Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.
методическая разработка (4 класс) по теме
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем, что сказка самый замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.
Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговый проект
слушателя курсов:
Методическая разработка
урока по теме:
«Добродетель и порок».
по модулю учебного курса ОРКСЭ:
«Основы светской этики».
Подготовила: Плотникова Наталья Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ с. Старокучергановка»,
Наримановский район,
Астраханская область.
2011г.
Аннотация:
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.
Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
В наше время даже родители не могут собственным примером правильно объяснить, где добро, а где зло своему ребенку. Мы с детства знаем, что сказка самый замечательный жанр для объяснения таких понятий как «добро» и «зло». В них всегда побеждает добро, красота и искренность героев.
Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным, но надо стремиться к этому, стараться поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
Цели:
- Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности.
- Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
- Решение противоречий.
Задачи:
Образовательная:
- Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
- Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.
Развивающая:
- Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
- Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
- Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос.
- Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия.
- Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная:
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям.
- Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности.
Компетенции:
- КОММУНИКАТИВНАЯ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ
(через иллюстративный материал, материал пособия)
- САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
- САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)
Оборудование:
- Интерактивное оборудование.
- Оформление доски:
- выставка детских фотографий « Мы - помощники»,
- вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках».
- Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…»
- Презентация к уроку.
- Для групповой работы:
- пазлы с героями сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» (6 штук),
- списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук),
- материал для игры «Найдите противоположности» (6 штук),
- ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева»,
- части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы».
Предварительная подготовка:
Учитель:
- Сбор необходимого материала для презентации.
- Расстановка парт для групповой работы.
- Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.
Ученики:
- Выполняют творческие задания:
- Фотографии на тему «Мы – помощники»,
- Рисунок на тему «Добро и зло в сказках»,
- Интервью с членами семьи о добре и зле.
Ключевые слова: добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек.
План урока:
- Организационный момент.
- Песенка Леопольда «Если добрый ты …»
- Стадия вызова
- Обсуждение результатов выполненного домашнего задания.
- Рассказы учащихся о добре и зле по рисункам из сказок
- Игра «Собери пословицы» о добре и зле.
- Тема урока: «Добродетель и порок».
- Обсуждение, что такое добродетель и порок.
- Работа в группах.
- Составление из пазлов картинок с героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
- Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
- Составление коллективного кластера положительных качеств добродетели и отрицательных качеств порока.
- Работа с текстом.
- Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
- Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
- Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
- Этап рефлексии. Работа в группах.
- творческая работа с афоризмами.
- игра «Найдите противоположности».
- игра «Гадаем на ромашке»
(о качествах добродетели и порока героев сказки «Снежная королева» Андерсена).
- Итог урока.
- Ответы на основные вопросы урока.
- Домашние творческие задания.
- Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость».
- Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».
- Рассказ семье о добродетели и пороке.
- Интервью с членами семьи по вопросам из пособия.
Продолжительность работы: 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет с интерактивным оборудованием.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Звучит песенка Леопольда
«Если добрый ты это хорошо,
а когда наоборот - плохо…»
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
«Крошка сын к отцу пришел
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
- А кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле, как этических категориях?
- Согласились ли они с вами?
- Все ли им было понятно в вашем рассказе?
- Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?
- игра «Собери пословицы» о добре и зле:
Торопись на доброе дело, а добро век не забудется.
Лихо помнится, что есть добрые люди.
Злой не верит, а худое само приспеет.
- Объясните смысл пословиц.
- Тема урока: «Добродетель и порок».
- Обсуждение, что такое добродетель.
ДОБРО
ДЕЛАТЬ
ДОБРОДЕТЕЛЬ
- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?
- Самостоятельное чтение статьи в пособии (стр.16-17)
Задание: найдите два определения добродетели, подчеркните их.
Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
- Обсуждение, что такое порок.
- Известно ли вам что такое «порок»?
- Как вы думаете, что это такое?
ПОРОК
- Работа в группах:
- Деление на группы.
- Каждая группа составляет картинку из пазлов с героями из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка».
