Конспект по этике с презентацией "Чтобы быть коллективом"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коллектив - это группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами. (Ожегов С. И.)
Знаешь ли ты. Какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?
Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?
Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?
Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за него?
Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты согласишься?
Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!
Предварительный просмотр:
МОУ Лицей г. Истры
Учитель начальных классов Исаева Наталья Станиславовна
Разработка занятия по курсу «ОРК и СЭ. Основы светской этики»
для 4 класса по теме: «Чтобы быть коллективом».
Цель: сплочение коллектива.
Задачи: дать представление о том, какими должны быть отношения одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;
работать над толерантным отношением друг к другу, учить проявлять взаимоуважение;
формировать умение понимать чувства других людей;
развивать коммуникативные навыки;
в совместной беседе выяснить, какими качествами должен обладать ученик, чтобы ему комфортно было находиться в классном коллективе.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение; учебник для 4 кл. Шемшуриной А. И.; клубок ниток, ножницы.
Ход занятия
- Орг. момент
- Постановка проблемы.
- Как вы думаете, что такое коллектив?
- Коллективом можно считать группу людей, объединённых совместной деятельностью, решением общих задач. Есть трудовые коллективы, а ещё какие? (Спортивные, учебные, творческие, семейные)
- Наш класс можно назвать коллективом, ведь мы с вами такие разные: и внешне отличаемся и у нас разные характеры, интересы, разные мечты, желания? (ДА, мы вместе учимся, участвуем в школьных делах, вместе отдыхаем, живём по общим правилам лицея)
- Представьте на минуту, что вы оказались на планете, где люди ничем не отличаются: выглядят одинаково, думают одинаково, говорят и чувствуют как все. Понравилась бы вам такая жизнь? Почему? (Скучно было бы жить. Люди интересны своей непохожестью, своей индивидуальностью)
- Получается, что вы все такие разные, но живёте как бы в одной большой семье, а в семье каждый важен, нужен и не бывает обделён вниманием. А у нас всё так получается? (Нет)
- Обсуждение основных вопросов занятия.
- Я предлагаю вам разобраться, чего же нам не хватает для того, чтобы быть хорошим коллективом.
Обсуждение ситуации.
- Недавно вам было задано, по группам, подготовить сообщения об олимпиаде.
- Вместе выполнять это задание было проще, чем по одному? (Да.)
- Почему проще? В чём преимущество такой коллективной работы?
(- Каждый меньше затратил времени на поиск и сбор материалов;
- находили интересные решения в выполнении задания (одна голова хорошо, а пять – лучше);
- нашлись в группе дети, которые умеют хорошо рисовать, поэтому работы получились яркими и интересно оформленными;
- а у кого-то открылись хорошие организаторские способности, и он смог распределить работу между нами)
- Видите, сколько плюсов, когда мы – коллектив. Но, к сожалению, не во всех группах всё было гладко. Что помешало, что не учли?
(- не учли интересы каждого;
- кому-то поручили большую часть работы;
- кто-то не рассчитал свои возможности;
- а кто-то решил, что сам сделает всю работу один и помощники ему не нужны;
- были и такие дети, которые решили и вовсе не принимать участия в этой работе)
- Какой же вывод можно сделать об отношениях в нашем классе: что у нас получается? (получается вместе выполнять задания, все общие дела доводить до конца)
- А что сделать не удаётся? (не обходится без ссор)
- Какую же задачу вы готовы поставить перед собой? (Стремиться преодолеть всё негативное в нашем коллективе.)
- Обратимся к помощи учебника (с. 65)
(Работа со статьёй учебника)
- Итак, для того, чтобы преодолеть всё негативное, нужно выделить главное. В чём оно? (Читаем вывод в учебнике)
- А чтобы всё получалось – это главное должно коснуться каждого в нашем классе.
-Прочитайте высказывание: «Чтобы увидеть, нужно всем существом своим захотеть посмотреть»
- Какое главное, ключевое слово в этой фразе? (Захотеть)
- Это «ключ» к решению самых трудных задач. Без желания ничего не получится.
- Какими должны быть, прежде всего, отношения в коллективе? (Дружескими)
- А это для вас трудно, со всеми поддерживать дружеские отношения? (Да)
- Я с вами согласна, что это трудно. Не все люди нам могут нравиться.
