Конспект урока ОРКСЭ Тема Православное учение о человеке. 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предмет: Основы православной культуры. А.В.Кураев. Урок в 4 классе. Материал содержит конспект урока, презентацию.
Тема урока: Православное учение о человеке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Знаменская средняя школа»
Конспект урока
по ОРКСЭ
Тема: «Православное учение о человеке»
Подготовила учитель
начальных классов
первой квалификационной
категории Карпова
Анна Александровна
2020-2021 учебный год
Предмет: Основы православной культуры. А.Кураев.
Тема урока: Православное учение о человеке.
Цели: Формировать у младших школьников представление о человеке, как о создании духовном, наделённом внутренним миром, ценностями и идеалами.
Задачи:
Обучающая – познакомить с понятиями душа, тело человека, внутренний мир человека, узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; выявить какие качества души составляют внутренний мир человека.
Развивающая –
развивать навыки коллективной работы, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения, закреплять умение составлять кластер, презентовать свои работы.
Воспитывающая – воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие, толерантности; понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям.
ПРОГНОЗИИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: -узнать о православном учении о человеке; осмыслить понятия «душа», «внутренний мир человека», «образ Бога в человеке».
Готовность участвовать в диалоге, признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою точку зрения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Оборудование: Учебник по ОРКСЭ А.Кураева, карточки для работы в группах и парах, компьютер, презентация, словари: В.Даль, Ожегов.
Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная
Методы: словесные, наглядные, практические
Ход урока:
1 Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверим подготовку к уроку.
Руки на месте?
Ноги на месте?
Локти у края?
Спина прямая?
А как настроение? Посмотрите друг на друга и подарите улыбку.
Установка на урок: Я настоящий ученик, я всё смогу и у меня всё получится.
2 Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о Пасхе.
-Что такое Пасха? (в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление»)
-Как по другому называют Пасху? (Воскресение Христово)
-Что означает Воскресение? (Воскресение – обновление жизни).
Учитель: Дома вы готовили поздравительные пасхальные открытки с поздравлениями. Продемонстрируйте что у вас получилось. (Составляем выставку-проект «Поздравительная пасхальная открытка»).
Все ребята отлично справились с этим заданием.
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Ребята, давайте ещё раз повторим всё, что мы с вами открыли нового на уроках ОРКСЭ. А для этого проведём блиц-опрос «Основы православия».
Блиц-опрос «Основы православия»
-Кто такие христиане? (Люди, которые приняли учение Христа).
-Что значит быть православным человеком? (Умеющий правильно славить Бога).
Что значит слово «молиться»? (Обращаться к Богу с просьбой).
Как по другому называют Библию? (Книга книг).
-Какое богатство православные христиане считают самым истинным и вечным? (Это богатство-добро)
-Для чего, по убеждению христиан , Бог стал человеком? (Бог любил людей и решил стать человеком.)
Учитель: Что означает слово ЧЕЛОВЕК?
Обратимся к толковому словарю. Толковый словарь Ожегова – ЧЕЛОВЕК –живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда .
Учитель: Мы знаем, что человек это живое существо. Какие живые существа ещё живут в окружающем нас мире? (животные) Скажите, чем человек отличается от животных.
Дети: ЧЕЛОВЕК – обладает даром речи и мысли.
Послушайте стихотворение.
Где-то там, внутри у человека,
Есть Душа, хорошая душа,
Ей средь шума атомного века
Всё трудней становится дышать.
«Берегите Жизнь!» - Такую фразу
Можно каждый день читать и слушать,
Но на сколько легче стало сразу
Если б люди вспомнили про душу.
- Что хотел сказать автор этих строк?
(Вспомните о душе).
В чём же главное отличие человека от животных?
(У человека есть душа).
Учитель: На уроках окружающего мира мы с вами тоже говорили о человеке.
- Как мы характеризовали человека? (Как живой организм).
- Сегодня у нас урок Основы православной культуры. Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?
(О человеке в православии).
- Назовите тему нашего урока.
Слайд. (Православное учение о человеке).
Работа с учебником. Стр. 32. Прочитайте первый абзац.
Что вы узнали?
(Человек верит в Бога. А Бог верит в человека.)
Что даёт Бог человеку? (Бог даёт человеку свободу)
Учитель: Бог мог бы создать человека с определёнными качествами. Но он не сделал этого. Он дал человеку свободу выбора.
- Что вложил Бог в человека для этого?
( Бог вложил в человека возможности для роста. )
-Почему этот рост нельзя измерить в сантиметрах?
(Потому что здесь имеется в виду рост человеческой души. Он не измеряется в сантиметрах)
3.Постановка проблемы.
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(Какие возможности вложил Бог в человека?)
Слайд. Чем Бог одарил человека?
Работа в парах.