- Выбор добродетельных качеств, которыми обладают падчерицы, и порочных поступков мачех и родных дочерей из сказок «Морозко», «12 месяцев», «Золушка» по группам:
1 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Морозко»,
2 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «Золушка»,
3 группа: Назовите добродетельные качества, которыми обладает падчерица из сказки «12 месяцев»,
4 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Морозко»,
5 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «Золушка»,
6 группа: Назовите порочные поступки мачехи и ее родных дочерей из сказки «12 месяцев».
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
Составление коллективного кластера по теме:
Трудолюбие
Работоспособность
Ответственность
Дружелюбие
Вежливость
Сочувствие
Доброта
любовь
Жадность
Лень
Ложь
Хвастовство
Зазнайство
Злость
ненависть
- Работа с текстом.
- Обсуждение «Что значит быть добродетельным человеком».
- Как писал Аристотель: « Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
- Какого человека можно считать добродетельным?
- Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Подтвердите словами из текста.
- Что значит «признание ценности других людей»?
- Рассматривание фото-выставки «Мы – помощники».
- Говорят, что труд облагораживает человека. Объясните, как вы это понимаете, опираясь на фотографии «Мы-помощники».
- Обсуждение « Кто может быть образцом для подражания», рассматривание иллюстраций в пособии.
- Кто может стать образцом для подражания?
- Рассмотрите фотографии в пособии (стр.16-17)
- Чем эти люди знамениты?
- Почему они могут служить примером для подражания?
- Кто для вас является образцом для подражания?
- Этап рефлексии. Работа в группах.
- творческая работа с афоризмами для каждой группы:
Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.
«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.
«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.
«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.
- игра «Найдите противоположности» для групп:
Задание: Соедините противоположные друг другу качества:
- игра «Гадаем на ромашке». Работа в группах.
Герда
На доске ромашка с 6 лепестками, на обратной стороне каждого лепестка - имя героя сказки «Снежная королева» (тролль, Снежная королева, Кай, Герда, маленькая разбойница, ворон), каждая группа выбирает лепесток и называет добродетельные и порочные качества своего героя.
Кай
Ворон
Тролль
Маленькая
разбойница
Снежная
королева
- Итог урока.
- Что такое добродетель?
- Что такое порок?
- Что такое добродетельный человек?
-А все становятся полностью добродетельными людьми?
- Домашние творческие задания.
- Создать альбом: «Ими гордится Россия»
или «Наша гордость».
- Написать мини-сочинение на тему: «Как я помогаю людям».
- Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок.
- Интервью: Задать вопросы из пособия членам своей семьи.
Если они затрудняются ответить, помочь им.
Дидактические средства достижения цели:
- Использование афоризмов,
- Иллюстративный материал пособия и презентации,
- Создание альбома: «Ими гордится Россия» или «Наша гордость»,
- Мини – сочинение: «Как я помогаю людям»,
- Фото – выставка на тему: «Мы - помощники»,
- Создание выставки рисунков на тему: «Добро и зло в сказках»,
- Составление коллективного кластера положительных и отрицательных качеств героев сказок: «Морозко», «Золушка», «12 месяцев», «Снежная королева»,
- Интервью с членами семьи.
Ресурсы:
- http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/
- http://delaroshfuko.ru/maks19.html
- http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/
- http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/
- http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аннотация: Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добродетель и порок» в модуле «Основы светской этики», дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Цели: Формировать понятия «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств и поведение героев сказок, известных людей современности. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка. Решение противоречий.
Задачи: Образовательная: Направить детей к определению понятий «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком. .
. Развивающая: Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение). Развивать умение аргументировано отвечать на поставленный вопрос. Использовать иллюстративный материал для развития художественного восприятия. Развитие воображения, мышления, внимания.
Воспитательная: Воспитывать толерантное отношение к другим людям. Воспитывать положительные качества человека на примере положительных героев из сказок и известных людей современности. .
Компетенции: КОММУНИКАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ (через иллюстративный материал,) САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная) САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная) .
Оборудование: *Интерактивное оборудование. *Оформление доски: - выставка детских фотографий « Мы - помощники», - вернисаж детских рисунков «Добро и зло в сказках». *Магнитофон, песня Леопольда « Если добрый ты…» *Презентация к уроку. *Для групповой работы: - пазлы с героями сказок « Морозко », «12 месяцев», «Золушка» (6 штук) - списки афоризмов о добродетели и пороках (6 штук) - материал для игры «Найдите противоположности» - ромашка с именами героев на лепестках из сказки «Снежная королева» - части пословиц о добре и зле для игры «Собери пословицы». .