Порою, поведение, привычки, поступки других людей нас могут выбивать из равновесия, а иногда даже раздражать. С одним человеком бывает трудно договориться, а когда нас много…
- Предлагаю каждому дать совет своим одноклассникам, который поможет построить дружеские отношения в коллективе.
(Учитель берёт клубок в руки.)
Игра «Клубок»
- Передавая этот клубок, дайте совет своему однокласснику.
- Начну с себя: в коллективе должно быть взаимоуважение.
- уметь прощать
- уметь слушать
- не заострять внимание на мелочах
- взаимопомощь
- не обманывать
- уметь признавать ошибки
- прислушиваться к советам
- не считать себя лучше других
- быть справедливым
- уметь принимать помощь
- контролировать себя
- уметь радоваться успехам других
- уметь принимать критику
- остановить товарища, если он что-то делает не так
- учитывать интересы каждого
(Клубочек возвращается к учителю; нить замыкается)
- Дружеские отношения помогают в коллективе идти навстречу друг другу. А это требует определённых усилий.
- На своих занятиях мы часто обращаемся к народным мудростям. И я предлагаю, не выпуская из рук нити, послушать притчу.
Притча
Жил был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал ему: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил в ворота сада 37 гвоздей. В последующие недели он научился контролировать себя, и количество гвоздей уменьшалось изо дня в день: понял, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый день, когда НЕ потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось в твоих воротах». Никогда они не будут такими как раньше! Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения! Рана останется!
Беру ножницы и молча разрезаю нить.
- Вот так легко можно нарушить гармонию в коллективе, а восстановить её порой очень трудно, поэтому лучше беречь эту пока ещё тонкую нить наших отношений, связывающую всех нас (завязываю узелок) и не допускать таких узлов, которые остаются уже навсегда.
- В ваших советах прозвучало, что нужно развивать умения видеть и чувствовать потребности и интересы своих одноклассников, учитывать их в планировании общих дел.
Физминутка "Давайте все делать, как я".
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 притопа)
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
Давайте все скажем, как я. (Ура)
Давайте все скажем, как я. (Ура!)
А ну-ка, все вместе, все враз. (Ура!)
Все делают дружно у нас! (Ура!)
- Рассмотрим ситуации, которые могут произойти в любом коллективе. (Учебник: с. 66)
- Любой коллектив живёт по определённым законам, нормам поведения. И я предлагаю вам на рассмотрение разные высказывания,
которые, на мой взгляд, мы могли бы взять за основу своего поведения в коллективе.
Законы нашего класса.
- Научился сам – помоги товарищу.
- Один за всех и все за одного!
- «Я» не хуже и не лучше, чем «Мы».
- «Ты» не один, когда «Мы» с тобой.
- Помогай друзьям в беде.
- Не смейся над недостатками друзей.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Относись к одноклассникам, как к себе.
- Умей признавать свои ошибки.
- Настраивайтесь на доброжелательное отношение к людям.
- Не ищите виноватого.
- Не будьте категоричными в своих суждениях.
- Развивайте чувство юмора.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- А закончим мы нашу сегодняшнюю беседу нашей любимой песней.
- Человек не может жить один. Так задумано природой. В коллективе мы проводим много времени. И мне хотелось, чтобы это время было наполнено только приятными, дружескими отношениями и вызывало у вас такие же эмоции, как эта песня.
Мы разные – в этом наше богатство.
Мы вместе – в этом наша сила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ (Светская этика): «Чтобы быть коллективом»
Что такое коллектив? Понимать ответственность человека за свои поступки....
Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом
Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....
Конспект урока ОРКСЭ. Тема: Чтобы быть коллективом
Цели деятельности учителя: создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирамПланиру...
Конспект урока по теме: «Чтобы быть коллективом » (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для эмоционального включения детей в процесс урока, их приобщение к нравственным ценностям, как субъективно значимым, устойчивым жизненным ориентирам .Плани...
конспект урока по светской этике " Чтобы быть коллективом"
Тема: Чтобы быть коллективом.Цель урока – узнать лучше свой коллектив и выявить пути сплочения коллектива.Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа)....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ Чтобы быть коллективом
хорошо жить в коллективе, в котором ценят дружбу., искренность, векликодушие, взаимопомощь.все хотят стать настоящими друзьями, настоящим коллективом. об этом мечтали наши дедушки, папы. мамы.когда- т...