ОРКСЭ (Светская этика): «Чтобы быть коллективом»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Что такое коллектив? Понимать ответственность человека за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx39.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: ОРКСЭ

на тему: «Чтобы быть коллективом»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

ОРКСЭ

Класс

4 класс

Тема урока

«Чтобы быть коллективом»,

Дидактическая цель

Создать  условия для  знакомства  с понятием «коллектив»

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1.Уметь сотрудничать со сверстниками, учителем

Л 2. Проявление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе

Л 3. Оценивать жизненные ситуация и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. 

Л 4. Иметь учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

М Познавательные

МП 1.Строить речевые

высказывания в устной форме

МП 2.Владеть диалоговой

формой речи

М Регулятивные

МР 1.Применять и сохранять

 учебную задачу

МР2.Различать способ и

результат действия

М Коммуникативные

МК 1.Допускать возможность существования у людей

различных точек зрения.

МК 2.Задавать вопросы.

 П1. Знать, что такое коллектив

П2. Понимать ответственность человека за свои поступки.

Учебная задача

Что такое коллектив?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Коллектив, нравственная установка

Образовательные технологии, используемые на уроке

Элементы диалоговой технология, проблемного обучения,

здоровьесберегающей технологии, рефлексивной технологии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ


Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

А. И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. ФГОС

А. И. Шемшурина. Основы религиозных культур и светской

этики. 4 класс. Учебник в 2-х частях. Часть 1. ФГОС

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПР

Ι. Организационное начало урока

 (СЛАЙД 1)

Здравствуйте, ребята. Давайте проверим, всё ли у вас есть на парте.  

Взаимное приветствие, организация рабочего места.

ΙΙ. Актуализация знаний

-«Здравствуйте , ребята, это снова я – Мудрая сова!  Вот уже почти 4 месяца вы изучаете новый предмет основы светской этики. На  уроках вы говорили о различных правилах, законах. Давали характеристики людям и их поступкам и многое узнали. И я предлагаю вам вспомнить некоторые слова, которые являются неотъемлемой частью этого предмета и жизни общества.

-А поможет нам в этом кроссворд. Отгадав его со своим соседом по парте  вы узнаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. если все задания вы выполните правильно, я отдам то, что мне передал мой волшебный друг»

Вопросы:

1. Как называется наука о нравственной жизни человека (этика)

2. Подбери однокоренное слово к глаголу доверять, которое бы было выражено им. существительным среднего рода, единственного числа.(доверие)

3. Найди слово которое я пропустила: Без поставленной (цели),  ты не добьёшься результата.

4.Как называют человека который говорит извините, спасибо, здравствуйте? (вежливый)

5. Если тебе доверили что то или кого то, значит на тебя возложили (ответственность)

6. Все граждане нашей страны должны соблюдать? (законы)

7. Очень часто от взрослых мы слышим фразу: «Ты должен отвечать за свои (поступки)»

8. Прятки – это русская народная (игра)

9. В школе мы очень должны соблюдать определенные (правила).

 

                    10

1

э

т

и

к

а

2

д

о

в

е

р

и

е

3

ц

е

л

и

4

в

е

ж

л

и

в

ы

й

5

о

т

в

е

т

с

т

е

н

н

о

с

т

ь

6

з

а

к

о

н

ы

7

п

о

с

т

у

п

к

и

8

и

г

р

а

9

п

р

а

в

и

л

а

-Давайте проверим, какие ответы у вас получились. (проверяем ответы)

-Посмотрите внимательно, какое слово получилось у вас под цифрой 10. Кто мне скажет, какая будет тема нашего урока?

III. Целеполагание

-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о коллективе, а как вы думаете, какая главная цель нашего урока ?

-Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же такое коллектив и какие виды коллектива бывают.

Слушают учителя.

Разгадывают кроссворд.

Проверяют кроссворд.

Коллектив.

IV. Основной этап.

-Молодцы! А кто-нибудь знает, что же такое коллектив?

-Давайте откроем учебник на странице 64 и прочитаем определение. (один ученик читает вслух).

