Урок ОПК "Золотое правило этики"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoe_pravilo_etiki.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Гулькевичский район х. Тельман

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 х. Тельман

муниципального образования  Гулькевичский район

имени Героя Советского Союза В. И. Ермолаева

Урок ОПК « Золотое правило этики»

Подготовила:

 учитель начальных  классов

МБОУ СОШ № 6

им. В.И. Ермолаева

Уралёва Т.М.

2022 г

Цели урока: ознакомить с понятием «нравственность», «золотое правило нравственности»; развитие понимания значения нравственности; формирование ответственного поведения в жизни человека и общества; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие культуры речи; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование урока: иллюстрации и карточки  для учащихся; проектор и презентация.

Ход урока

Дети читают стихотворение

Агния Барто

О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ

Готов для человечества

Он многое свершить,      

Но торопиться нечего,    

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!      

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,      

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь?)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

— Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Учитель: Прежде чем начать разговор о золотом правиле этики, давайте немного отвлечемся и поговорим … о кораблях. (Прилагается для распечатки лист с заданием. Слайд: Корабли в море.)

Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этого флота прошло успешно, каждому кораблю нужно выполнить три условия.

Первое условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу иначе они станут непригодными к плаванию. Т.е. они должны соблюдать правила движения по морю.

Второе условие: исправность кораблей. Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. Например, если штурвалы не будут проворачиваться, то корабли не смогут избежать столкновений.

А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? (дети отвечают)

Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. А если бросать рядом плывущих в беде, рассуждая, что каждый сам за себя, то можно остаться в одиночестве и некому будет помочь во время шторма.

Третье условие для успешного плавания: Нужно знать куда собирается наш флот и зачем. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Америку, тогда как им нужно было в Африку. А чтобы не сбиться с пути, кораблям нужны карты и компас.

А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами.

Человек совершает свой путь по житейскому морю, от рождения до ухода из этой временной жизни в вечность, как корабль от одного берега к другому.

Какое первое условие нужно соблюдать людям для благополучного прохождения этой жизни? (дети отвечают) Мы должны научиться правильному, гармоничному отношению человека к человеку.  

Слайд : Этикет  - этика – золотое правило.

Какие этикеты и правила этикета вы знаете? (дети отвечают)

Правила этикета за столом, на природе, деловой этикет…

Система всех таких правил, норм нравственного поведения человека, называется этикой.

Правила различных разделов этикета часто повторяются. И еще в древнейшие времена философы вывели одно общее для всей этики правило, которое впоследствии стали называть «золотым правилом этики». Звучит оно так:   Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.

Часто люди считают, что если его поступок не причиняет вреда другому, то этот поступок не считается плохим. Давайте посмотрим на примере, так ли это?

(слайд) Представьте, что один из этих мальчиков, разглядывающих игрушки в витрине магазина, похвастался, что у него есть «вон такая же заводная игрушка», хотя ее у него нет.

- Навредил ли он этой неправдой другим ребятам? (дети отвечают)

Другим пока нет, только себе, потому что в душе его вместе с ложью поселился страх разоблачения. Жить со страхом в душе очень трудно. Но тайное всегда рано или поздно становится явным. И вот однажды ребята просят: «покажи нам свою игрушку?» Если мальчик откажется, то обидит отказом ребят и они будут считать его хвастунишкой и жадиной. А если сознается, что сказал неправду, то обидит друзей ложью, и они будут считать его врунишкой. Может даже, дружить с ним перестанут.

Нужно всегда быть честным, даже если никто не видит твоей неправды. Наша «неисправность» души, как и неисправность кораблей, так или иначе, наносит вред и нам и другим. Значит, для успешного странствования по житейскому морю очень важно наше внутреннее состояние.

Работа с текстом

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)

 

-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

-А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

Вернемся к нашему странствованию по житейскому морю. Какое третье условие успешного его завершения? (дети отвечают) 

Слайд : «Сломанная» душа.

«Кораблик-душа» сломался, почернел. Давайте найдем и исправим поломки.

