. «Рабочая программа Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кураев А.В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе требований федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), примерной федеральной программы начального общего образования, Кураев А.В. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.-96с.
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ –
1 час в неделю, за год 34 часа.
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Используются учебники: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур» , «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры».
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1.Основы православной культуры;
2.Основы исламской культуры;
3.Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики
Цель учебного курса ОРКСЭ:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ :
1. Знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие понятия:
-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
-ни одна культура не может быть лучше другой,
-каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения:
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики , по месту в учебном плане, и по содержанию дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», знакомит с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России.Это происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской и религиозной морали.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
• словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
• репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса ОРКСЭ
№ урока | Название тем модуля | Результаты | Основное содержание по темам | УПоЗ, УПрЗ по темам | Задания для совме-стной ра-боты с ро-дителями | Система оценива-ния | ||
Дата | Л | М | П | |||||
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) | ||||||||
1 | Россия - наша Родина | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель-ности. Формирование уме-ний планировать, контроли-ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуни-кационных технологий для решения различных комму-никативных и познаватель-ных задач.Готовность слу-шать собеседника, вести диалог, признание различ-ных точек зрений, излагать свое мнение и аргументи-ровать свою точку зрения | Знание, понимание и принятие обучающихся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современной России | Отечество, Родина, духовный мир, материальный мир, культурные традиции, вечные ценности | 1.Расскажите, что такое духовный мир человека. Определите, что такое культурные традиции и для чего они существуют. 2.Приведите пример того, как влияет духовный мир человека на его настроение и поведение. 3.Сделайте рисунок, который показывает (иллюстрирует) духовный мир или материальный мир. 4.Определите вечные ценности, которые позволяют сделать внутренний мир человека чистым и радостным. 5.Создайте символ для дружной семьи народов России. 6.Оцените значимость культурных традиций для человека, его семьи, его страны. | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? | Дневник самонаблюдений Групповая рефлексия |
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) | ||||||||
2 | Культура и религия | Воспитание доброжела-тельности иэмоционально-нравственной отзывчи-вости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуля-ции своих эмоциональных состояний.Развитие навы-ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спор-ных ситуаций.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материаль-ным и духовным ценностя | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. | Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современной России | Религия. Первобытн верования. Древние религии, традиционные верования. Национальные религии (индуизм, иудаизм). Мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Традиционные религии. Ритуалы | 1.Перечислите, какие мировые религии вам известны. Определите, какие религии являются традиционными для России. 2.Объясните, что такое религия. 3.Докажите, что ритуалы в религии необходимы. 4.Определите, почему одни религии называются национальными, а другие мировыми. 5.Оформите дорожный указатель, на котором были написаны названия, традиционных для нашей страны (региона) религий. 6.Придите к выводу о том, что право каждого человека быть верующими или неверующими. | Найдите и покажите, где проживают крупнейшие народы нашей страны. Укажите, какие религии они исповедуют. Узнайте, какие религии преобладают в вашем районе | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
