Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
план-конспект урока (4 класс) на тему
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_urok_po_etiki_dlya_rayona.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Разработка урока по модулю «Основы светской этики»
Тема ;»Добродетель и порок»
4 класс ,урок 7
Учитель высшей категории :
Вишнякова Е.К.
2013 год
Аннотация:
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем, что сказка самый замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.
Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
личностные
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
метапредметные
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
предметные
- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;
- уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок»
Компетенции:
-КОММУНИКАТИВНАЯ
-ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
-САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
-САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Предварительная подготовка:
Учитель:
-Сбор необходимого материала для презентации.
-Расстановка парт для групповой работы.
-Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.Ученики:
Выполняют творческие задания:
- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,
- Интервью с членами семьи о добре и зле.
Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек
Оборудование:
Проектор , УМК «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. программа Данилюка А.Я.):
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
3. Диск по курсу ОРКСЭ
Тема урока : «Добродетель и порок»
Ход урока
1.Организационный момент.
Здравствуйте,ребята! Повернитесь к гостям поздоровайтесь.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе,
Возможно есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, с какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке? Можете обратиться к записям в тетради.
- Как вы понимаете слово добро? (нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними).
- Дайте определение понятию зло (противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить).
- Я предлагаю вам выполнить задания теста по теме «Добро и зло». Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).
- Проверяем. (Дети зачитывают ответы)
Обобщение: Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.
3. Сообщение темы урока (притча). Слайд 9
- Я предлагаю вам послушать притчу, будьте внимательны, вы должны после прослушивания ответить на вопросы.
Однажды во время прилива принесло много морских звезд. Наступил отлив, и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звезды в море, чтобы они смогли продолжать свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
- Зачем ты это делаешь? Ведь ты не сможешь спасти всех этих существ, большинство из них всё равно погибнет!
- Как вы думаете, что же ответил мальчик?
( - Конечно, я не смогу спасти их всех, но какую же я испытываю радость, спасая каждое из них!)
- Какой поступок совершил мальчик?
Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.
- Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.
Слайд 10
Добродетель и порок –
Это тема на урок,
Поработать, разобраться,
Ну и вывод сделать вкратце.
Запишите тему урока в тетрадь.
4. Работа по теме урока.
Работа с учебником, страница 17.
Я предлагаю вам прочитать о данных понятиях в учебнике, с.17, самостоятельно. Найдем определение слов и запишем в тетрадь (определение записать в тетрадь) Две группы работают в парах ПС дифференцированная по степени помощи учителя.
Мини – исследование. На парте лежит словарь.
Ученики находят ответы в толковых словарях.
Задание: Вам необходимо найти в словаре понятия «добродетель», «порок».
2) Коллективное обсуждение мнений, фронтальная проверка.
3) Вывод.
Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое «добродетель» и «порок».
- Что такое добродетель?
Слайд 11,12,13
- Что такое порок ,найдите в учебнике. Слайд 14-15-16
-Давайте определим какие добродетельные и порочные поступки встречаются в сказках. Слайд 17
-Также мы можем увидеть Давайте определим какие добродетельные и порочные поступки встречаются в сказках. Слайд 14
слайд 18
-Давайте закрепим и назовем качества, которые характеризуют наши основные понятия
-Прочитаем слайд 19
-Что значит быть добродетельным человеком? слайд 20
-Рассмотрите фотографии людей, представленных на страницах.
-Кого вы из них знаете? ( Чулпан Хаматова, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Ирина Слуцкая).
-Могут ли они быть для вас образцом?слайд 20-
-Примером для вас могут служить и ваши родители, дедушки, бабушки, ваши родные и близкие люди.
5 Физкультминутка для глаз под музыку из мультфильма. Слайд 25
6.Закрепление
-Дети, прочитайте Сказку Сухомлинского «Семь дочерей»
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги. слайд 26
Вопросы для обсуждения
-Какую дочь можно назвать добродетельной? Почему?
- Как вы думаете, что труднее: говорить добродетельно или поступать добродетельно?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
-Прочитаем вопросы и ответим на вопросы слайд 27
-Найдите и выпишите качества добродетели и качества порока слайд 28
-Для закрепления выполним задания на карточках задание:
Соедините противоположные друг другу качества слайд 29 30
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети,но впереди вас ждет очень много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. Мы распределим положительные (добрые) качества человека к солнышку, а в другую – отрицательные (злые) к тучке
После выступления каждой группы идет обсуждение выполненного задания.
Обобщение: Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным. Ведь делать добро это здорово.
7. Итоги урока. Рефлексия слайд 31
- Подведем итог. Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Посмотрите на экран и выберете подходящее для вас начало предложения и продолжите его, помня тему сегодняшнего урока.
Мне стало ясно…
Я поняла…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
Я узнала…
Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне было скучно | Мне не все понравилось на уроке | Мне было интересно на уроке |
8. Домашнее задание.
Расскажи друзьям и членам семьи, кто такой добродетельный человек и как им стать.
Тест по теме «Добро и зло»
________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
* Забыть о неприятной просьбе
* Дать списать домашнее задание
* Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки , которые одобряет общество
* обман
* насилие
* взаимопомощь
* унижение
Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
* мирное сосуществование
Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу о близких
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.
Добро Зло
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»
Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....
Технологическая карта урока по модулю "Светская этика" "Семейные праздники" 4 класс
Технологическая карта урока...
Конспект урока по светской этике «Добродетель и порок. Жизнь дана на добрые дела»
Человеку свойственно ошибаться. Главное, чтобы человек мог осознать, что он неправ, и исправиться. Нужно постараться больше не совершать тех поступков, за которые было стыдно....
Курс ОРКСЭ модуль« Основы светской этики »(4 класс, урок 14) Автор Партыко Е.А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ №949 Разработка урока.
Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс,урок 14 "Дружба"(конспект урока+презентация к уроку)...
Конспект урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ: "Добродетель и порок"
Учащиеся знакомятся с такими понятиями как "добродетель" и "порок", также знакомятся с "Притчей двух волках"; делают анализ, проводится работа в группах, где каждая группа выполняет опреде...
Урок по светской этике "Добродетель и порок".
Предметные умения: Описывать различные явления ...