Учитель:
У вас на столах лежать фигурки человечков и сердечки – символ души. Попробуйте написать , что может делать человек как живой организм. Иными словами , что может делать ТЕЛО человека, а что делает ДУША.
Если вы испытываете затруднения воспользуйтесь карточками помощницами.
КАРТОЧКА:
Бегает, ходит, ест, сидит, думает, мечтает, любит, растёт, болеет, переживает.
Учитель: У вас ещё остались слова. Куда вы их отнесёте?
Слайд2.
Бегает, ходит, ест, сидит, думает, мечтает, любит, растёт, болеет, переживает.
Проверка работы в группах.
Учитель:
-Какое слово у вас вызвало затруднение? (болеет).
-Что может болеть? (Может болеть тело. Может болеть душа)
-Как может болеть тело, а как душа?
-Что ещё вы бы хотели узнать сегодня на уроке? (О том, что, значит, болит душа)
Слайд. Когда болит душа.
Учитель: Читает отрывок из Библии. (Рубрика «Это интересно»).
-Что говорит Бог о сотворении человека?
(Сотворим человека по образу Нашему, т.е. по образу Божьему)
Что бы вы ещё хотели узнать?
(Что значит по образу Божьему?)
Слайд. Что такое образ Божий в человеке?
4. Получение нового знания.
Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и что есть ДУША. В.Даль.
ДУША –душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и прочие.
Работа с учебником. Стр. 33. 3 абзац.
- От какого слова произошло слово ДУША?
(Слово ДУША произошло от слова ДЫХАНИЕ)
Учитель: Именно душа делает человека человеком.
-Чем одарил Бог человека?
(Бог сам свободен – и людям Он подарил свободу.
Бог есть любовь – и людям он подарил любовь.
Бог есть разум и людям Он подарил способность мыслить.
Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.)
-Повторим дары Бога человеку.
Слайд.
Свобода
Любовь
Разум
Творчество.
Учитель: как ещё можно назвать дары Бога человеку?
(Дары Бога человеку составляют внутренний мир человека).
-У христиан: разум, свобода, любовь, творчество называются образом Бога в человеке.
Учитель: Наша душа вбирает в себя с и множество впечатлений. Сама она порождает много различных желаний и чувств.
- Но все ли они хороши?
(Примеры детей).
Учитель:
У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям.
Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.
(Вспомнил примеры из литературы. Снежная королева. Дикие лебеди. Х.К. Андерсен.)
Учитель: Более 100лет назад одной монахиней из Московского Новодевичьего монастыря было написано такое стихотворение:
Где бы сердце вам жить не велело –
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.
Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой,
Человечество всё же богато
Лишь порукой добра круговой.
Учитель: Что означают слова «порукой добра вековой»?
(Добро идёт по кругу. Ты делаешь добро и тебе делают добро. )
5. Физкультминутка. «Проведём эстафету доброты. Возьмёмся за руки и передадим частичку своей доброты друг другу. И, наконец, доброта вернулась ко мне. Но я чувствую, что её стало больше, так как каждый из вас добавил к ней частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет!»
6. Продолжение работы. Беседа «Болезни души»
Учитель: Часто всматриваясь в лица окружающих нас людей мы можем определить мысли, чувства, настроения.
Поработаем в группах. Определите свойство души отражает иллюстрация. (Каждая группа получает набор картинок, где можно увидеть на лицах гнев, злость, раздражительность , любовь, радость, печаль, жестокость и т.д.)
Ответы детей.
Учитель: Какие свойства души не являются хорошими? (Жестокость, раздражительность, злость, ненависть, жадность, воровство).
Рассмотрим иллюстрации в учебнике. В Васнецов «Иван Грозный», А.Дайнека. Автопортрет.
Слайд.
Вывод: Выявлены болезни души.
Учитель: Болезнь души начинается с мысли. Если человек примет плохую мысль, болезнь начнёт в нём развиваться, а если он её отгонит – он будет от неё защищён. А бороться с болезнью – это работа над собой.
Как можно бороться с такой болезнью?
Дети: Если ты жадный – делись с другими, если ты любишь брать чужое – сдержись и наоборот отдай своё, если любишь злиться – больше улыбайся и старайся стать добрым.
Работа с учебником. Стр . 34-35. Самостоятельное чтение «Подумай о душе».
Учитель:
-От чего слабеет душа? (От ненависти, зависти, предательства, раздражительности )
- Как говорят христиане о потерянной вещи?
(Бог дал – Бог взял!)
-Как ещё можно сказать о потерянной вещи?
(«Пусть эта вещь достанется тому, кому она нужнее, чем мне!»)
-Во что превратится в этом случае потеря?
(В этом случае потеря превратится в подарок и на душе станет легко).
- Каким становится человек, поступивший против совести?
(Бездушным).
-Что это значит?
