«Использование технологии развития критического мышления на уроке литературы в 4 классе»
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке
Задачи:
знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
развивать воображение.
развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
прививать любовь и интерес к чтению;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klasse.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии развития
критического мышления на уроке литературы в 4 классе»
Выполнила:
Матвеева Татьяна Петровна,
Учитель начальных классов
Старо-Семенкинского филиала
ГБОУ СОШ с.Старый Маклауш
Клявлинского р-на Самарской области
Самара 2013 г.
План конспект урока
Тема урока: М.М.Пришвин «Изобретатель»
- Матвеева Татьяна Петровна
- Старо-Семенкинский филиал ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
- Учитель начальных классов
- Литература
- Класс 4
- М.М.Пришвин «Изобретатель» (1урок)
- Учебник литературное чтение 4 класс.
- Цель: с помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке
- Задачи:
- знакомство с творчеством М. Пришвина и его произведениями;
- продолжать формирование адекватного восприятия текста, умения анализировать его;
- обеспечивать в ходе урока формирование приемов познавательной самостоятельности( выдвижение предположений);
- развивать воображение.
- развитие умения учащихся прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения;
- отработка навыка беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением всех необходимых норм;
- прививать любовь и интерес к чтению;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным;
- развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, ИКТ, технология развития критического мышления
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (в группах)
Необходимые техническое оборудование: Ноутбук, проектор.
Ход урока
- Организационный момент
Начинаем наш урок.
Предъявите-ка улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучных мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!
II Проверка домашнего задания
Дети зачитывают сочинения-миниатюры «Мой домовенок»
III Работа с текстом до чтения (стадия вызова)
- Разгадайте кроссворд
Д | ||||||
О | ||||||
У | Р | |||||
К | Т | К | Г | О | ||
У | К | У | У | Г | О | |
Р | А | С | С | К | А | З |
И | Т | Ь | О | Е | ||
Ц | Р | Р | ||||
А | З | О | ||||
И | ||||||
Н | ||||||
А |
- Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (курица)
- Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (утка)
- Травянистое растение с несколькими расходящимися от земли стеблями. (куст)
- Бел, как снег,
Надут как мех
На лопатах ходит (гусь)
- Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
С ней можно по грибы ходить,
А можно ягоды собрать,
Её нетяжело носить,
И очень просто сломать.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (корзина)
- Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется? (озеро)
- Найдите ключевое слово. (Рассказ)
- Назовите значение данного слова. (повествовательное произведение небольшого размера.
2) Рассказ об авторе. Выставка книг
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известного писателя- Михаила Пришвина.
Ученица:
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы.
Ученик:
Но к писательскому творчеству Михаил Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале «Родник» в 1906 году, когда Пришвину было 33 года. Однако лишь когда Пришвину было 52 года выщла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб»
- Сегодня мы будем читать рассказ Пришвина «Изобретатель»
- Кто же такой изобретатель? (ответы детей)
-А что же написано в толковом словаре? (Один ученик находит значение слова в словаре и читает: «Изобретатель - тот, кто изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное»)
3)Работа в группах
Задание: используя слова кроссворда сочинить свою сказку, предположив её сюжет
4) Презентация сказок (по группам)
- А как же было на самом деле? Хотите узнать?
IV. Работа с текстом во время чтения. Смысловая стадия
1) Обсуждение заголовка и иллюстрации
- А теперь откройте учебники на странице 101. Рассказ называется «Изобретатель»
- Давайте посмотрим какими иллюстрациями сопровождается это произведение.
- Подумайте, о чём этот рассказ? (рассуждения детей)
- А как вы думаете почему название текста записано в кавычках?
- Почему автор назвал рассказ именно так?
2) Физминутка
3) Чтение 1 части текста (Дикие утята)
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Подержал я у себя этих черных утят , и стали они вскоре серыми. После из серых один вышел красавец разноцветный селезень и две уточки, Дуся и Муся. Мы им крылья подрезали, чтобы не улетели, и жили у нас они во дворе вместе с домашними птицами: куры были у нас и гуси.
- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)
-Какой момент этой части вас может насторожить? Почему? (автор забрал себе утят…)
-Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
Чтение 2 части (Как пиковая дама стала утиной мамой)
С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама в подвале кочки, как на болоте, и на них гнёзда. Дуся положила себе в гнездо шестнадцать яиц и стала высиживать утят. Муся положила четырнадцать, но сидеть на них не захотела. Как мы не бились, пустая голова не захотела быть им матерью. И мы посадили на утиные яйца нашу важную чёрную курицу- Пиковую Даму.
- Оправдались ваши предположения?
- Кто помог высиживать утиные яйца?
- Что значит «пустая голова»?
- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
- Кто такая Пиковая Дама?
- Что может произойти дальше?
Чтение 3 части (Почему рассердилась Пиковая Дама)
Пришло время, вывелись наши утята. Мы их некоторое время подержали на кухне, в тепле, крошили им яйца, ухаживали.
Через несколько дней наступила очень хорошая, теплая погода, и Дуся повела своих черненьких к пруду, и Пиковая Дама своих — в огород за червями.
— Свись-свись! — утята в пруду.
— Кряк-кряк! — отвечает им утка.
— Свись-свись! — утята в огороде.
— Квох-квох! — отвечает им курица.
