Разработка учебного занятия по теме «Добродетель и порок. Нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России и Южного Урала» модуль «Основы светской этики »
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Б. В.А.

Методический  проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx502.4 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия

по теме «Добродетель и порок.     Нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России и Южного Урала»

модуль  «Основы светской этики »

Тема: Добродетель и порок.     Нормы морали, нравственные, духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России и Южного Урала.    

Цель: Формирование этических и культурных ценностей у школьника..

Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий:

Личностные УУД

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Метапредметные УУД

-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

Познавательные УУД

- создать условия для осознания учащимися ценности добра в человеческой жизни;

- уточнить смысл понятий «добродетель » и «порок»

–ученик научится смысловому чтению и извлечению необходимой информации; осознанному построению речевого высказывания в устной форме; осуществлению поиска необходимой информации для выполнения учебных задач;

Коммуникативные УУД

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения

Предварительное задание: прочитать сказ  П.П. Бажова «Голубая змейка»,выполнить иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Этапы урока с целеполаганием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1.Организационный момент. Цель: создать эмоциональный настрой, проверить готовность к уроку.

Проверяет готовность учащихся к уроку

Начинается урок

Он пойдёт сегодня впрок!

Добрый день, ребята!

Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2

2.Актуализация опорных знаний по теме. Цель: повторить тему предыдущего занятия.

Актуализирует опорные знания детей

-Прослушайте стихотворение и скажите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

- Можно ли применить понятия «добро»  к данному отрывку?

- Объясните, к каким человеческим качествам призывает нас автор стихотворения?

- Назовите отрицательные человеческие  качества, которые названы в стихотворении?

Повторяют материал предыдущего урока.

К этому отрывку модно применить понятие «добро».

Быть добрым, искренним.

 Зависть, ложь.

3

Определение темы, цели, задач урока.

Цель: определить тему занятия.

- Вы назвали качества личности, которые можно разделить на хорошие – добродетель и плохие – пороки.

- Определите  тему нашего урока.

- Давайте совместно разработаем план нашего урока.

                          План

1.        Найдем ответы на вопросы:  что такое «добродетель», что такое «порок»?

2.        Узнаем,  как положительные и отрицательные поступки могут повлиять на нас и окружающих.

  3.Сделаем вывод. А вот к какому выводу мы придем, узнаем в конце урока.

- У каждого  на парте лежит таблица:

Таблица 1

        

1. Что я знал  

2. Что узнал    

3. В чем ошибался.

- Эту таблицу вы можете заполнять по ходу нашего урока.

Формулируют тему и цели урока.

Вывод: Сегодня мы будем говорить о «Добродетели  и пороке»

Дети высказывают свои предположения.

4

Изучение нового. Работа над темой урока. Введение понятия «Добродетель», «Порок».

Цель: раскрыть значение слов «добродетель», «порок».

Работа над понятиями «добродетель» и «порок» в  группах. Мини- исследование

-Давайте вспомним,  что такое добро?

-Что такое зло?

-Как вы думаете, что такое «добродетель», чем это понятие отличается от понятия «добро»?

- Где мы можем узнать об этом?

Задание: Вам необходимо найти в словаре Ожегова понятия «добродетель», «порок».

 «Природа дала нам в руки большую интеллектуальную  и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против наших ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестным и диким» -  сказал Аристотель.

Пройдёт время, и другой философ – Гегель, разовьёт эту мысль таким образом:

 «Когда человек совершает тот или другой поступок, то это ещё не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

Всё верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания.

Качества эти неврождённые. Их нужно воспитывать. Можете ли вы чувствовать чужую боль, как свою собственную, можете ли делать добро, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен? Этому вы учитесь на уроке этики. Научиться всему нравственному не возможно на нескольких уроках, это нужно воспитывать в себе целую жизнь. Тем не менее,  вы многое знаете, посмотрим, что у вас получилось.

- Заполните  таблицу 1.

- О чем вы уже знали?

- О чём узнали?

- В чём ошибались?

Работа с иллюстрациями

- Посмотрите внимательно на иллюстрации .К какому сказу  они подходят ?

