Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Рыбкина Татьяна Александровна

Технологические карты пяти уроков в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_kursy_may_2013.docx74.14 КБ

Предварительный просмотр:

1. Общая часть

Предмет                     ОРКСЭ. Основы светской этики             Класс    4

Тема урока   Стыд, вина и извинение.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

П. Анализ объектов с выделением  существенных и несущественных признаков. Подведение под понятие  на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале  в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить  понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет.

Развитие этических чувств  - стыда, вины, совести - как  регуляторов морального поведения.

Знание основных моральных норм  и ориентация на их выполнение.

Объяснять  и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.

Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях.

Цель урока

Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние  извинение, прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики».

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Л. Н. Толстой. Косточка.

Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка»

Сборник русских народных пословиц и поговорок.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Создание проблемной ситуации: прослушивание фонограммы  Л. Н Толстого «Косточка».

Обсуждение.

- Почему мальчик заплакал?  О каком чувстве будем сегодня говорить?

Сообщение темы урока.

- Что может вызвать у человека чувство стыда?

П: 

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Р:

-определять цель деятельности на уроке

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной  форме.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

Работа над репродукцией картины  А. Ф. Решетникова «Опять двойка»:

Беседа, обсуждение.

Работа над понятиями стыд, вина, извинение, прощение:

Беседа, работа с учебником.

.П:

извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной  форме;

Р:

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

14 минут

Вывод по теме урока.

Работа  со схемой: расположить слова по порядку: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. Разъяснение понятий. Запись в тетрадь.

Работа над этикетными словами: вежливые слова.

5 шагов к правильному извинению.

Что еще важно помнить при извинении?

.П:

- извлекать информацию из текста, схемы;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи;

.К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

7 минут

Игра  «Доскажи словечко» (Легче на  душе становится, когда тебя…. )  И т.д.

Работа в группах. Составление пословиц и  их объяснение.

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

Работа по таблице Эдварда де Боно .

Плюс - понравилось на уроке,

минус – не понравилось,

интересно - все любопытные факты урока.

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Домашнее задание: Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить

  самим рассказ.

1. Общая часть

Предмет                     ОРКСЭ. Основы светской этики             Класс 4

Тема урока   Род и семья – исток нравственных отношений.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий  род и семья,  верность своей семье и уважение своего рода, надежность семьи.

П. Развитие рефлексии «Я член семьи своего рода». Поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных источников информации.

Р. Умение ставить цели. Планирование своего действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане.

К. Согласование принятых решений друг с другом. Учет разных мнений и стремление к координации  различных позиций в сотрудничестве.

Формирование  семейных и родовых ценностей, доброжелательности к каждому члену семьи. Формирование ценностного отношения к семье, ко всем ее членам. Воспитание благодарности к родителям, уважения к старшему в роду.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Цель урока

Помочь учащимся осознать ценность рода и семьи,  как одно из важнейших  морально-этических  ценностей в обществе.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Род, семья, фамилия, родословная.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Л. Н. Толстой. Отец и сыновья

Репродукция  картины З. Серебряковой «За обедом».

Репродукция  картины В. Маковского «В жаркий летний день»

Песня   М. Скребцова «Семь –Я».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Беседа о:

- лексическом значении слова «семья»;

-о самых больших  и обычных семьях;

- объяснение смысла пословицы «Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»;

П:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

13 минут

Беседа о:

- о родословном древе;

- о родственниках  дальних и ближних.

Презентация с видами генеалогических древ  Г.  Жукова,  А. С. Пушкина;

Работа с иллюстрацией в учебнике «Род Пушкина»;

- беседа об именах, отчествах, работа со словарем;

 - беседа о фамилиях, работа с учебником.

П:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

- извлекать информацию из текста;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

- беседа о старинных семейных фотографиях, старинных вещах семьи;

- анкетирование «Мои обязанности в семье»

.П:

извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

осуществлять синтез, составлять целое из частей;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Л:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Конкурс «Кто это?» (Брат жены….., брат мужа…. и т.д.

Конкурс «Продолжи  пословицу» на тему: Все дороги  ведут  к  дому.

П:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

- Что самое главное в жизни каждого человека?

- Продолжите фразы:

- Теперь я знаю, что ……

- Мне было интересно узнать о ……..