Дети находят неправильные действия и определяют, как исправить их. «Неправильные дела» исчезают, взамен появляются «лечащие, ремонтирующие» действия и окрашивается кораблик и сердце. (слайд)

Обидел друга – попросить прощения.

Обиделся на друга - простить.

Ученик:

Абрамова Оксана

Человечность  

Хочу немного рассказать

О тех, кто не умеет лгать.

О тех, кто может все простить,

О тех, кто не умеет льстить.

Кто не умеет унижать,

Других не в силах обижать.

Кто никогда вас не осудит,

В краю далеком не забудет.

О тех, кто честен и тактичен,

К судьбе других не безразличен.

О тех, кто в наш нелегкий век

Имеет званье "Человек".

Самостоятельное чтение

Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Представьте: глубокой ночью человек идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!». Из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто-то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле ночной прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем или страхов.

Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже никогда не сделает ничего замечательного? Даже школьный хулиган может стать героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего и сам от себя не ожидал…

Анализ текста

Слайд  «Буря сплетен».

-С чем в тексте сравниваются сплетни? (дети отвечают)

С пылью и мусором.

-Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо? (дети отвечают)

Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло.

(слайд)-Посмотрите, есть ли на мальчике грязные пятна? (дети отвечают) Нет! А теперь? (дети отвечают) Да!  А если стекло совсем грязное, мальчика хорошо можно разглядеть? (дети отвечают)

Нет! Вот также и наша душа, когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их,  видит в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными.  Например, нам может увидеться, что эти дети не радуются ежику,  а мучают его.

Ученица:

Как часто судим мы людей,

В своем глазу бревна не видя,

Как люто судим, ненавидя

В угоду собственных страстей.

Как часто мы вершим свой суд

Лик Бога на себя примерив,

Забыв о том, что в это время

Нас тоже судит кто-нибудь…

-Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину? (дети отвечают)

Как вы понимаете, что такое неосуждение? (дети отвечают)

Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека.

Слушаем и поем песню

Слайд : « Быть человеком»

Быть человеком

Исполняет детская группа «Непоседы»

1. Нам от самого порога

   Жизнь раскинула пути;

   Выбирай свою дорогу

   И по ней смелей иди.

   Пусть к тебе придёт удача,

   Если честно ты прожил.

   Пусть судьба тебе назначит

   То, чего ты заслужил!

Припев:

 Только помни, только помни

  В грохоте-ритме века:

  Самая главная в жизни профессия —

   Быть человеком.

2. В жизни прожитой дороги

   Очень уж порой круты.

   Мы к себе бываем строги,

   За собою жжём мосты,

   Ненавидим мы и любим,

   Разрушаем и творим;

   И в жару и в холод лютый

   Мы друг другу говорим.

Ученица:

Екатерина Жданова

ПРОСТИ

Я вся исстрадалась, измучилась прямо,

Но я не сказала: «Прости меня, мама».

Я ей нагрубила.

Она промолчала.

Уж лучше б побила меня для начала.

Потом прочитала б мне злую тираду,

А я в наказанье помыла б веранду.

Я б отревелась и мы б помирились,

А так - мы по комнатам молча закрылись.

А знаете?

Мама сама виновата.

Зачем не пустила в кафешку с ребятами?

Зачем вечно эти тупые намеки?

Зачем засадила при всех за уроки?

Скоро начнутся «Папины дочки»,

А я не могу нацарапать ни строчки.

Как тяжело нам с нашими мамами -

С такими усталыми,

С такими упрямыми.

Все. Поднимаюсь. Мириться иду.

- Мам, ты не спишь? Ну прости меня,...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

конспект-урока по ОРКСЭ ( модуль ОПК)- 4 класс. "Золотое правило этики"

Данный материал можно использовать при подготовке к уроку по ОРКСЭ в 4 классе ( модуль ОПК)...

Классный час «Урок вежливости. Золотое правило этики»

Вежливость порождает и вызывает вежливость. Эразм Роттердамский...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Золотое правило этики. Урок ОРКСЭ в 4 классе.

Разработка урока и презентация по теме "Золотое правило этики" для учащихся 4 класса....

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...