3 | Культура и религия | Воспитание доброжела-тельности иэмоционально-нравственной отзывчи-вости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуля-ции своих эмоциональных состояний.Развитие навы-ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спор-ных ситуаций.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материаль-ным и духовным ценностя | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. | Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современной России | Культура. Культурный человек. Культура поведения. Материальная и духовная культура. Религиозная культура. Живопись. Музыка. | 1.Расскажите, что такое культура. 2.Объясните, что такое культурный человек и культурное поведение. 3.Докажите, что культура и религия связаны между собой. 4.Определите, как религия влияет на культуру. 5.Предложите свои примеры материальной и духовной культуры. 6.Придите к выводу о том, что каждый человек должен быть культурным. | Прочитайте статью из пособия. Составьте предложения со словами «культура, религия, христианство, православие, ислам, буддизм, иудаизм» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обуч-ся ценностей: как основ культурных традиций многона-ционального народа России. Осознание ценности нравс-твенности и духов-ности в челов жизни | Религия. Вера в духов и богов. Многобожие. Пантеон. Единый Бог. Завет. | 1.Расскажите, для чего древние люди заботились о душах своих предков.2.Объясните, почему древние люди почитали животных.3.Сравните, чем отличается иудаизм от первых религий.4.Дайте определение понятия пантеон.5.Изобразите на рисунке богов.6.Оцените значимость древней религии. | Узнайте у родителей, какую религию исповедовали ваши предки в вашей семье. | Дневник самонаблюдения, рефлексияпортфолио |
5 | Возникновение религии Религии мира и их основатели | Воспитание доброже-лательности и эмоциона-льно-нравственной отзыв-чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регу-ляции своих эмоциональ-ных состояний.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материаль-ным и духовным ценностя | Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуни-кационных технологий для решения различных комму-никативных и познаватель-ных задач.Готовность слу-шать собеседника, вести диалог, признание различ-ных точек зрений, излагать свое мнение и аргументи-ровать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Иисус Христос. Распространение христианства. Мухаммад . Будда. Благородные истины. | 1.Расскажите, кто такой Иисус Христос. 2.Определите, чему он учил людей, что случилось после его смерти, как началось распространение христианства. 3.Объясните, что такое христианство, ислам, иудаизм, буддизм. 4.Докажите взаимосвязь между религиями. 5.Раскройте особенности буддизма. 6.Оцените значимость религий. | Расскажите старшим, что вы узнали об истории религий. Попросите старших рассказать, что они знают интер о разной религии. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
6 | Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Типитака | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Веды. Авеста. Типитака. | 1.Расскажите, когда впервые появились священные тексты. 2.Объясните, что такое священные тексты и как они назывались? 3.Докажите, что Веды, Авеста, Типитака священные тексты. 4.Определите, какой религии принадлежат эти священные тексты. 5.Проанализируйте священные тексты. 6.Оцените значимость священных текстов. | Прочитайте в книге отрывок из Типитаки. Обсудите совместно со взрослыми, почему в названии этой книги есть слово «мудрость» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
7 | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки. | 1.Скажите, как назывались священные книги иудеев, христиан и мусульман? 2.Объясните, что такое священная книга? 3.Сравните священные книги иудеев, христиан и мусульман. Есть ли у них общее? 4.Нарисуйте схему-строение Библии и Корана. 5.Предложите свой вариант, что могло бы быть в «Апокалипсисе». 6.Оцените значимость священных книг. | Узнайте, есть ли священные книги в вашей семье. Прочитайте отрывки священной книги вместе с родителями. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
8 | Хранители предания в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современной России | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама. | 1.Вспомните, кто такие жрецы и друиды? 2.Объясните, что такое иерархия? 3.Сделайте рисунок(лестницу), которая показывает как организована любая из изученных религиозных общин. 4.Проанализируйте, что общего в организации религиозных общин? 5.Изложите в форме рассуждения свое понимание необходимости хранить предания. 6.Аргументируйте важность роли хранителя религиозных традиций. | Узнайте у родителей, являются ли они членами религиозной общины и какое устройство у этой общины | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
9 | Человек в религиозных традициях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. | 1.Расскажите, что такое религиозные традиции. 2.Объясните, что такое молитва, таинства, намаз, мантра. 3.Докажите, что молитва, таинства, намаз, мантра являются важным составляющим в религиозных традициях. 4.Проанализируйте, что общего в религиозных традициях мира. 5.Изложите, свое понимание религиозных традиций. 6.Оцените значимость религиозных традиций для человека. | Посоветуйтесь с родителями и подготовьте рассказ «Что говорит о человеке……. культура» (православная, исламская, буддийская, иудейская) по выбору | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
