Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс)
В этой статье представлен опыт работы по проектной деятельности на уроках "Основы светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление по теме "Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
(1 слайд) Проектная деятельность обучающихся на уроках ОРКСЭ
(2 слайд) Я хочу начать своё выступление с цитаты австрийского философа и психолога Виктора Франкла: «Мы живём в век распространяющегося всё шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации».
Во все времена люди очень ценили духовно- нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России и делать всё возможное, чтобы в душах наших маленьких человечков не проросло зерно равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. В системе учебно- воспитательного процесса начальной школы ФГОС НОО установлена проектная деятельность как на уроке, так и во внеурочное время.
(3 слайд) Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием образовательного продукта.
Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Осуществляя исследования и проекты на уроках ОРКСЭ, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний.
На моих уроках для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, петь или играть на музыкальных инструментах, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха».
(4 слайд) В связи с этим и образовательные продукты получаются разнообразные: учебная презентация, сказки, музыкальное (литературное) произведение, оформление кабинета, костюм, реферат, праздник.
(5 слайд) Типология проектов зависят от характера доминирующей деятельности в проекте.
(6 слайд) Проектная деятельность мною реализовалась и как фрагмент урока, и как самостоятельный метод организации урочной и внеурочной деятельности. Она может быть включена в индивидуальное или групповое задание на уроке, в творческую форму домашнего задания, ролевой игры, а также в коллективную разработку рядового мероприятия, интересного праздника, подготовку творческого подарка классу.
(7 слайд) На слайде вы видите план выступления по защите проекта. Я его не буду зачитывать. Скажу лишь, что с этим планом дети знакомятся буквально на первых уроках и стараются его придерживаться.
(8 слайд) Так, изучая тему «Ежели душевны вы и к этике не глухи…», проектная деятельность строилась в форме ролевой игры. Это был мини- проект «Мир начинается с тебя» продолжительностью 1 урок. Тип проекта- информационный.
Была поставлена проблема: могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
Цель: узнать, могут ли разные народы найти общие нравственные правила.
Задачи проекта:- дать первоначальное представление о взаимодействии разных культур в многонациональной России;
- повторить сущность и содержание золотого правила этикета;
- формировать мотивацию к поступкам, основанным на морально- этических нормах.
В ходе работы над проектом, был намечен план действий. Дети разбирали различные ситуации, выполняли упражнения в форме игры.
(9 слайд) Упражнение- игра «Добрый день, шалом, салют»
Для каждого участника были приготовлены карточки, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. У меня в классе были дети разной национальности: и русские, и мордва, и татары, азербайджанец Давид, поэтому обязательно были приветствия на «родных» для участников языках. Дети встают в круг. Каждый участник выбирает, не глядя, по одной карточке.
Задание: необходимо предложить членам группы прогуляться по классу и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать своё имя. Можно предложить кратко обменяться впечатлениями.
(10 слайд) Упражнение- игра «Мировое приветствие»
Суть упражнения заключается в том, чтобы поприветствовать одноклассников без слов принятыми в различных странах способами:
Россия- объятие и троекратный поцелуй поочерёдно в обе щеки.
Китай- лёгкий поклон со скрещенными на груди руками.
Франция- рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
Индия- лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
Япония- лёгкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
Испания- поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра.
Германия- простое рукопожатие и взгляд в глаза.
Малайзия- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
Эскимосская традиция- потереться друг о друга носами.
(11 слайд) Такой урок проходит живо, интересно и запоминается надолго.
(12 слайд) Изучая тему «Каждый интересен», был реализован творческий проект «Подарок классу».
Перед детьми была поставлена проблема: «Почему люди дружат, общаются друг с другом?»
Отсюда вытекает цель проекта: узнать, могут ли разные народы найти общие нравственные правила.
В ходе реализации проекта решались следующие задачи:
- Способствовать пониманию уникальности и значимости каждого члена классного коллектива;
- Обсудить правила дружбы и показать необходимость следования им.
Был намечен план действий. Обучающиеся изложили две точки зрения:
- Мы с друзьями интересны друг другу, потому что у нас одинаковые увлечения, интересы и мы похожи.
- Мы с друзьями интересны друг другу, потому что разные, у каждого есть свои особенности, свои увлечения, которыми мы можем поделиться друг с другом.
(13 слайд) В ходе работы над проектом дети определяют признаки дружбы и её проявления, моделируют их с помощью лепестков цветика- семицветика.
(14 слайд) Получив творческую форму домашнего задания, на следующем уроке обучающиеся по очереди выступали с самопрезентацией: рассказывали о своём подарке классу, объясняли, почему выбрали этот подарок, чем интересно его увлечение, отвечали на вопросы. Благодаря этому творческому проекту, дети узнали об увлечениях своих одноклассников: Имайкина Вика занимается прыжками в воду, Чекуров Антон увлекается самбо, Потапкин Антон и Воробьёв Иван- резьбой по дереву, Шишова Настя- народными танцами. А Стенину Катю и Арюкова Сашу интересует музыка и музыкальные инструменты.
(16-19 слайд) Благодаря проектной деятельности возможно формирование духовно- нравственного воспитания в урочной и внеурочной работе в полной мере.
Завершая своё выступление, хочу отметить, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности.
Подробнее о реализации метода проектов во внеурочное время вам расскажет моя коллега, учитель начальных классов, Алтушкина Наталья Александровна.
(20 слайд) Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся по ОРКСЭ
Проектная деятельность. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. Педа...
Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ
В данной статье говорится о применении технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ по модулю "Светская этика"...
Выступление на VIII межрайонных Сретенских образовательных чтениях в Вяземском районе по теме "Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ"
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал....
Проектная деятельность в курсе ОРКСЭ
Проект "Герб семьи"...
Статья. Проектная деятельность на уроках курса ОРКСЭ
Проектная деятельностьна уроках курса ОРКСЭ...
Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)
Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...