Предварительная подготовка: Учитель: Сбор необходимого материала для презентации. Расстановка парт для групповой работы. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой. Ученики: Выполняют творческие задания: - Фотография на тему «Мы – помощники» - Рисунок на тему «Добро и зло в сказках» - Интервью с членами семьи о добре и зле.
Ключевые слова : добро, зло, добродетель, порок, добродетельный человек. .
План урока: 1. Организационный момент. 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. 3. Тема урока: «Добродетель и порок». 4. Работа в группах. 5. Составление коллективного кластера. 6. Работа с текстом. 7. Этап рефлексии. 8. Итог урока. 9. Домашнее творческое задание.
Продолжительность работы : 40 минут. Место проведения : учебный кабинет с интерактивным оборудованием .
1 . Организационный момент: Стадия вызова: - О чем мы будем говорить на уроке? ???????????????????????????????????????????????????????? ???????????????? ?????????
Обсуждение результатов домашнего задания: « Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо?» -Кому из членов семьи вы рассказывали о добре и зле? -Согласны ли они с вами? -Всё им было понятно в вашем рассказе? -Кого вы изобразили на своих рисунках и почему?
Игра «Собери пословицы» о добре и зле.
Проверьте пословицы: *Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. * Лихо помнится, а добро век не забудется. *Злой не верит, что есть добрые люди.
ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК
Что такое добродетель? Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?
. ДОБРОДЕТЕЛЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Прочитайте статью в пособии (стр.16-17) Задание: Найдите 2 определения добродетели. Подчеркните их.
***Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. *** Добродетель – это отдельное положительное качество человека.
Известно ли вам, что такое порок? Как вы думаете, что это такое?
Чт .
. ПОРОК Противоположность добродетели Свойство характера, которое позорит человека Предосудительный Недостаток человека Причинение зла себе и другим людям
- Как в этих сказках награждается добродетель и наказывается порок?
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК . Трудолюбие Работоспособность Ответственность Дружелюбие Вежливость Сочувствие Доброта Любовь Жадность Лень Ложь Хвастовство Зазнайство Злость Ненависть
Что значит быть добродетельным человеком?
МЫ - ПОМОЩНИКИ .
Образец подражания .
Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добродетели и двумя чертами – качества порока: - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
Проверьте себя - « Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер - «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
жадность неблагодарность лень ложь зло порок добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие Задание: Соедините противоположные друг другу качества.
Проверьте себя . добродетель добро благодарность щедрость правда трудолюбие жадность неблагодарность лень ложь зло порок
Игра «Гадаем на ромашке» Задание : Назовите добродетельные и порочные качества своего героя.
Итог урока: * Что такое добродетель? *Что такое порок? *Что такое добродетельный человек?
Домашнее задание: *Создать альбом : « Ими гордится Россия » или « Наша гордость ». *Написать мини – сочинение на тему: « Как я помогаю людям ». *Рассказать членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. *Интервью: задать вопросы из пособия членам своей семьи. Если они затрудняются ответить, помочь им.
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В.А. Сухомлинский
Творческих успехов!
Ресурсы: http://nellyqaz.narod.ru/aforizmi_o_porokah_i_dobrodetelyah/ http://delaroshfuko.ru/maks19.html http://tululu.ru/aforizmy/theme/28/ http://www.libreria.ru/aphorismes/topics/671/1/ http://www.collection-aforizmov.ru/aforizmi-cat357.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"
Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...
Презентация к уроку по теме "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ" Основы светской этики.
Презентация используется на уроке светской этики....
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....
Презентация к уроку по дисциплине ОРКСЭ 4 класс. Модуль "Основы светской этики".
Презентация на тему "Золотое правило нравственности"...
Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»
Урок ОРКС тема: «Семья» 4 класс модуль «Основы светской этики»...
Урок по теме «Добродетель и порок» модуль «Основы светской этики»
Конспект урока по теме «Добродетель и порок» модуль «Основы светской этики»...