10 | Священные сооружения | Формирование уважения к истории и культуре всех народов. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям. | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | Формирование представлений о религиозной культуре. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | 1.Перечислите, какие бывают священные сооружения. 2.Объясните, что такое синагога, церковь. 3.Назовите основные части церкви. 4.Определите, какие священные сооружения являются традиционными для России. 5.Сравните христианские и иудейские религиозные сооружения, что общего, чем отличаются 6.Оцените значимость священных сооружений | Совместно с родителями найдите иллюстрацию христианского или иудейского священного сооружения и опишите данное сооружение | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
11 | Священные сооружения | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач | Формирование представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | 1 Перечислите, какие Священные сооружения мировых религий вам известны. 2 Определите, какие священные сооружения являются традиционными для России 3 Докажите, что Священные сооружения необходимы 4 Сравните изображения священных сооружений ислама и буддизма 5 Определите, в чем особенность каждого из сооружений Похожи ли они на священные сооружения православной и иудейской культуры 6 Заполните таблицу «Священные сооружения религий мира» | Вместе с родителями найдите в нашем городе Священные сооружения Исламской или буддийской культуры (или изображения в книге, интернете) | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
12 | Искусство в религиозной культуре | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. формирование представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России | Искусство в религии христианства и ислама. Икона. Каллиграфия. Арабески. | 1.Определите, какую роль в разных религиях играет искусство. 2 Расскажите, какую роль в разных религиях играет искусство 3 Докажите, что верующим необходимы предметы искусства 4 Определите, какие формы искусства характерны для традиционных религий России 5 Рассмотрите изображения икон, арабесок. Проанализируйте, какие особенности характерны для каждого из изображений. 6.Оцените значимость искусства в религиозной культуре. | Вместе со старшими составьте план статьи из учебника Напишите небольшой рассказна тему «Мои впечатления от икон(каллиграфически написанной книги, арабесок) | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
13 | Искусство в религиозной культуре | Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. формирование представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Искусство в религии иудаизма и буддизма. Семисвечник. Способы изображения Будды. | 1.Определите, почему религия предполагает искусство. 2.Объясните, почему верующим необходимы предметы искусства. 3.Докажите, что священные сооружения разных религий можно назвать произведениями искусства. 4.Подумайте, о религиозном искусстве, каких конфессий пойдет речь. 5.Определите особенности характерные для изображения Будды. 6.Обсудите утверждение, что всё религиозное искусство объединяется высокой духовностью и художественным уровнем | Вместе со старшими найдите картинки религиозных сооружений, картинки предметов искусства. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
14 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздания. Рай и ад. | Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | формирование представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. | 1.Расскажите, как вы понимаете, что такое добрые поступки и что такое злые поступки? 2.Объясните понятия грех, грехопадение, покаяние. 3.Докажите на основании приведенных примеров, что добро- лучше чем зло. 4.Определите, что входит в современное понятие добро. 5.Рассмотрите изображение грехопадения Адама и Евы. 6.Оцените значимость добра в современном мире | Вместе с родителями подготовьте рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
15 | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздания. Рай и ад. | Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | формирование представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. | 1.Расскажите, как вы понимаете, что такое добрые поступки и что такое злые поступки? 2.Объясните понятия грех, грехопадение, покаяние. 3.Докажите на основании приведенных примеров, что добро- лучше чем зло. 4.Определите, что входит в современное понятие добро. 5.Изобразите на рисунке добро и зло. 6.Оцените значимость добра в современном мире | Напишите совместно с родителями сочинение «Что такое добро и зло» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
16 | Творческие работы учащихся | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 1.Выбирите тему творческой работы предлагаемые учителем или свою. 2.Расскажите, с чего начнете, писать работу и кто вам в этом будет помогать. 3.Объясните, почему выбрана та или иная тема творческой работы. 4.Используйте в написании творческой работы помощь учителя, родителей, книг, интернета. 5.Оформите работу, приложения, презентацию к ней. 6.Оцените значимость своей работы | «Обычаи и традиции мировых религий» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
