Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Основы светской этики
34 часа в год, при 1 часе в неделю
А.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы светской этики» является одним из модулей предмета ОРКСЭ. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ключевые идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.).
Цель учебного курса ОРКСЭ по модулю Основы светской этики - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4g_osnovy_svetskoy_etiki2021g.docx | 64.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Ивантеевка Московской области «Гимназия №3»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия №3»
____________ Розанов П.С.
Приказ №173-ОД от 30 августа 2021 г.
М.П.
Рабочая программа по курсу
Основы религиозных культур и светской этики
( модуль Основы светской этики)
4 –е классы
Составитель: Сюмайкина Надежда Анатольевна,
учитель начальных классов, первой категории
2021г.
Основы светской этики
34 часа в год, при 1 часе в неделю
А.И.Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, на основе программ авторского учебно-методического комплекта «Школа России» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы светской этики» является одним из модулей предмета ОРКСЭ. Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Ключевые идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.).
Цель учебного курса ОРКСЭ по модулю Основы светской этики - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами религиозных культур и светской этики.
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения культуры школьниками являются: критерий факта что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала, критерий отношений как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).
Место учебного предмета в учебном плане - на освоение программы по ОРКСЭ в 4 классе учебным планом определено 34 часа (34 учебные недели) при 1 часе в неделю. Учебно-дидактический комплект, позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы описана в основной образовательной программе начального общего образования. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся.
Формы контроля – опросы, тесты, самостоятельная работа; проверочная работа; взаимоконтроль; самоконтроль.
Педагогические технологии, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения: коллективные способы обучения, ИКТ, модульное и проблемное обучение, осуществляется дифференцированный подход к деятельности обучающихся, личностно-ориентированная технология, технология сотрудничества, игровая, коммуникативная, проектная, исследовательская технологии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные УУД
- развивать познавательную деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- развивать любовь к народным традициям, истории, литературе и культуре;
- развивать умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться, совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Коммуникативные УУД
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- двигаться к поставленной цели и задачам урока;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Работа с информацией
- получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
- определять возможные источники информации и способов её поиска;
- рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом;
- при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (выводы, сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключения и принятия решений.
Совместная деятельность
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- понимать значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- приобщатся к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- усвоят нравственные нормы и правила поведения в ходе знакомства с богатейшей культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
- воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
- работать с различными источниками информации;
- осуществлять творческую деятельность;
- овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий;
- приобретут устойчивые представления о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- сформируются потребности в нравственном совершенствовании;
- укрепят средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общие цели и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Сумеют овладеть следующими понятиями: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д.
- Будет сформироваться мотивация к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- Будет осуществляться интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».
- Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).
- Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия).
- Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры).
- Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия).
Содержание учебного предмета
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование
В современном образовании основная цель направлена на целостное развитие личности школьника, которая реализуется через единство обучения и воспитания. Значительная часть воспитания проводится во время уроков.
Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением обучающихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом.
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 2 |
2 | Этика общения | 4 |
3 | Этикет | 4 |
4 | Этика человеческих отношений | 4 |
5 | Этика отношений в коллективе | 4 |
6 | Простые нравственные истины | 4 |
7 | Душа обязана трудиться | 4 |
8 | Посеешь поступок – пожнешь характер | 4 |
9 | Судьба и Родина едины | 4* |
Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
(по программе 34 часа в год – 1 час в неделю)
№ урока | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Даты уроков | |
Плановые сроки изучения материала | Скорректированные сроки изучения материала | |||
1 триместр (9 часов), (01.09.21 – 14.11.21) | ||||
1 модуль (5 часов), (01.09.2021 – 03.10.2021) | ||||
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 часа) | ||||
1. | Россия – наша Родина. | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками. Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | 02.09.2021г. | |
2. | Этика – наука о нравственной жизни человека. | Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика» Объяснять понятия: «Мораль», «Этика», «Религиозная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был основателем науки «Этика»? Что помогает понять светская этика? | 09.09.2021г. | |
Этика общения (4 часа) | ||||
3. | Добрым жить на свете веселей. | Формирование понимания связи между культурой и моралью. Структурирование знаний. Оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | 16.09.2021г. | |
4. | Правила общения для всех. | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. Становление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | 23.09.2021г. | |
5. | От добрых правил – добрые слова и поступки. | Формирование знаний о возникновении религий мира и их основателях. Установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | 30.09.2021г. | |
2 модуль (4 часа), (11.10.21-14.11.21) | ||||
6. | Каждый интересен. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | 14.10.2021г. | |
Этикет (4 часа) | ||||