Утята, конечно, не могут понять, что значит «квох-квох», а что слышится с пруда, это им хорошо известно.
«Свись-свись» — это значит: «свои к своим».
А «кряк-кряк» — значит: «вы — утки, вы — кряквы, скорей плывите!»
И они, конечно, глядят туда, к пруду.
— Свои к своим!
И бегут.
— Плывите, плывите!
И плывут.
— Квох-квох! — упирается важная птица курица на берегу.
Они всё плывут и плывут. Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся; по Мусе они были ей родные племянники.
Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушенная, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!
— Дрянь-дрянь! — отвечала ей кряква.
А вечером она всех своих утят провела одной длинной веревочкой по сухой тропинке. Под самым носом важной птицы прошли они, черненькие, с большими утиными носами; ни один даже на такую мать и не поглядел.
- Предположение подтвердилось?
- Почему Пиковая Дама была сердита?
- Подумайте, как могут развернуться события дальше?
Чтение 4 части (Как он выбрался из корзинки?)
Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в теплой кухне, возле плиты.
Утром, когда мы еще спали, Дуся вылезла из корзины, ходила вокруг по полу, кричала, вызывала к себе утят. В тридцать голосов ей на крик отвечали свистуны.
На утиный крик стены нашего дома, сделанного из звонкого соснового леса, отзывались по-своему. И все-таки в этой кутерьме мы расслышали отдельно голос одного утенка.
— Слышите? — спросил я своих ребят.
Они прислушались.
— Слышим! — закричали.
И пошли в кухню.
Там, оказалось, Дуся была не одна на полу. С ней рядом бегал один утенок, очень беспокоился и непрерывно свистел. Этот утенок, как и все другие, был ростом с небольшой огурец. Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?
- Оправдался ли ваш прогноз?
- Что значит «воин ростом с огурец»?
- Кого он так называет?
-Почему автор назвал так утёнка?
- Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
- Как вы думаете, что же будет дальше?
- Следующую часть я прочитаю сама, а вы подумайте, какие вопросы вы можете к ней задать.
Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)
Стали все мы об этом догадываться, и тут явился новый вопрос: сам утенок придумал себе какой-нибудь способ выбраться из корзины вслед за матерью или же она случайно задела его как-нибудь своим крылом и выбросила? Я перевязал ножку этого утенка ленточкой и пустил в общее стадо.
Переспали мы ночь, и утром, как только раздался в доме утиный утренний крик, мы — в кухню.
На полу вместе с Дусей бегал утенок с перевязанной лапкой.
Все утята, заключенные в корзине, свистели, рвались на волю и не могли ничего сделать. Этот выбрался. Я сказал:
— Он что-то придумал.
— Он изобретатель! — крикнул Лева.
Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу: на своих утиных перепончатых лапках подняться по отвесной стене. Я встал на следующее утро до свету, когда и ребята мои и утята спали непробудным сном. В кухне я сел возле выключателя, чтобы сразу, когда надо будет, дать свет и рассмотреть события в глубине корзины.
И вот побелело окно. Стало светать.
— Кряк-кряк! — проговорила Дуся.
— Свись-свись! — ответил единственный утенок.
И все замерло. Спали ребята, спали утята.
Раздался гудок на фабрике. Свету прибавилось.
— Кряк-кряк! — повторила Дуся.
Никто не ответил. Я понял: «изобретателю» сейчас некогда — сейчас, наверно, он и решает свою труднейшую задачу. И я включил свет.
- Подтвердились ваши предположения?
Дети задают вопросы к отрывку.
- Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка?
- Как утёнок мог вылезти из корзины?
- Предположите, чем закончится эта история.
Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)
Ну, так вот я и знал! Утка еще не встала, и голова ее еще была вровень с краем корзины. Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. Когда Дуся встала, она подняла его высоко, на уровень с краем корзины. По ее спине утенок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз! Вслед за ним мать тоже вывалилась на пол, и началась обычная утренняя кутерьма: крик, свист на весь дом.
Дня через два после этого утром на полу появилось сразу три утенка, потом пять, и пошло и пошло: чуть только крякнет утром Дуся, все утята к ней на спину и потом валятся вниз.
А первого утенка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем.
- Оправдались ваши прогнозы?
- Можно ли назвать утёнка изобретателем?
- Прочитайте последнее предложение.
-Что заметили? (слово Изобретатель написано с заглавной буквы.)
-Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)
- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»
V. Обобщающая беседа
- Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?
- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.
- Мы с вами убедились, что птицы, животные изобретательны, похожи на людей. О них еще говорят «братья наши меньшие»
VI Самостоятельная работа
Детям выдается листочек с деформированным планом.
- Восстановите последовательность событий
VII Итог урока. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, понравился он или нет?
- Что запомнилось больше всего?
- А сейчас выберите пословицу, которая подходит к данному произведению:
Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой крепка.
VIII Домашнее задание
1) О Михаиле Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-путешественник. А кто же он в первую очередь? Вы сможете ответить на этот вопрос, прочитав дома критическую статью С.Маршака «Сила жизни».
С.101
2) Придумать веселую историю про утенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...
Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"
Цель мастер-класса - познакомить участников с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной на формирование УУД; осмыслить в...
Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС, ПРИЕМ “КЛАСТЕР”
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения ...
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»
"Использование технологии критического мышления на уроках чтения в начальных классах»...
Мой мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭНаметить пути использования ТРКМ в собственной педагог...