17 | Подведение итогов | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей, как основ культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Закрепление пройденного материала. Самостоятельное выполнение индивидуально или в группах тестовых заданий | 1.Дополните ряды слов. 2.Решите, что объединяет слова каждого ряда. 3.Определите, классифицируйте, что из перечисленных относится к иудаизму, христианству, буддизму, исламу. 4. Создайте статьи для исторических энциклопедий, используя ниже слова. 5. Определите, к каким религиям относятся эти предметы и сооружения 6. Оцените значимость проведенной работы | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | ||||||||
18 | Религии России | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России | Выбор на Руси новой веры. Роль православия в истории России. Митрополит. Патриарх. Синод. | 1. Расскажите, о каких религиях вы уже знаете? 2. Расскажите, в каком году Русь принимает христианство? В правлении, какого князя это произошло? Как он выбрал веру? 3. Докажите, что Православная церковь сыграла огромную роль в истории России. 4.Расскажите, когда и почему возникло старообрядничество? 5. Разъясните, когда произошло разделение церквей и как они стали называться? 6.Рассмотрите репродукцию картины о выборе веры князем Владимиром. Какой момент изображен на картине? | Найдите картинки с изображением выбора новой веры на Руси. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
19 | Религии России | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России | Православная, католическая, протестантская веры. Ислам. Иудаизм. Буддизм. | 1.Расскажите, какие религиозные веры вы знаете. 2.Объясните, что послужило причиной разделения церквей. 3.Докажите, значение религий для современной России. 4.Определите, какую роль в жизни России сыграли католики и протестанты. 5.Расскажите, как появились на территории России ислам и иудаизм. 6.Оцените значимость религий в нашей жизни и в жизни России. | Подготовьте совместно с родителями сообщение о вкладе, который внесли в историю, культуру, хозяйство нашей страны представители разных религий. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
20 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России | Религия. Мораль. Учения в религиях христианства и иудаизма. Заповеди. | 1.Расскажите, что такое религия и мораль. 2.Объясните, что общего существует в учениях христианства и иудаизма. 3.Докажите, в чем состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве. 4.Определите, какую роль в жизни людей играют заповеди. Чему они учат? 5.Обсудите, как библейские заповеди стали отправной точкой многих законов, которые приняты в различных странах. 6.Оцените, значение религии и морали у иудеев и христиан. | Запишите совместно с родителями 10 заповедей. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
21 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признание различных точек зрений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знакомство с основами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре , их роли в истории и современности России | Религия. Мораль. Учения в религиях ислама и буддизма. Бодхисатв. | 1.Расскажите, что такое религия и мораль. 2.Объясните, что общего существует в учениях 3. Докажите, в чем состоят нравственные морали в исламе и буддизме.. 4.Определите, какое нравственное учение в исламе играет главную роль. 5.Обсудите, что является основой поведения для буддистов. 6.Оцените, значение религии и морали у иудеев и христиан | Найдите вместе с родителями картинки служителей религий (христианства, иудаизма, ислама, буддизма). | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
22 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладение навыками смыслового чтения текстов , осознанного построения речевых высказываний. Умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение. | Знание, понимание и восприятие ценностей, как основы культ. традиций многонационального народа России. Формирование представлений о религиозной культуре. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Ритуалы. Обычаи. Таинства. Намаз. | 1.Расскажите, что такое ритуалы, обряды и как они возникли. 2.Объясните, какими бывают обряды в христианстве, исламе. 3.Докажите, что ритуалы и обряды обязательное для религий. 4.Определите, для каких религий молитва является главным делом верующего? Почему? 5.Прочитайте и проанализируйте статьи в учебнике. 6.Оцените значимость ритуалов и обрядов у христиан и мусульман. | Обсуди с родителями тему «Как возникли религии» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
23 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладение навыками смыслового чтения текстов , осознанного построения речевых высказываний. Умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение. | Знание, понимание и восприятие ценностей, как основы культ. традиций многонационального народа России. Формирование представлений о религиозной культуре. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Религия. Обряды. Ритуалы. Таинства. | 1.Расскажите о существующих в вашей семье традициях, ритуалах? Если да, то отличаются ли они от религиозных? Чем? 2. Объясните в чем особенности религиозных ритуалов и обрядов? 3. Что вы можете рассказать о возникновении ритуалов и обрядов членам семьи и друзьям 4.Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке? 5.Предложите прочитать фрагмент статьи из пособия для учащихся (о ритуалах и обрядах одной из религий) и составить план этого фрагмента. 6.Аргументируйте, необходимость соблюдения обрядов и ритуалов | Подготовьте вместе с родителями рассказ о какой-либо одной традиции или ритуале | Дневник самонаблюдения, рефлексия, портфолио |