7. | Премудрости этикета. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Умение формулировать собственное мнение и позицию. | 21.10.2021г. | |
8. | Красота этикета. | Формирование взаимосвязи между культурой и поведением людей. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Подведение под понятие, выведение следствий. Умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | 28.10.2021г. | 11.11.2019г. |
9. | Простые школьные и домашние правила этикета. | Формирование взаимосвязи между культурой и поведением людей. Построение логической цепи рассуждений. Коррекция—внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | 11.11.2019г. | 18.11.2019г. |
II триместр (12 часов), (22.11.21 – 20.02.22) | ||||
3 модуль (6 часов), (22.11.2021 – 30.12.2021) | ||||
10. | Чистый ручеёк нашей речи. | Формирование нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Построение логической цепи рассуждений. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | 25.11.2021г. | |
Этика человеческих отношений ( 4 часа) | ||||
11. | В развитие добрых чувств – творение души. | Формирование жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | 02.12.2021г. | |
12. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | Формирование взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | 09.12.2021г. | |
13. | Чувство Родины. | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, много конфессионного народа России. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | 16.12.2021г. | |
14. | Жизнь протекает среди людей. | 23.12.2021г. | ||
Этика отношений в коллективе ( 4 часа) | ||||
15. | Чтобы быть коллективом. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов. | 30.12.2021г. | |
4 модуль (6 часов), (10.01.2022 – 20.02.2022) | ||||
16. | Коллектив начинается с меня. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов. | 13.01.2022г | |
17. | Мой класс – мои друзья. | Формирование норм морали и нравственности в жизни людей. Работа по созданию проектов. | 20.01.2022г. | |
18. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | 27.01.2022г. | |
Простые нравственные истины (4 часа) | ||||
19. | Жизнь священна. | Формирование выбора жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | 03.02.2022г. | |
20. | Человек рождён для добра. | 10.02.2022г. | ||
21. | Милосердие – закон жизни. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Представления о главных святынях религий. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | 17.02.2022г. | |
III триместр (12 часов), (28.02.22 – 29.05.22) | ||||
5 модуль (5 часов), (28.02.2022 – 03.04.2022) | ||||
22. | Жить во благо себе и другим. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Представления о главных святынях религий. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | 03.03.2022г. | |
Душа обязана трудиться (4 часа) | ||||
23. | Следовать нравственной установке. | Формирование этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | 10.03.2022г. | |
24. | Достойно жить среди людей. | Формирование взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей, понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | 17.03.2022г. | |
25. | Уметь понять и простить. | 24.03.2022г. | ||
26. | Простая этика поступков. | Закрепление анализа моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. Расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, много конфессионного народа России. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | 31.03.2022г. | |
6 модуль (7 часов), (11.04.2022 – 29.05.2022) | ||||
Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа) | ||||
27. | Общение и источники преодоления обид. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | 14.04.2022г. | |
28. | Ростки нравственного опыта поведения. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | 21.04.2022г. | |
29. | Доброте сопутствует терпение. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат. | 28.04.2022г. | |
30. | Действия с приставкой «СО». | Формирование понимания любви и уважения к Отечеству, патриотизма в разных религиях страны. Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | 05.05.2022г. | |
Судьба и Родина едины (3 часа*) | ||||
31. | С чего начинается Родина. | Закрепление знаний, понимания ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России. Умение выступать по выбранной теме. | 12.05.2021г. | |
32. | В тебе рождается патриот и гражданин. | Закрепление знаний об отечестве, долге и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. Выступление по выбранной теме: «Что такое этика?», Воспитание важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | 19.05.2022г. | |
33. | Человек – чело века. Слово, обращенное к тебе. | 26.05.2022г. | ||
Итого: 33 часа |
Примечание: 04.11.21г.- праздничные дни и согласно календарному учебному графику гимназии вместо 34 часов по программе запланировано 33 часа.
*Тема «Судьба и Родина едины», на изучение которой программой отводится 4 часа, будет изучена за счет уплотнения дидактических единиц за 3 часа.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
- Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». А.И.Шемшурина , 4 класс, 2018г.
- А.И. Шемшурина, Основы светской этики. 4 класс: тетрадь – М.: Просвещение,2019г.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2014г.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ.материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д.Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2015г.
- Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015г.
- Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов)
Для обучающихся:
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики». А.И. Шемшурина , 4 класс, 2018г.
- А.И. Шемшурина, Основы светской этики. 4 класс: тетрадь- М.: Просвещение, 2019г.
- Карточки для учащихся.
- Энциклопедическая и справочная литература.
Перечень цифровых и электронных образовательных ресурсов
- Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.school-collection.edu.ru
- Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- Методический центр.- Режим доступа: http://numi.ru/register.php
- МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
- Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы,
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания кафедры учителей начальных классов
№1 от 26.08.2021г.
Руководитель кафедры учителей начальных классов
___________ Толоконникова Д.Ю.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_________ Лобанова М.И.
27.08.2021г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
Курс "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Светская этика" 4 класс.
Рабочая программа и поурочное планирование составлено на основе программы "Основы религиозных культур и светской этики" 4-5 классы /автор А.Я.Данилюк/ и учебника "Основы светской этики 4-5 класс"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)
Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным резуль...
. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кур...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и моральный выбор человека" (учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики», 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о свободе, моральном выборе и конфликте, их связиЗадачи урокаДидактические:1. познакомит...