- Мы с вами прочитали определение, скажите, а какие же коллективы бывают?

-Как вы думаете, что такое трудовой коллектив? Спортивный? Учебный?

Семейный?

- В классе сейчас сидят ребята из 2-х четвертых классов, как вы думаете, ваши классы являются коллективом? Почему? К какому виду коллектива он относится?

-Правильно! Ваш класс- это тоже коллектив. Вы вместе учитесь, живете общими интересами, участвуете в школьных делах . У вас много общего: правила поведения и выработанные совместно требования уважения друг к другу. Получается, что вы живете как бы в одной большой семье.

- А знаете ли вы, для чего люди стремятся попасть в коллектив?

- Верно! Первое, что необходимо для того, чтобы стать коллективом- общение. (кластер) Люди стремятся в коллектив для общения. Но достаточно ли для образования коллектива только общения?

- Попробуйте разобрать такую ситуацию: Встретились в гостях 10 человек и стали общаться на разные темы, праздник закончился, все разошлись и больше не общались. Можно ли назвать их коллективом?

- Как видите, общение – условие создания коллектива, но его недостаточно, чтобы коллектив был прочным.

-Можем ли мы сказать про ваши классы, что их объединяет не только общение?

 Игра «Дружный класс» Я называю дела, которые можно сделать вместе и дружно. Если вы  согласны, то хлопаете в ладоши.

Наш класс может:

  • Создать классную библиотеку.
  • Убежать из школы во время урока физкультуры.
  • Принять участие в спортивных соревнованиях .
  • Помочь благоустроить школьный двор.
  • Нарисовать на стенах школы черной краской
  • Выехать на природу.
  • Сочинить стихотворение.
  • Пойти в больницу к заболевшему товарищу.
  • Баловаться в столовой.
  • Отвечать у доски.
  • Произносить плохие слова
  • Спеть веселую песню.
  • Всем классом сходить в кино.

Перед тем как узнать, что же еще необходимо для того, чтобы стать коллективом, мы с вами немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Запишите в тетрадь (на листочке) в 2 столбика со знаками  «+2 и «- «,  слова о том, что  у ас получается , а что не получается в взаимоотношениях с одноклассниками. Проанализируйте свои записи.

-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы «-« не было?

Стремиться преодолеть все негативное в вашем коллективе, делать все вместе.

-Правильно! Для этого нужно выделить главное, а в чем оно давайте прочитаем на странице 65. Читаем то, что выделено курсивом.

«В умении понимать других людей, дорожить их доверием ,уважать человеческое достоинство, быть заинтересованным участником общих дел."

-Прочитав эти строки давайте дополним нашу схему «ЧТОБЫ БЫТЬКОЛЛЕКТИВОМ». Что нужно делать, чтобы быть коллективом?

Дорожить, доверять, уважать, понимать.(кластер)

- Молодцы! Почему эти 4 понятия так важны?

Если вы понимаете своих одноклассников , то важно это понимание сохранить.

Понимание- начало доверия, а «доверие-первое условие дружбы»

- Какими же должны быть отношения в коллективе?

-Совершенно верно! Дружба в коллективе помогает идти навстречу друг к другу. (кластер)

-Откройте учебник на странице 66. Давайте прочитаем ситуации, которые написаны. Начнем с 1.

На школьных соревнованиях по футболу ты с одноклассником оказался в разных командах. Вы оба играли увлеченно и с огромной отдачей сил. Награду получил твой одноклассник.  

-Как вы будете реагировать на это?

( спрашиваю несколько учеников)

-Вторая ситуация.

Твой одноклассник часто раздражает тебя своей медлительностью, забывчивостью, властью в своих действиях.

-Что ты предпримешь, чтобы сохранить с ним дружеские отношения?

-Чтобы преодолеть с одноклассниками проявление несдержанности, вспыльчивости и раздраженности необходимо выработать нравственную установку на определенные правила и нормы поведения, следуя которым вы сможете сохранить дружеские отношения в коллективе.

Установка- это готовность следовать чему-либо.

-Давайте на странице 66 прочитаем основы своего поведения в коллективе.