(Злой, равнодушный, малодушный, жестокий).
Учитель: Что означают такие качества человека как малодушие, равнодушие, бездушие, мёртвая душа?
Давайте попробуем найти соответствие. Высказать своё предположение.
Работа в группах. 1 задание.
«Подберите правильное толкование к слову»
Найти пару и соединить стрелочкой.
Малодушие –так говорят о человеке, не способном ни на что доброе.
Равнодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало места для добра.
Бездушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.
Мёртвая душа – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.
Работа в группах. 2 задание.
Учитель: Подберите к данным словам антонимы и прочитайте чем можно вылечить болезни души.
Раздражительность –
Жадность –
Ложь –
Зависть –
Жестокость –
Ненависть –
(Слова-помощники: милосердие, любовь, правда, дружба, радость, щедрость, спокойствие).
Проверка работы в группах.
7. Просмотр видеоролика «Калека». Светлана Копылова.
Учитель: У человека может быть здоровое тело, но больная душа. Но иногда всё наоборот. Тело может иметь уродливый вид, а душа большая, щедрая, здоровая.
Впечатления детей.
Учитель: Мы выяснили, что у человека есть видимое тело и невидимая душа. Друг без друга они обойтись не могут. Наклейте сердечко на фигурку человека. Тело и душа – неразлучны.
8. ИТОГ.
Учитель: Подводя итог нашей работы, составим синквейн «Душа».
-Главное понятие нашего урока. (Душа).
-Какая душа нам ближе? (Щедрая, добрая, богатая, здоровая,
красивая ,большая).
-Что делает добрая душа?
(Радуется, творит, страдает, защищает, помогает, бережёт и т.д.)
-Составьте предложение, выражающее ваше отношение к теме урока. Как человек должен относиться к своей душе?
(Человек должен заботиться о душе. Душа самое ценное, что есть у человека. Душа обязана трудиться. Думать о душе. И т.д.)
Слайд.
Учитель: Мы
-Что в нашем мире есть такое, что нельзя потрогать и увидеть, но можно почувствовать? (Это душа).
-Какие свойства человеческой души составляют внутренний мир человека? (Любовь, разум, свобода, творчество).
Учитель: Как вы думаете почему, чем больше отдаёшь, тем богаче душа?
-Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
Возвращается вера, надежда, любовь,
Возвращается помощь, поддержка участие,
Возвращается радостью, мудростью, счастьем…
9. Рефлексия.
Выскажем свои эмоции, чувства, мысли, дополнив данные высказывания.
Я сегодня узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Мне запомнилось…
Мне захотелось…
Оказывается, что…
Родителям я хотел бы рассказать, что...
10. Домашнее задание. 1. Выполнить задание 3 и 4 из вставки «Вопросы и задания»
2. Подобрать пословицы о душе.
Учитель: Возьмите своих человечков и составьте из них на доске большой хоровод сердец.
Учитель: Спасибо всем за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы узнаем: Чем Бог одарил человека Когда болит душа Что такое образ Божий в человеке
ТЕЛО ДУША ходит мечтает растёт думает питается чувствует болеет творит дышит любит спит болеет
Образ Бога в человеке Бог Сам свободен – и людям Он подарил свободу Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить
ДУША Тело ходит, бегает, ест. Душа думает, мечтает, верит, любит. Душа радуется и тебе хорошо! Душа болит, и совесть говорит человеку: «В этом ты не прав!»
«сотворим человека по образу Нашему… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни » БИБЛИЯ
Где бы сердце вам жить ни велело – В шумном свете иль в сельской тиши, Расточайте без счета и смело Вы сокровища вашей души. Не ищите, не ждите возврата, Не смущайтесь насмешкою злой. Человечество все же богато Лишь порукой добра круговой.
ПОДУМАЙ О ДУШЕ Если человек не думает о свое душе, если он кормит ее ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа слабеет… Болезни души могут нарастать. Если человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным, теряет самого себя. Поступай так, чтобы на душе было легко!
СВЕТ ДУША любовь Т
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Всё, что мы создаём, возвращается вновь.. Возвращается вера, надежда, любовь, Возвращается помощь, поддержка, участие, Возвращается радостью, мудростью, счастьем …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"
Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"
Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....
Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...
урок ОПК по теме "Православное учение о человеке"
Конспект урока ОПК, проведенного в 4 классе. В начале урока идет установка учащихся на работу по теме урока. Текст предлагается с целью найти ответы на проблемные вопросы «Что такое д...
конспект урока ОРКСЭ (модуль " Основы православной культуры") по теме: Православное учение о человеке
квалификационная работа по результатам прохождения курсов...
ОРКСЭ Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке»
Урок «Православное учение о человеке» разработан в рамках предмета основы православной культуры и направлен на расширение представлений учащихся о ценностях внутреннего мира человека в све...