Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс)

Трунькина Татьяна Александровна

В этой статье представлен опыт работы по проектной деятельности на уроках  "Основы светской этики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1 слайд) Проектная деятельность обучающихся на уроках ОРКСЭ

(2 слайд) Я хочу начать своё выступление с цитаты австрийского философа и психолога Виктора Франкла: «Мы живём в век распространяющегося всё шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации».

Во все времена люди  очень ценили духовно- нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России и делать всё возможное, чтобы в душах наших маленьких человечков не проросло зерно равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной агрессивности.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. В системе учебно- воспитательного процесса начальной школы ФГОС НОО установлена проектная деятельность как на уроке, так и во внеурочное время.

(3 слайд) Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием образовательного продукта.

Проектная деятельность  личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Осуществляя исследования и проекты на уроках ОРКСЭ, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателями представленной им информации, а непосредственными участниками получения и обработки знаний.

    На моих уроках для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, петь или играть на музыкальных инструментах, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих или «неуспешных» – в процесс обучения заложена «ситуация успеха».

(4 слайд) В связи с этим и образовательные продукты получаются разнообразные: учебная презентация, сказки, музыкальное (литературное) произведение, оформление кабинета, костюм, реферат, праздник.

(5 слайд) Типология проектов зависят от характера доминирующей деятельности в проекте.

(6 слайд) Проектная деятельность мною реализовалась и  как фрагмент урока, и как самостоятельный метод организации урочной и внеурочной деятельности. Она может быть включена в индивидуальное или групповое задание на уроке, в творческую форму домашнего задания, ролевой игры, а также в коллективную разработку рядового мероприятия, интересного праздника, подготовку творческого подарка классу.

(7 слайд) На слайде вы видите план выступления по защите проекта. Я его не буду зачитывать. Скажу лишь, что с этим планом дети знакомятся буквально на первых уроках и стараются его придерживаться.

(8 слайд) Так, изучая тему «Ежели душевны вы и к этике не глухи…», проектная деятельность строилась в форме ролевой игры. Это был мини- проект «Мир начинается с тебя» продолжительностью 1 урок. Тип проекта- информационный.

Была поставлена проблема: могут ли разные народы найти общие нравственные правила?
          Цель: узнать, могут ли разные народы найти общие нравственные правила.

Задачи проекта:- дать первоначальное представление о взаимодействии разных культур в многонациональной России;

- повторить сущность и содержание золотого правила этикета;

- формировать мотивацию к поступкам, основанным на морально- этических нормах.

        В ходе работы над проектом, был намечен план действий. Дети разбирали различные ситуации, выполняли упражнения в форме игры.

(9 слайд) Упражнение- игра «Добрый день, шалом, салют»

        Для каждого участника были приготовлены карточки, где написано слово «здравствуйте» на разных языках. У меня в классе были дети разной национальности: и русские, и мордва, и татары, азербайджанец Давид, поэтому обязательно были приветствия на  «родных» для участников языках. Дети встают в круг. Каждый участник выбирает, не глядя, по одной карточке.

Задание: необходимо предложить членам группы прогуляться по классу и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать своё имя. Можно предложить кратко обменяться впечатлениями.

(10 слайд) Упражнение- игра «Мировое приветствие»

        Суть упражнения заключается в том, чтобы поприветствовать одноклассников без слов принятыми в различных странах способами:

Россия- объятие и троекратный поцелуй поочерёдно в обе щеки.

Китай- лёгкий поклон со скрещенными на груди руками.

Франция- рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

Индия- лёгкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

Япония- лёгкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

Испания- поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра.

Германия- простое рукопожатие и взгляд в глаза.

Малайзия- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

Эскимосская традиция- потереться друг о друга носами.

(11 слайд) Такой урок проходит живо, интересно и запоминается надолго.

(12 слайд) Изучая тему «Каждый интересен», был реализован творческий проект «Подарок классу».

Перед детьми была поставлена проблема: «Почему люди дружат, общаются друг с другом?»

Отсюда вытекает цель проекта: узнать, могут ли разные народы найти общие нравственные правила.

В ходе реализации проекта решались следующие задачи: 

  • Способствовать пониманию уникальности и значимости каждого члена классного коллектива;
  • Обсудить правила дружбы и показать необходимость следования им.

Был намечен план действий. Обучающиеся изложили две точки зрения:

- Мы с друзьями интересны друг другу, потому что у нас одинаковые увлечения, интересы и мы похожи.

- Мы с друзьями интересны друг другу, потому что разные, у каждого есть свои особенности, свои увлечения, которыми мы можем поделиться друг с другом.

(13 слайд) В ходе работы над проектом дети определяют признаки дружбы и её проявления, моделируют их с помощью лепестков цветика- семицветика.

(14 слайд) Получив творческую форму домашнего задания, на следующем уроке обучающиеся по очереди выступали с самопрезентацией: рассказывали о своём подарке классу, объясняли, почему выбрали этот подарок, чем интересно его увлечение, отвечали на вопросы. Благодаря этому творческому проекту, дети узнали об увлечениях своих одноклассников: Имайкина Вика занимается прыжками в воду, Чекуров Антон увлекается самбо, Потапкин Антон и Воробьёв Иван- резьбой по дереву,  Шишова Настя- народными танцами. А Стенину Катю и Арюкова Сашу интересует музыка и музыкальные инструменты.

(16-19 слайд) Благодаря проектной деятельности возможно формирование духовно- нравственного воспитания в урочной и внеурочной работе в полной мере.

Завершая своё выступление, хочу отметить, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности.

Подробнее о реализации метода проектов во внеурочное время вам расскажет моя коллега, учитель начальных классов, Алтушкина Наталья Александровна.

 (20 слайд) Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся по ОРКСЭ

Проектная деятельность. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. Педа...

Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

В данной статье говорится о применении технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ по модулю "Светская этика"...

Выступление на VIII межрайонных Сретенских образовательных чтениях в Вяземском районе по теме "Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ"

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал....

Статья. Проектная деятельность на уроках курса ОРКСЭ

Проектная деятельностьна уроках курса ОРКСЭ...

Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)

Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...