Методическая разработка учебного занятия по теме «Азбука денег», 2 класс.
план-конспект урока (2 класс)
Предварительный просмотр:
Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС
Сибирский межрегиональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка учебного занятия по теме «Азбука денег»
Разработчики проекта:
Максимова Наталья Александровна, учитель начальных классов,
Неклюдова Галина Анатольевна, учитель начальных классов,
Молчанова Елена Владимировна, учитель начальных классов,
Орлова Наталья Владимировна, учитель начальных классов,
Осокина Алена Николаевна, учитель начальных классов,
Батуева Туяна Владимировна, учитель начальных классов.
г. Улан-Удэ, 2018
Проект допущен к защите
Администратор ММЦ_____________________ Цыдыптарова Я.В.
ВВЕДЕНИЕ
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно».
А.С. Макаренко
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников ко взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. В настоящее время в школу внедряются уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.
Ребенок, готовясь ко взрослой жизни в современном обществе должен уже со школьной скамьи ознакомиться с основными понятиями и явлениями финансовой стороны существования.
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия по теме «Азбука денег»
Задачи проекта:
- изучить методические рекомендации по разделу «Деньги»
- сконструировать модель мини-проекта
- разработать технологическую карту мероприятия
- подобрать ресурсы для проведения занятия
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика методической разработки:
Наименование: внеурочное занятие для учащихся 2 класса на тему: «Азбука денег».
Тип занятия: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Форма проведения занятия: беседа - практикум
Место занятия в логике реализации курса: в разделе «Деньги» для учащихся 2 класса, данное занятие является первым
Методическая характеристика
Цель занятия: формирование начальных представлений о деньгах, как средстве приобретения товаров.
Задачи:
- объяснить неудобства бартера и необходимость появления денег.
- познакомить учащихся с историей денег.
Планируемые результаты
Личностные
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
- регулятивные:
- понимать и принимать учебную задачу;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
Предметные
- содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
- о функциях денег в жизни человека;
- познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
- в результате практических действий и наблюдений отгадывать ребусы
Технология:
технология развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии
Описание хода занятий (технологическая карта)
Этап | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Социальная форма | Время |
1.Организационный | - Подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. | Дети рассаживаются по группам, в соответствии с цветом выбранного жетона. Дети улыбаются друг другу. | Кабинет | Фронтальная | 1 мин. |
2. Актуализация знаний. | Ребята, сегодня вы узнаете, что называют “Великим изобретением человечества”. - Что же это за изобретение? | Дети смотрят фрагмент мультфильма «Муха - Цокотуха» (Приложение 1) отвечают на вопросы. | ИКТ | Фронтальная | 1 мин. |
3.Целеполагание (подготовить учащихся к открытию нового знания. Сформулировать тему и поставить цель занятия). | Сформулируйте тему нашего занятия. Беседа по вопросам – Что вы знаете о деньгах? - Что хотите узнать? | Участвуют в беседе, слушают друг друга. | Кабинет | Фронтальная | 1 мин. |
4.Освоение нового материала | -Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после игры. Игра называется «Менялы». (Приложение 2) -Понравилось ли вам игра? Чем вы сейчас занимались? – Кто не смог произвести обмен? – Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене? – Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? - Как сейчас называется обмен товаров? - Что люди сделали для удобства? Просмотр мультфильма «Что такое деньги? История денег». (Приложение 3) После просмотра вам будут заданы вопросы, будьте внимательны. Блиц-опрос (карточки по 3 вопроса). (Приложение 4) | Работают в группах. Дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение. Ответы детей подвести примерно к следующим: 1) Затрачивается много времени. 2) Сложность и неудобство поиска. 3) Обмен может сорваться. Знакомство с новым словом «бартер». Изобрели деньги. Дети смотрят видеоролик.
Отвечают на вопросы. | Кабинет ИКТ Кабинет | Групповая Фронтальная Групповая | 7 мин. 4 мин. 5 мин. |
5.Физминутка | - А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену? Слушаете название и если это можно купить за деньги - хлопаете, нет - топаете (Лекарство, книга, знание, счастье, мороженое, велосипед, любовь, дружба, телефон) | Слушают, выполняют действия | Кабинет | Фронтальная | 1 мин. |
6.Закрепление нового материала | 1. Игра «Верю не верю» (Приложение 5), 2. Вопросы, ключом которых являются ребусы (Приложение 6). | Дети работают в группах, обсуждают | Кабинет ИКТ | Групповая Фронтальная | 5-7 мин. |
7.Рефлексия | Я узнал…… | Отвечают на вопросы | Кабинет | Фронтальная | 3 мин |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В разделе «Деньги» для учащихся 2 класса, данное занятие является первым. При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей и уровень подготовленности класса к изучению темы.
На занятии применяется следующие формы работы: фронтальная, групповая.
Содержание занятия, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах способствуют достижению целей.
Данное занятие знакомит учащихся с понятиями: товар, деньги, бартер, что способствует повышению финансовой грамотности обучающихся младшего школьного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
- Финансовая грамотность. Корлюгова Ю.Н. Учебная программа 2-4 классы. М.:Вита –Пресс, 2014г.
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.2-4 классы. Корлюгова Ю.Н. М.:Вита –Пресс, 2014г.
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для родителей.2-4 классы. Корлюгова Ю.Н. М.:Вита –Пресс, 2014г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Просмотр фрагмента мультфильма «Муха-Цокотуха»
Приложение 2
Игра: на столе у каждого лежит карточка. На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар.
(Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)
Приложение 3
Просмотр мультфильма «Что такое деньги? История денег».
Приложение 4
Блиц-опрос:
1.Назовите самые ценные вещи при обмене? (зерно, соль, меха).
2. Какие деньги появились раньше? (монеты, бумажные).
3. Что важнее денег? Что дороже денег?
Приложение 5
Игра «Верю - не верю»
1. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
2. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
3. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).
Приложение 6.
- Предметы, которыми обменивались люди, называют (товаром).
- Удобные для обмена товары и называются (деньгами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»
Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...
Методическая разработка учебного занятия (обслуживающий труд) по теме: «Изготовление изделий из природного материала»
Аннотация к методической разработке урока по технологии: важнейшим компонентом воспитания духовности у ребёнка является приобщение его к истокам народной культуры как неотъемлемой части со...
Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру во 2 классе на тему "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума
Название УМК : «Школа России»Предмет : окружающий мирТема урока : «Наша дружная семья»Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной темеТип урока : комбинированны...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Азбука денег», 2 класс, презентация
Презентация "Азбука денег", 2 класс...
Методическая разработка учебного занятия на тему: Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова»
Русские шашки. Эндшпиль (окончание). Треугольник Петрова».-Цель: обучение приему «Петля» ( две дамки против одной), и приему «Треугольник Петрова» ( три дамки против одно...