РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основы религиозных культур и светской этики Модуль «Основы светской этики» 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным результатам ООП НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_orkse_modul_ose_4_klass.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 98»
Рассмотрена на заседании Согласована Утверждена приказом
ШМО _________________ с зам.директора по УВР директора школы
Пр. №___ «____»________2016 г. _____________________ пр.№___ «___»______2016г
«____»_________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы светской этики»
4 аб классы
Лосева Ирина Борисовна,
учитель начальных классов,
высшая категория
г. Железногорск
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики»» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе требований к предметным и метапредметным результатам ООП НОО МБОУ Школа №98 на 2016-2017гг., в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС НОО, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; с изменениями, которые утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 пр. №1241, от 22.09.2011 пр.№2357; от18.12.2012 №1060; от 29.12.2014 №1643;от 31.12.15 № 1576;
- Письмо Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Сборник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4–5 классы). Рабочая программа». Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко – М.: Дрофа, 2012г.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Учебный план МБОУ Школа № 98 на 2016-2017 учебный год;
- Устав МБОУ Школа № 98;
- ООП НОО МБОУ Школа №98.
Цели, задачи программы
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных, светских и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о знании нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
- понимание знания нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Общая характеристика учебного предмета
При изучении комплексного учебного предмета «Основы светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
- Метод моральных дилемм и дискуссий
- Эвристические беседы
- Исследовательский метод
- Проектирование
- Уроки – экскурсии
- Деловые и ролевые игры
- Различные викторины и другие конкурсные события
- Творческие мастерские
- Использование информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Ожидаемый результат:
- на уроках по «Основам светской этики» должны быть объяснены следующие понятия: этика, мораль, особенности морали, культура, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд и т. д;
- формирование у учащихся чувства гордости и любви к своей стране;
- уважение и чуткое отношение друг к другу;
- усиление педагогического партнерства между школой и семьей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Основы светской этики» относится к предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», по календарному учебному графику в 4 классе 34 учебных недели, в учебном плане МБОУ Школа № 98 на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Книгопечатная продукция
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.(4-5 кл.): учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред.Т.Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2015.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.]; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 63 с.
- Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики /Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы). ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.
2. Электронное учебное издание Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл.(4-5 кл.). Мультимедийное приложение к учебнику под ред.Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2013.
Технические средства обучения
Классная доска.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Принтер.
Оборудование класса
Ученические двуместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Умения, связанные с познавательной деятельностью:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)
Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)
Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)
Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)
Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)
Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)
Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Раздел 9. Итоговое повторение (4 часа).
Итоговые презентации результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Тема | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Дата | |||
Личностные УУД | Метапредметные УУД | Предметные УУД | 4а | 4б | |||
Знакомство с новым предметом (2 часа) | |||||||
1 | Россия – наша Родина. | Познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | 06.09 | 01.09 |
2 | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | Познакомятся с новым предметом, освоят основополагающие понятия курса. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 13.09 | 08.09 |
Знакомство с основами этики (2 часа) | |||||||
3 | Диалог о философии и этике. | Знакомятся с общественны и нормами нравственности и морали. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Познавательные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; | Знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; | 20.09 | 15.09 |
4 | Мораль и нравственность | Знакомятся с общественны и нормами нравственности и морали. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. | Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории и современности России; | 27.09 | 22.09 |
Этические учения о добродетелях (4 часа) | |||||||
5 | Что такое добродетель? | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 04.10 | 29.09 |
6 | Учение Аристотеля о добродетелях | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач. |
| 11.10 | 06.10 |
7 | Нравственные качества | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Познавательные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; |
| 18.10 | 13.10 |
8 | Терпение и терпимость | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 25.10 | 20.10 |
Этика о нравственном выборе (6 часов) | |||||||
9 | Суд над Сократом. | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Регулятивные: построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных задач. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 08.11 | 27.10 |
10 | Убеждения. | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 15.11 | 10.11 |
11 | Нравственный выбор. | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 22.11 | 17.11 |
12 | Совесть. Долг. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 29.11 | 24.11 |
13 | Ответственность. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 06.12 | 01.12 |
14 | Этика о воспитании самого себя. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 13.12 | 08.12 |
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа) | |||||||
15 | Справедливость. | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 20.12 | 15.12 |
16 | Государство, основанное на справедливости | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 27.12 | 22.12 |
17 | Государство. Светская этика. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 10.01 | 29.12 |
Нравственный закон человеческой жизни (4 часа) | |||||||
18 | Нравственный закон. Десять заповедей. | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 17.01 | 12.01 |
19 | Заповеди любви. | Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 24.01 | 19.01 |
20 | Любовь – основа жизни. | Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 31.01 | 26.01 |
21 | Прощение. | Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. | Формирование первоначальных представлений о светской этике. | 07.02 | 02.02 |
Этика об отношении людей друг к другу (5 часов) | |||||||
22 | Древнегреческие мыслители о дружбе. | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 14.02 | 09.02 |
23 | Этика об отношении к другим людям и самому себе. | Осознают ценности нравственности и духовности. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. | Формирование первоначальных представлений о светской этике. | 21.02 | 16.02 |
24 | Мысли и поступки. Слова и речь. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 28.02 | 02.03 |
25 | Милосердие. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 07.03 | 09.03 |
26 | «Золотое правило нравственности». | Осознают ценности нравственности и духовности. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. | Формирование первоначальных представлений о светской этике. | 14.03 | 16.03 |
Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа) | |||||||
27 | Нравственные законы в современном мире. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 21.03 | 23.03 |
28 | Альберт Швейцер. | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 03.04 | 06.04 |
29 | Этическое учение Л.Н.Толстого. | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. | Формирование первоначальных представлений о светской этике. | 10.04 | 13.04 |
30 | «Идти дорогою добра». | Осознают ценности нравственности и духовности. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Познавательные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Регулятивные: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; |
| 17.04 | 20.04 |
Итоговое повторение (4 часа). | |||||||
31 | Подготовка творческих проектов. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника. | Формирование первоначальных представлений о светской этике. | 24.04 | 27.04 |
32 | Подготовка творческих проектов. | Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Формирование первоначальных представлений о светской этике. | 08.05 | 04.05 |
33 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Познавательные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Регулятивные: определение общей цели и путей ее достижения. Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения. | Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 15.05 | 18.05 |
34 | Итоговый урок «Парад проектов» | Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления. Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог. |
| 22.05 | 25.05 |
Итого: 34ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...