Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Чистая Наталья Владимировна
Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.
Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.
При разработке использованы приёмы технологии ТРКМ: синквейн, кластер "Дерево предсказаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема: «Дружба»108 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: школа 26 г. вологда

Технологическая карта урока по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики»

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Исполнитель: Чистая Н.В.,

учитель начальных классов,  

МОУ «СОШ №26» г. Вологды

2014

Предмет:  ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики» 4-5 класс, изд. Просвещение, Москва, 2013 год

Тема:  «Дружба»

Аннотация: Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы светской этики»

Технологии: личностно - ориентированная,  сотрудничества, здоровьесберегающая,  деятельностный подход.

При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: 

синквейн,  кластер «Дерево предсказаний»

Цель: формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.

Задачи:

Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу.

Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать  умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;

Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании  влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование:  учебники, тетради, карточки-«настроение» с изображением смайликов,  карточки со словами, фонограмма песни «Настоящий друг» (сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского), толковый словарь С.И.Ожегова.

Критерии достижения: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.

                                                           Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

(Формируемые УУД)

1.

Организационный момент.

Учитель приветствует детей.

- Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками.  Успехов вам и удачи!

- Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов.

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

2.Сообщение темы и цели урока – «вызов»

- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню.

При затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32-33. рубрика «Вы узнаете».

Учащиеся слушают песню «Настоящий друг», сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского. Когда учащиеся песню прослушают, рассказывают о чём поётся в песне. Ключевое слово ДРУЖБА

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

- извлечение необходимой информации из текста песни (П)

- самоопределение (Л)

- смыслообразова-ние (Л)

- целеполагание (П)

- понимание  информации, представленной в неявном виде (П)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

- планирование своих действий (Р)

3.Изучение нового учебного материала.

Работа с текстом учебника, с.32

Работа с толковым словарем.

Работа с учебником.

Беседа с опорой на жизненный опыт.

- Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?»

- Как вы поняли из стих-ия, что такое дружба?

 Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний». (Приложение № 1)

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь»

- Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради.

- В толковом словаре Ожегова дано такое толкование слову ДРУГ. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

  - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?

- Общность интересов?

 - Привязанность?

- Поработайте с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам:

- 1 ряд избирательность, 2ряд – бескорыстность, 3ряд – общность интересов и взаимная симпатия.

(Приложение № 2)

- Какие слова вы связываете со словом «дружба»?

 Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.

 - А зачем человеку друг?

 - Кто может быть вашим другом?

 

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

 - С какими животными можно связать слово «дружба»?

 - Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение:

« Что такое дружба?»

Спросила я у птицы.

-Это, когда коршун

Летит рядом с синицей.

Спросила я у зверя:

« Что такое дружба?»

- Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

« Дружба что такое?»

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это, когда ребята все сразу,

Вместе играют.

Это, когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА».

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь.

Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения.

Дети работают в парах.

Ответы детей.

• Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней;

 • друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;

 • друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;

 • друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо.

Ответы детей.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- интерпретация  и обобщение информации (П)

- извлечение необходимой информации из текстов (П)

- анализ и объяснение понятий (П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка  выводов на основе анализа объектов (П)

- выполнение пробного действия (Р)

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- учет разных мнений (К)

- аргументация своего мнения (К)

- достижение договоренностей и согласование общего решения(К)

- Смыслообразова-

ние (Л)

4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей в группы.

 Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).

 Учитель дает задание детям: -  Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.

Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей».

Обсуждение.

- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?

Дети определяют, за какой стол они сядут.

Ответы детей.

- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

5. Закрепление изученного материала.

Анализ проблемной ситуации

Работа в микрогруппах

- Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

- Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга»

(Приложение № 3)

- С каким вопросом обратился человек к учителю?

- Что посоветовал мудрец?

- Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить?

- У кого из вас есть настоящие друзья?                                              

Почему вы считаете их настоящими?

                                                   

- А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен. (Приложение №4) 

- Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг?

- А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему?

- Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким».

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом?

Учащиеся слушают.

Ребята отвечают на вопросы.

Выражают свое мнение, учитывают другие точки зрения.

Учащиеся объединяются и работают в микрогруппах.

 

Читают по-очереди оставшиеся слова на листочках.

Учащиеся высказывают свои мнения.

- осознание ответственности за общее дело (Л)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-  извлечение необходимой информации из текстов (П)

- формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П)

- осуществление синтеза, составление целого из частей (П)

- подведение под понятие (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве  в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К)

- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)

-  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

- сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л)

- осознание ответственности за общее дело (Л)

5. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Составьте синквейн  по нашей теме урока. Лучший вариант я размещу на доске:

- Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке…

Я думаю, что…

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее      сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали.

А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.)    

Ребята составляют свои синквейны.

Дружба.

Настоящая, лживая.

Создается, укрепляется, разрушается.

Улей дружбой  крепок.

Учащиеся оценивают свою работу.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- формулирование и аргументация своего мнения (К)

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)

Домашнее задание

- Предлагаю на выбор несколько видов заданий для выполнения дома. Каждый выберет то задание, которое понравится:

1). Выполнить задание 1 на с. 33 (У)

2). Нарисовать портрет своего друга.

3). Подобрать пословицы о дружбе.

- А на следующем уроке узнаем, что значит быть моральным и умеет ли такой человек дружить.

Приложение № 1

             

Приложение № 2

- Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».

- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.  

- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.

- От себя хочу добавить – Отношение доверия – друзья доверяют секреты друг другу и сами могут хранить секреты других.

Приложение № 3

ПОСТУПОК  ДРУГА.

Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?

- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.

- Конечно, - ответил человек.

- Тогда подойди к нему  и спроси  прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или  глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.

- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

- Не держать обиды,- сказал учитель.

Приложение № 4

 Слова на карточках:

доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»...