24 | Религиозные ритуалы в искусстве | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Овладение навыками смыслового чтения текстов , осознанного построения речевых высказываний. Овладение логическими действиями анализа. Умение слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение. | Знание, понимание и восприятие ценностей, как основы культ. традиций многонационального народа России. Формирование представлений о религиозной культуре. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Паломничество. Реликвия. Мощи. Святыни. Хадж. Кааба | 1.Как вы понимает тему урока? 2.Какие слова вам непонятны? 3.Прочитайте в пособии для учащихся, о чем вам предстоит сегодня узнать. 4.Рассмотрите изображения основных святынь различных религий. Можно ли предположить, к каким религиям относятся эти святыни? По каким признакам вы это определили? 5.Какие святыни показались вам наиболее интересными? Необычными? 6.Заполните таблицу названиями святынь и мест паломничества различных религий. | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
25 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Религиозные праздники. Праздники и праздничные обряды. Праздники иудеев. Шавуот. Суккот. | 1.Расскажите, что такое праздник. 2.Объясните, что такое религиозные праздники. Какие религиозные праздники у иудеев. 3.Докажите, что для проведения религиозных праздников необходимо соблюдать праздничные обряды. 4.Определите, что такое Шавуот и Суккот. 5.Предложите примеры, какие религиозные праздники вы знаете. 6.Оцените значимость праздников в религиях. | Вместе с родителями найдите картинки праздников в религии и праздничных обрядов. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
26 | Праздники в религиях мира | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование первоначальных представлений о религиозной культуре Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Религиозные праздники христиан, мусульман, буддистов. | 1.Расскажите, что вы знаете о религиозных праздниках христиан, мусульман, буддистов. 2.Опишите, какие праздничные обряды христиан, мусульман, буддистов вам известны. 3.Докажите, что праздники традиционных религий России несут смысл. 4.Определите, самые важные праздники у христиан, мусульман, буддистов. 5.Сконструируйте буддийский календарь. 6.Оцените, значимость праздников традиционных религий России. | Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
27 | Семья, семейные ценности | Формирование основ российской гражданской идентичности. Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Знание, понимание и восприятие ценностей, как основы культ. традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни | Семья. | 1.Расскажите, что такое семья. Какие бывают семьи. 2.Объясните, как традиционные религии России относятся к семье. 3.Докажите, что семья является главной ценностью для человека. 4.Определите, какое значение имеет брак у христиан, мусульман, иудаизме и буддизме. 5.Изобразите семью. 6.Оцените, значение семьи и семейных ценностей | Нарисуйте рисунок «Моя семья» или напишите сочинение «Моя семья» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
28 | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха – неуспеха учебной деятельности. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Долг. Свобода. Ответственность. Труд в разных религиях | 1.Определите, что такое долг, ответственность; 2.Подумайте, кто контролирует и оценивает исполнение долга; 3.Сформулируйте, что значит быть человеком ответственным; 4.Перечислите опасности безответственного поведения; 5.Расскажите, как оценивается учёба – твой главный труд; 6.Найдите отрицательные примеры средств достижения богатства и его использования. | Посоветуйтесь с родителями и объясните, как вы понимаете смыл выражений: «Муки совести», «угрызения совести», «нечистая совесть», «спокойная совесть». Подбери пословицы близкие по смыслу: «Без дела жить – только небо коптить», «труд человека кормит, а лень портит», «худое ремесло лучше доброго воровства» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
29 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей; развитие начальных форм регуляции эмоциональных состояний. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Милосердие. Сострадание. Забота о слабых. Взаимопомощь. | 1.Расскажите, что такое милосердие, сострадание, взаимопомощь. 2.Объясните, как милосердие и сострадание связаны между собой. 2.Назовите конкретные дела, относящиеся к милосердию, состраданию. 3.Объясните, почему раздача милостыни обязательна на каждом празднике. 4.Докажите приведенными примерами, что милосердие, сострадание –это хорошее качество человека 5.Предложите примеры иллюстрирующие милосердие. 6.Оцените значение милосердия, сострадания, взаимопомощи. | Прочитайте, проанализируйте вместе с родителями притчу о Страшном суде. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) | ||||||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм, многонациональность и конфессиональность народа | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Знание, понимание и принятие обучающихся ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. | Любовь. Уважение. Отечество. Патриотизм. Многонациональность. Конфессиональность. | 1.Расскажите, как вы понимаете, что такое любовь, уважение. 2.Объясните, как любовь и уважение связанно с Отечеством. 3.Докажите, что каждый человек в чем-то патриот своей Родины. 4.Определите, почему Россия является многонациональной и конфессиональной странной. 5.Отметьте на карте России, какие народы проживают на ее территории. 6.Обсудите, а являетесь ли вы частью России. | Найдите стихи и песни о Родине. | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
31 | Подготовка творческих проек тов | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 1.Выбирите тему творческой работы предлагаемые учителем или свою. 2.Расскажите, с чего начнете, писать работу и кто вам в этом будет помогать. 3.Объясните, почему выбрана та или иная тема творческой работы. 4.Используйте в написании творческой работы помощь учителя, родителей, книг, интернета. 5.Оформите работу, приложения, презентацию к ней. 6.Оцените значимость своей работы | «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры». «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка –защитник Родины», «Мой друг» | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
32 | Выступление обучающихся со своими творческими работами | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 1.Изложите тему, задачи, цель выбранной творческой работы. 2.Расскажите о том, что вы исследовали в своей творческой работе. 3.Используйте информационно-коммуникационные технологии, помощь родителей 4.Проанализируйте, сделайте вывод по творческой работе. 5.Оформите творческую работу в папочку. 6. Оцените вместе с ребятами класса, учителем и родителями значение работы по теме. | «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры». | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
33 | Выступление обучающихся со своими творческими работами | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 1.Изложите тему, задачи, цель выбранной творческой работы. 2.Расскажите о том, что вы исследовали в своей творческой работе. 3.Используйте информационно-коммуникационные технологии, помощь родителей 4.Проанализируйте, сделайте вывод по творческой работе. 5.Оформите творческую работу в папочку. 6. Оцените вместе с ребятами класса, учителем и родителями значение работы по теме | «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка –защитник Родины», | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио | |
34 | Презентация творческих проектов на тему | Наличие мотивации к труду, работе на результат. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач | Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: долг, как основа культурных традиций многонационального народа России. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | 1.Расскажите, как вы проводили время, чем занимались на факультативе. 2.Свяжите воедино накопленные материалы и знания 3.Сделайте отчет о проделанной работе 4. Используйте информационно-коммуникационные технологии, помощь родителей 5.Оформите творческий отчет 6.Оцените свою работу, работу одноклассников, родителей и учителя | Творческий отчет | Дневник самонаблюдений, рефлексия портфолио |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" (Основы православной культуры) Жизнь Сергия Радонежского в картинах русских художников
Презентация описывает основные этапы жизненного пути Преподобного Сергия Радонежского. выраженные в картинах известных русских художников и значение этого величайшего русского святого в духовной жизни...
Внеклассное мероприятие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для учащихся 2 – 7 классов «Святитель Николай Чудотворец»
Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по духовно – нравственному воспитанию. Адресовано детям 8-13 лет. Целью внеклассного мероприятия по ОРКСЭ (ОП...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Библия" (Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры» 4 класс, 1 часть О. Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: формирование у обучающихся представлений о Священной книге христиан - Библии. Задачи урока Дидактические:1. Познакомить учащ...
Технологическая карта ОРКСЭ «Как христианство пришло на Русь» 4 класс ( УМК: "Основы религиозных культур и светской этики «Основы православной культуры»")
Тема урока «Как христианство пришло на Русь» Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о крещении Руси. Зада...
Технологическа карта урока ОРКСЭ «Бог, мир, человек» (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о Боге, вере и о создании мира БогомЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся ...
Технологическая карта ОРКСЭ «Добро и зло» («Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс О.Ю. Васильева)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как менялось добро и зло в ходе исторического развитияЗадачи урока:Дидактические:1....