикета по данной ситуации (прикрепить к доске)
На доску листы с определением видов этикета Школьный этикет Речевой этикет Этикет в общественных местах Давайте сформулируем определение каждого вида этикета. По мере ответов детей прикрепить листы с определением а) Фронтальная работа | Школьный этикет Речевой этикет Этикет в общественных местах Школьный этикет – это этикет, содержащий правила поведения в школе. Речевой этикет – это этикет, содержащий правила вежливого общения во время разговора. Этикет в общественных местах – это этикет, содержащий правила поведения в общественных местах | Отвечающим – по 1 баллу. |
6 | Задание (3 мин): сравните по карточке №3 виды этикета, найдите общие и отличительные признаки. Приложение 3. а) Фронтальная работа | Не только школьный этикет, а и речевой требует соблюдения правил. Наряду со школьным этикетом, этикет в общественных местах связан с определенным местом. Если школьный этикет и этикет в общественных местах, связаны с местом, то речевой этикет связан с общением | Отвечающим по 1 баллу за каждый признак. |
7 | Задание (5 мин): распределите выражения по видам этикета: Карточки для учащихся: Приложение 4 а) Индивидуальный труд b) Фронтальная проверка и самооценка (по каждому виду этикета выступает 1 ученик)
|
| Все выражения распределены верно – 5 баллов, допущено 1-2 ошибки – 4 баллов, 3-4 ошибок – 3 балла. Отвечающим по 1 баллу |
8 | Мы обсудили только три вида этикета. Существуют и другие. Например: – гостевой этикет – деловой этикет – дипломатический этикет - этикет для дома и т.д. Человек постоянно попадает в различные ситуации. Этикет, регулирующий поведение людей дома, с соседями, на улице, в транспорте, кино, театре является частью культуры. Фронтальная работа Обобщение темы урока посредством проблемных вопросов, сформулированных в начале урока Подведение итогов (2 мин) – Что такое этикет? – Какие виды этикета запомнили? – Зачем нужны правила этикета? | Отвечающим – 1 балл | |
9 | Подведение итогов (3 мин) а) степень достижения целей, поставленных в начале урока b) подсчет баллов, заработанных на уроке с) соотнесение учащимися количества баллов с заявкой на оценку d) выявление учащихся, получивших запланированную оценку е) выявление учащихся, получивших оценку выше (ниже) запланированной f) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта | ||
10 | Домашнее задание (1 мин) Подобрать картинки к иллюстрации различных этикетных ситуаций. |
Приложение 1.
Кроссворд
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям (Порок)
5. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
6. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
э | т | и | к | а | |||||||||||
с | о | в | е | с | т | ь | |||||||||
э | г | о | и | з | м | ||||||||||
п | о | р | о | к | |||||||||||
с | п | р | а | в | е | д | л | и | в | о | с | т | ь | ||
д | о | б | р | о | д | е | т | е | л | ь |
Приложения 2.
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.
Уже в древних египетских, римских рукописях говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях.
В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета. Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны.
Приложение 3.
Карточка №3 – Сравнение
- По сравнению с…, …
- Так же, как и…, …
- Как …, так и …
- Сравнивая…, можно сказать…
- Кроме …, ещё…
- Помимо…, …
- Больше, чем…(…больше, чем…)
- Не только…, а и …
- Наряду с …
- Если…, то…
- В отличие от …, …
Приложение 4.
Карточки для распределения выражений по видам этикета.
- Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом.
- Обращайтесь к собеседнику только по имени.
- Нельзя без спроса брать чужие вещи, даже если они лежат на твоей парте.
- Не перебивайте и не прерывайте собеседника.
- Учебные вещи нужно положить аккуратно, так чтобы ими удобно было пользоваться.
- В кино или театр нужно приходить без опоздания, занимать места, указанные в билетах.
- На занятия нужно приходить без опозданий.
- Не ходите по клумбам и не срывайте с них цветы.
- Не хлопайте собеседника по плечу, не тыкайте его пальцем в живот и не вертите пуговицу на его пиджаке.
- Мальчик или девочка не должны сидеть в общественном транспорте, если рядом стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.
- При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику.
- Нельзя во время разговора гримасничать.
- В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.
- При входе в класс нужно поздороваться с ребятами и учителем.
- В школу нужно приходить чистым и опрятно одетым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ
Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...