Картинки по запросу сказы бажова голубая змейкаКартинки по запросу сказы бажова голубая змейка

Работа над текстом сказа

- Сказ П.П. Бажова «Голубая змейка» поучителен тем, что раскрывает нам понятия «добродетели и порока», то есть добра и зла.

- Какие поступки героев олицетворяют добро, а какие порок.

- Кто главные герои сказа.

- Какими представлены они в начале текста?

Работа в парах.

- Перед вами представлены слова. Прочитайте их. На что указывают эти слова?

- Исходя из прочитанного текста, выберете в первую колонку  слова, которые характеризуют главных героев с положительной стороны, а во вторую – с отрицательной.

Слова:  обман, насилие, взаимовыручка, помощь,  умение говорить правду,  хвастовство,  ложь, трудолюбие, мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть,  трусость, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Приведите свои примеры. Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Добродетель

Порок

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Размышления детей.

В словаре.

Коллективное обсуждение мнений, фронтальная проверка.  

Добродетель - положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Порок - недостаток, несовершенство (уродливость). Может проявляться в дурных привычках.

Заполняют таблицу 1.

-Что такое доброта.

-Что такое «добродетель и порок».

Сказ П.П. Бажова «Голубая змейка»

Дети высказывают свои предположения.

Главные герои сказа ЛанкоПужанко да Лейко Шапочка.

 Дружелюбные, одногодки.

Положительные и отрицательные качества.

Заполняют таблицу  2.

Работа с четверостишием

- Прочитайте  четверостишие.

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней»

- Как вы его понимаете?

- Найдите ту часть сказа, которая подходит к четверостишию.

- Проанализируйте текст и расскажите о несправедливом отношении одних героев по отношению к другим. Объясните, почему вы так считаете.

- Какой поступок сделали ребята?

- Можно ли сказать, что это порок?

- Как их действия повлияли на Марьюшку?

Читают четверостишие на интерактивной доске.

Дети высказывают свои предположения.

5

Физминутка

Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение.

Анализ проявления «добра» и «зла» в сказе П.П. Бажова

- Как на  ваше мнение  Ланко и  Лейко могли исправить сложившуюся ситуацию?

- Что они могли сделать?

- Найдите в сказе проявление добродетели.

- Как ребята узнали о голубой змейке? Найдите её описание в диафильме.

- С чем сравнивает автор струи выпускаемые змейкой?

- На ваше мнение, почему люди,  когда видят  чёрную струю, ссорятся?

- Что представляет собой эта струя?

- А что представляет собой золотая струя?

- Получилось ли сразу ребятам добыть золото?

 - Найдите слайды диафильма, где Змейка решила испытать друзей.

- О чём сразу подумали дети?

-Это проявление добра или зла?

- Как же отблагодарила Змейка за добрые пожелания?

- Что же мы увидели, исследовав текс П.П. Бажова?

Вывод: каждый отрицательный поступок ( порок) можно исправить. Иногда человек ошибается и поступает плохо. Однако постепенно, пробуя и ошибаясь, прислушиваясь к мнению окружающих его людей, сравнивая свои поступки с их действиями, человек  учится быть добродетельным, приобретает положительные качества личности, т. е нравственно совершенствуется.

Дети высказывают свои предположения.

Чёрная струя представляет собой зло.

Золотая струя представляет собой добро.

Ребята не сразу добыли золото.

Ребята подумали,  как помочь Марьюшке.

Это положительный поступок.

6

Закрепление полученных знаний

Цель: довести до понимания учащихся важность добрых поступков.

Творческое задание.

-В жизни, как и в сказке, мы всегда вбираем, и наш выбор характеризует нас самих. Часто в сказках перед героем появляется выбор  на перекрёстке трёх дорог – три жизненные дороги, одну с которых нужно выбрать. Попробуйте и вы сделать свой выбор: «По правой дороге пойдёшь – богатым станешь, полевой пойдёшь – силу богатырскую найдёшь, прямо пойдёшь – люди тебя уважать будут».