-Эти правила и нормы помогут вам учитывать индивидуальность и каждого одноклассника и соответственно реагировать на его поведение.

-Давайте посмотрим, что же нужно делать, чтобы быть коллективом (анализируем кластер) 

V. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание : с 67- практические и творческие задания №3.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

(Открываю письмо от ссовы)

«-Ребята, в начале урока я обещала отдать то, что передал мой волшебный друг.

В преддверии нового года Дедушка Мороз не только забирает письмо с пожеланиями на новый год, но и сам подбрасывает письма ребятам. И пока вы были на уроке английского языка ко мне приходила Снегурочка и сказала что Дедушка Мороз спрятал для вас пожелания , благодаря которым коллектив нашего класса будет очень дружным и люди которые вас окружают, будут получать позитив от общения с вами. А пожелания он спрятал под некоторыми партами, найдите и прочитайте эти пожелания.» (читают вслух)

1. Уважай собеседника

2. Будьте тактичными

3. Не унижайте собеседника

4. Не принижайте достоинств собеседника, не ставьте его в неловкое положение

5. Будьте внимательны к собеседнику

6. Умейте слушать и слышать собеседника Не перебивайте его

7. Стремитесь к взаимопониманию.

- Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли ли мы этой цели? Почему?

- Какие же бывают коллективы?

-Кто необходимо для того, чтобы быть коллективом?

-Сегодня мы еще раз убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив очень сплоченный.

-Представьте, что ваш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова.

-Я надеюсь, что этот разговор пойдет вам на пользу. Вы будете более внимательными к друзьям, уважать их, будете всегда готовы прийти на помощь.

- Ребята, давайте украсим дерево, на котором сидит мудрая сова.

Для этого мы приклеим к нему листики. На столе у вас лежат белые листики, ваша задача написать на нем слово, благодаря которому ваш коллектив станет крепким и дружным. После этого раскрасьте свой листик в зеленый- если вам понравился урок и все получилось, желтый –если урок понравился, но получилось не все, красный- если урок не понравился и не получилось выполнить задания. (приклеиваю листики)

Спасибо вам за сегодняшний урок. До свидания!

Отвечают на вопрос.

Читают определение.

Трудовой, спортивный, учебный, семейный.

Да.

Чтобы общаться, найти новых друзей.

Высказывают свое мнение.

Нет. Потому что их не объединяют общие интересы, они не видятся, не дружат.

Да.

Записывают

Стремиться преодолеть все негативное в вашем коллективе.

Дорожить, доверять, уважать, понимать.

Высказывают свое мнение.

Дружескими.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Читают.

Записывают д/з.

Ищут пожелания от ДМ.

Коллектив.

Узнать  том, какие бывают коллективы, что нужно для того, чтобы стать коллективом.

Да.

Трудовой, спортивный, учебный, семейный.

Доверие, понимание, дружба и тд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чтобы быть коллективом"

Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Чтобы быть коллективом"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ модули "Светская этика" и "Основы православной культуры" тема: Чтобы быть коллективом

Представленная методическая разработка урока, включает тренинги и игровыеупражнения, вырабатывающие у учащихся чувство дружбы. коллективизма, взаимовыручки....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему "Чтобы быть коллективом"

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека. Именно в рамках коллектива происходит формирование человека как личности, ведь человек - существо социальное. В коллективе человек имеет возмож...

конспект урока по светской этике " Чтобы быть коллективом"

Тема: Чтобы быть коллективом.Цель урока – узнать лучше свой коллектив и выявить пути сплочения коллектива.Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа)....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме «Чтобы быть коллективом»

Цель урока:  формирование понятия «коллектив», расширение представления о взаимоотношении, уважении, уважении к окружающим людямЗадачи урокаДидактические:Раскрыть суть понятия «...

ЧТОБЫ БЫТЬ КОЛЛЕКТИВОМ ТЕСТ ПО ОРКСЭ «Основы светской этики»

ЧТОБЫ БЫТЬ КОЛЛЕКТИВОМ ТЕСТ ПО ОРКСЭ «Основы светской этики»...