Звучит песня   М. Скребцова «Семь –Я».

.П:

- слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

.К: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся

Домашнее задание:        Создать образ семейного герба.

1. Общая часть

Предмет                     ОРКСЭ. Основы светской этики             Класс 4

Тема урока    Добро и зло

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «добро», «зло».

П. Развитие рефлексии «Я добрый, я злой». Сравнение  и классификация по заданным критериям.

Установление аналогий.

Общий прием решения задач.

Р. Умение ставить коллективную цель и организовывать деятельность добра.

Принятие и сохранение учебной задачи.

Умение учитывать  правило в планировании  и контроля способа решения.

К. Согласование принятых решений друг с другом. Умение задавать вопросы.  Умение  использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование ценности добра, вред  зла.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков  как собственных, так и окружающих людей. Сформировать представление о том, почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях.

Цель урока

Помочь учащимся осознать понятия добра и зла.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Добро, зло.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

К. И. Чуковский. Доктор Айболит.

В. Шаинский. «Если добрый ты». Песня из мультфильма «Кот Леопольд»

Ю. Шмидт. О добре и зле.

Сборник русских народных пословиц и поговорок.

Репродукция  картины В. Васнецова «Аленушка»

Древняя китайская легенда   «Добро без ума»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Создание проблемной ситуации:

Учитель читает отрывок из стихотворения

«Добрый доктор Айболит»…

Беседа:

-Почему  он  добрый?

-Если посадить под это же дерево Бармалея, будет ли он добрым?

Работа со словарем Ожегова: найти определения добра и зла.

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Рассказ учителя:

Древняя китайская история  «Добро без ума»

Вывод:

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Работа в  парах.

Сказать (написать) как можно больше добрых слов в адрес одноклассника (цы).

Игра «Доскажи словечко» (досказать подходящее по смыслу доброе слово в четверостишии). 

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

13 минут

Работа  в группах.

- Добро многогранно. Поищите варианты  доброго поведения в ситуациях.

Работа с пословицами о добре и зле. Вывод.

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

-Закончите предложения:

Я могу простить другого человека, если…   и т.д.

П:

 -строить речевое высказывание в устной форме;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и форме;

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

7 минут

- Послушайте стихотворение Ю. Шмидта о добре и зле.

- Какова главная мысль стихотворения?  

(Добро и зло все время рядом, и от нас  зависит, чего на земле будет больше, что победит.)

 Звучит песня  В. Шаинского. «Если добрый ты» (из мультфильма «Кот Леопольд»)

П:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Домашнее задание:    Выписать  из текста параграфа 2-3 предложения,  которые показались самыми  важными.

                               

1. Общая часть

Предмет                     ОРКСЭ. Основы светской этики             Класс 4

Тема урока   Россия – наша Родина.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей принадлежности к российскому обществу.

П. Учить принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств  для  их решения.

Р. Учить строить монологические высказывания по данной теме, выражать не только свою точку зрения, а представлять позицию всей группы, адекватно использовать речевые средства при воспроизведении формулировок

К. Учить планировать и контролировать свои действия в ходе выполнения самостоятельной работы.

Чувство доверия и уважения к истории и культуре российского народа,  мотивация к труду, работе на результат, бережному отношению к духовным ценностям.

Цель урока

Формировать у обучающихся  представление о России как  суверенном государстве со своими культурными, духовными, нравственными ценностями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ).

Видеофильм.

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Видеофильм «Россия»

Музыка Я. Френкеля «Русское поле»

Песня  М. Матусовского,  В. Баснера «С чего начинается Родина»?

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Актуализация опорных знаний.

Просмотр фильма «Россия»

- Посмотрите фильм о стране и назовите ее.

Беседа.

- Что обозначает слово «Отечество»? От какого слова оно произошло?

- Подберите синонимы к слову «Отечество».

Вывод: Место, где человек родился, называется….

Постановка цели:

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Звучит песня  М. Матусовского,  В. Баснера «С чего начинается Родина»?

П:

 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Беседа о суверенном государстве.

 Учащиеся находят значение слова в словаре.

Беседа о президенте РФ.

- Каждое государство имеет «визитную карточку».

 Учащиеся находят значение слова в словаре.