- По какой дороге пойдёте вы? Почему именно эту дорогу вы выбрали?

- Когда человека будут уважать?

- Можно ли выбрав  третью дорогу  достигнуть  и того , что ожидало вас на первых двух ?

- Какими принципами нужно руководствоваться, чтобы быть добрым человеком?

Памятка «Как быть добрым»

•        Стремись видеть в людях всегда хорошее и доброе.

•        Будь добрым к людям.

•        Учись добра у добрых людей.

•        Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, что попали в беду, слабым, больным.

•        Не делая зла, ты станешь добрее.

Быть добрыми, отзывчивыми, помогать нуждающимся, не делать зла.

Индивидуальная работа

- Проживая жизнь, мы сталкиваемся с разными ситуациями. Как же поступить? Как найти выход? Найти ответы на эти вопросы нам и помогают уроки этики. Проанализируйте ситуации и скажите, как поступить правильно.

Ситуация 1: классный руководитель предложил детям билеты в театр. «Билетов всего пять на весь класс, - сказала учительница, - как их поделим?». Дети решили, что билеты нужно дать лучшим ученикам класса. После того, как были названы пять имён, Наташа, у которой в семье ещё трое братиков и сестричка, внезапно заплакала и вымолвила сквозь слёзы «Я никогда не была в театре».

Продолжите ситуацию так, чтобы было понятно, кто в классе по-настоящему  добрый.

Ситуация 2.: в школе ждали гостей с другой страны. Дети сами делали подарки-поделки.  Конечно, дома им помогали родители. Коля сделал даже две красивые поделки. А вот у Саши мишка не получился: мальчик живет с бабушкой, а она плохо видит, поэтому помочь ему не смогла. Мальчики начали смеяться с Саши: «С такой игрушкой ты подведёшь нас всех. На что это похоже?» А Коля подошёл и сказал …

Дети высказывают предположения.

Проверочный тест

1. Что такое добродетель?

а). Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

б). Хорошие слова.

в). Не делать плохих поступков.

2. Что такое порок?

а). Невыполнение домашнего задания.

б). Недостаток, несовершенство. Проявляется в дурных привычках.

в).  Обидчивость.

3.Как творят добрые дела?

а). За вознаграждение.

б). Чтобы показать другим, что ты хороший.

в). Бескорыстно и сознательно.

4.) Укажите поступки, которые одобряет общество.

а). Унижение.

б). Обман.

в). Дружелюбность.

г). Взаимопомощь.

5. Зачем нам нужно знать о добре и зле?

а). Чтобы жить в мире.

б). Уметь разговаривать.

г). Пополнить свой словарный запас  новыми словами.

Заполняют тест на раздаточном материале.

7

Рефлексия

Цель: подвести к пониманию,  что человек живёт в мире для того чтобы делать добро.

- Заполните  таблицу 2.

- О чем вы уже знали?

-О чём узнали?

- В чём ошибались?

- А теперь главный вывод урока: человек живет в мире для того, чтобы делать добро. Присмотритесь к лицам людей. Как много среди них красивых – красивых добротой, отзывчивостью, честностью, добродушностью, желанием помочь, сопереживанием. Смотрите чаще в зеркало. Пусть в нём отражается не только внешность, но и ваша душа. Я б очень хотела, чтобы вы росли  с доброй  и красивой  душой людьми.

Что такое доброта? Что такое «добродетель и порок».

 Как наши поступки влияют на других людей. Как быть добрым.

7

Домашнее задание.

- Записать в тетрадь, какие добрые дела вы сделали за этот месяц  и какие бы хотели ещё сделать.

Литература:

1. Сказ П.П. Бажова «Голубая змейка».

2. ФГОС «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.

Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....

Урок по теме «Добродетель и порок» модуль «Основы светской этики»

Конспект урока по теме «Добродетель и порок»  модуль «Основы светской этики»...

Методическая разработка учебного занятия на тему: Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова»

Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова».-Цель: обучение приему «Петля» ( две дамки против одной), и приему «Треугольник Петрова» ( три дамки против одно...