Технологическая карта урока ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: «Дружба» | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики»
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Исполнитель: Чистая Н.В.,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №26» г. Вологды
2014
Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», 4 класс.
Базовый учебник: ОРКСЭ «Основы светской этики» 4-5 класс, изд. Просвещение, Москва, 2013 год
Тема: «Дружба»
Аннотация: Данный урок является четырнадцатым в модуле «Основы светской этики»
Технологии: личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельностный подход.
При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ:
синквейн, кластер «Дерево предсказаний»
Цель: формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы.
Задачи:
Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу.
Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: учебники, тетради, карточки-«настроение» с изображением смайликов, карточки со словами, фонограмма песни «Настоящий друг» (сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского), толковый словарь С.И.Ожегова.
Критерии достижения: понимание ценности дружбы и дружеских отношений; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание и сопереживание чувствам других людей.
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии (Формируемые УУД) |
1. Организационный момент. | Учитель приветствует детей. - Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. | Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов. | - планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
2.Сообщение темы и цели урока – «вызов» | - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню. При затруднении учитель обращает внимание учащихся к учебнику стр.32-33. рубрика «Вы узнаете». | Учащиеся слушают песню «Настоящий друг», сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского. Когда учащиеся песню прослушают, рассказывают о чём поётся в песне. Ключевое слово ДРУЖБА Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. | - извлечение необходимой информации из текста песни (П) - самоопределение (Л) - смыслообразова-ние (Л) - целеполагание (П) - понимание информации, представленной в неявном виде (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р) |
3.Изучение нового учебного материала. Работа с текстом учебника, с.32 Работа с толковым словарем. Работа с учебником. Беседа с опорой на жизненный опыт. | - Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?» - Как вы поняли из стих-ия, что такое дружба? Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний». (Приложение № 1) Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». - Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь» - Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради. - В толковом словаре Ожегова дано такое толкование слову ДРУГ. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? - Общность интересов? - Привязанность? - Поработайте с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам: - 1 ряд избирательность, 2ряд – бескорыстность, 3ряд – общность интересов и взаимная симпатия. (Приложение № 2) - Какие слова вы связываете со словом «дружба»? Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. - А зачем человеку друг? - Кто может быть вашим другом?
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу? - С какими животными можно связать слово «дружба»? - Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу? | Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение: « Что такое дружба?» Спросила я у птицы. -Это, когда коршун Летит рядом с синицей. Спросила я у зверя: « Что такое дружба?» - Это, когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила я у девочки: « Дружба что такое?» - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это, когда ребята все сразу, Вместе играют. Это, когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА». Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь. Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения. Дети работают в парах. Ответы детей. • Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней; • друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; • друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; • друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо. Ответы детей. | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - подведение под понятие (П) - интерпретация и обобщение информации (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - анализ и объяснение понятий (П) - сравнение понятий (П) - формулировка выводов на основе анализа объектов (П) - выполнение пробного действия (Р) - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учет разных мнений (К) - аргументация своего мнения (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения(К) - Смыслообразова- ние (Л) |
4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей в группы. | Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои). Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение. - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? | Дети определяют, за какой стол они сядут. Ответы детей. | - адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Закрепление изученного материала. Анализ проблемной ситуации Работа в микрогруппах | - Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга» (Приложение № 3) - С каким вопросом обратился человек к учителю? - Что посоветовал мудрец? - Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить? - У кого из вас есть настоящие друзья? Почему вы считаете их настоящими?
- А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен. (Приложение №4) - Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг? - А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему? - Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким». - Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом? | Учащиеся слушают. Ребята отвечают на вопросы. Выражают свое мнение, учитывают другие точки зрения. Учащиеся объединяются и работают в микрогруппах.
Читают по-очереди оставшиеся слова на листочках. Учащиеся высказывают свои мнения. | - осознание ответственности за общее дело (Л) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П) - осуществление синтеза, составление целого из частей (П) - подведение под понятие (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К) - определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л) - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) - сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Итог урока. Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения: Сегодня для меня было самым интересным… Я понял на уроке… Я думаю, что… - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.) | Ребята составляют свои синквейны. Дружба. Настоящая, лживая. Создается, укрепляется, разрушается. Улей дружбой крепок. Учащиеся оценивают свою работу. | - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего мнения (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л) |
Домашнее задание | - Предлагаю на выбор несколько видов заданий для выполнения дома. Каждый выберет то задание, которое понравится: 1). Выполнить задание 1 на с. 33 (У) 2). Нарисовать портрет своего друга. 3). Подобрать пословицы о дружбе. - А на следующем уроке узнаем, что значит быть моральным и умеет ли такой человек дружить. |
Приложение № 1
Приложение № 2
- Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».
- Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
- Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.
- От себя хочу добавить – Отношение доверия – друзья доверяют секреты друг другу и сами могут хранить секреты других.
Приложение № 3
ПОСТУПОК ДРУГА.
Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:
- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?
- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.
- Конечно, - ответил человек.
- Тогда подойди к нему и спроси прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.
- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?
- Не держать обиды,- сказал учитель.
Приложение № 4
Слова на карточках:
доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"
Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест. Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация
Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ Тема урока «Милосердие – закон жизни»...