Вывод: На «визитной карточке нашего государства могут быть указаны символы России:

герб, флаг, гимн, памятники культуры, выдающиеся люди,  явления природы, растения, животные.

П:

 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

Работа в группах: Создать визитную карточку России.

1 группа: государственные символы России

2 группа: памятники культуры России

3 группа: выдающиеся люди России

4 группа: природа России

Учитель заранее готовит карточки с планом, нужными иллюстрациями, дополнительным текстовым материалом.

Учащиеся создают проекты по группам и оформляют их на ¼ части ватмана.

П:

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

-выделять существенную информацию из текстов разных видов;

.К:

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

13 минут

Защита проектов.

Все проекты располагаются на доске. Учащиеся кратко рассказывают о них.

Вывод проецируется на экран:  

  Россия имеет символы, которые  являются её «визитной карточкой». Уважение к ним, знание истории их происхождения объединяют граждан государства.

П:

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

 К:

- слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

5 минут

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

- Что уже сейчас вы можете сделать для того, чтобы со временем можно было сказать: «Это символ России. Её «визитная карточка»?

Дети рисуют рисунки, кратко рассказывают о них

Работы размещаются на доске на фоне карты России.

Вывод проецируется на экран.

- Вывод: у нас есть один общий дом – наша страна, наша Россия. Гордись своей страной, прославляй её своими добрыми и нужными делами, хорошо учись, чтобы стать полезным Родине

Формируемые УУД

П:

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи;

К:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Р:

-в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся;

- понимать цель выполняемых действий;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Домашнее задание    Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности». Рассказать членам семьи об известных людях России.

1. Общая часть

Предмет                     ОРКСЭ. Основы светской этики             Класс 4

Тема урока: Совесть

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

П. -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Р. - понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

К. - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Цель урока

Знакомство с понятием «совесть», «стыд» с помощью обсуждения притч, афоризмов, просмотренного мультфильма.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор.

Мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия.

Ресурсы

(информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия.

Стихотворение Я. Кузовлевой «Совесть».

Монах Варнава (Евгений Савин). Притчи. Из книги «Маленькие притчи для детей и взрослых».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового

материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Актуализация знаний.

Просмотр отрывка  из мультфильма «Лунтик и его друзья. Совесть» -350 серия.

Формулируют тему,  цели, задач урока. Постановка проблемы.

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока:  Самое главное украшение человека – чистая совесть. 

Цицерон

С помощью вопросов учителя заполняют таблицу: Знаю, хочу узнать.

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Коммуникативное УУД: 

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

- понимать цель выполняемых действий;

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

 -извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать других;

 -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

Работают с определениями (по группам)

  1. Моделирование понятия «совесть».
  2. Работа со словарями.

Подбор однокоренных слов.

Выбрать из афоризмов, посвящённых понятию  «совесть» ключевые слова, записать на листочке и вывесить на доску.

Составить представление о  понятии «совесть».

Познавательные УУД

извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

14 минут

1.Досматривают мультфильм.

2.Обсуждают мультфильм.

3.Составляют  Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.

 Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой 

4.Работают со статьёй учебника.(стр.48)

5.Работают в парах с понятиями «стыд» и «совесть»

6.Работают с притчами в группах.

Выступают по плану.

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

1.Работают в парах - игра «Найди пару» (замена одного предложения другим)

2. Составляют портрет совестливого человека (в группе)

3. Осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- анализировать свои поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

4 минуты

-  Закончи предложение.

Сегодня я узнал…

      Было интересно…

      Было трудно…

Я выполнял задания…

      Я понял, что…

      Я почувствовал, что…

      Я приобрел…

      Я научился…

      У меня получилось …

      Я смог…

      Я попробую…

      Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учитель читает стихотворение Я. Кузовлевой  «Совесть».

Познавательные УУД

- строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Домашнее задание:   Рассказать членам семьи о том, как поняли понятие «совесть».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов

Каширского муниципального района

«Учебно-методический центр»

Итоговый практико-значимый проект

Технологические карты  5 уроков

по курсу

«Основы светской этики»

Выполнила

 Рыбкина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Руководитель проекта

Любомудрова Ольга Александровна

Кашира

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...

Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе

Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...