Выступление на VIII межрайонных Сретенских образовательных чтениях в Вяземском районе по теме "Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ"
статья по орксэ (4 класс) по теме

Вагентова Лариса Алексеевна

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимо дополняют друг друга.

В этом учебном году я впервые стала преподавать своим четвероклассникам курс ОРКСЭ.

При подготовке к учебным занятиям я поняла, что данный курс должен вызывать не только интерес у обучающихся, но отклик их душевных размышлений и переживаний. Поэтому использование традиционной системы преподавания, присущей обычным урокам, на данных занятиях непригодно.

К каждому учебному занятию готовлю мультимедийные презентации, куда включаю интересную дополнительную информацию.

Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Поэтому я вместе с учительницей нашей школы Ожигановой Т. В. приняла участие в конкурсе  методических разработок по курсу ОРКСЭ.

Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибаться.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих  сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры»   помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Детям всегда объясняю, что

Проект - это "шесть П":                                           

  1. Проблема,
  2. Проектирование (планирование),
  3. Поиск информации,
  4. Продукт,
  5. Презентация.
  6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).

2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).

3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).

4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).

Требования к учебному проекту  учащегося начальной школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.

Памятка

  • Выбери тему проекта.
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего проекта.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

На уроках  я использую как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.

Часто мы с детьми реализуем мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.

Изучая тему «Россия – наша Родина», учащиеся работали над мини - проектом «Культурные традиции в вашей семье». В некоторых семьях, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами. Радостное воспоминание о таком празднике сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. В некоторых семьях стало традицией на  Рождество – наряжать елку звездами и ангелочками и искать под ней подарки от ангелов. На Масленицу – печь блины. Перед Пасхой – красить яйца и печь куличи. Ещё традиция одной семьи - после воскресного посещения храма собираться у бабушки на пироги.  Каждый член семьи имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово. Есть в одной семье традиция – экскурсии по святым местам.

За это время обучающиеся подготовили краткосрочные проекты «Храмы и монастыри города Вязьмы», «Праздник Пасхи».
Сейчас обучающиеся совместно с родителями работают над долгосрочным проектом «Моя родословная», причём многие выполняют его в нетрадиционной форме – создание настоящего семейного древа.

Результатом проведённых занятий стало обогащение ребят в духовном плане. Можно отметить появление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, внимание к другим людям, зачатки анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач, проектной деятельности.

Убеждена, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны.  А проектная деятельность на уроках ОРКСЭ  поможет превратить уроки в  занятия добра, понимания, общения,  сдвинуть с места стену равнодушия, невежества, непонимания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ Работу выполнила Вагентова Л. А., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Вязьмы

Слайд 2

Экскурсии по памятным местам

Слайд 3

Цели и задачи проекта: создать необходимые условия, позволяющие учащемуся развивать свою уникальность; углубить интересы учащихся по предмету; учить разрешать проблемы; стимулировать проявление детской инициативы; развивать навыки сотрудничества и коммуникации.

Слайд 4

Памятка для учителя : планируй проект так, чтобы он был по силам, не потребовал слишком много ученического времени; дай возможность ученику самостоятельно мыслить, самостоятельно ставить вопросы; контролируй работу над проектом через определённые промежутки времени, показывай свою заинтересованность работой учащихся, помогай в случае крайней необходимости; ободряй ученика при возникновении проблем.

Слайд 5

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся 1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, села, города, государства. 2.Исследовательский проект - научное исследование: актуальность темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. 3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта может являться публикация в СМИ 4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, игры, произведения изобразительного или декоративно прикладного искусства, видеофильмы и т. д. 5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев…Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт или заключен договор?

Слайд 6

Классификация проектов по продолжительности Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии, экспедиции, натурные видеосъемки и др.) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.

Слайд 7

Проект - это "пять П": проблема; проектирование (планирование) ; поиск информации; продукт; презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио , т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Слайд 8

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Подготовка (выбор целей и темы проекта). Планирование (анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки конечных и промежуточных результатов, распределение ролей, способа предъявления результата). Принятие решений (сбор информации методами анкетирования, интервьюирования, опроса, наблюдения и её первичный отбор, составление «банка идей» по решению проблемы, «мозговая атака», выбор оптимального варианта, уточнение плана действий). Выполнение (в пошаговом режиме), оформление проекта. Защита проекта (выбор формы представления результатов, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, письменный отчёт). Оценка (самоанализ, самооценка) результатов.

Слайд 9

Структура проекта младшего школьника I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) II этап: Сбор и обработка информации III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: IV этап: Реализация плана действий (проекта) V этап: Подготовка к защите проекта VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Слайд 10

Преимущества проектной технологии даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативные качества.

Слайд 11

Жизнь и подвиг Сергия Радонежского Александр Невский Храмы и монастыри Смоленщины Икона Смоленской Богоматери Русские воины – святые Православные таинства Заповеди в православии История строительства (реставрации) православного храма Православные праздники: Рождество Христово, Святки, Пасха, Благовещение Православные святые Православные монастыри Роль семьи (матери) в жизни известных людей Моя родословная Духовные традиции моей семьи , ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

Слайд 12

Мини –проект «Семейные традиции»

Слайд 13

Мини –проект «Семейные традиции»

Слайд 14

Проект «Храмы и монастыри г орода Вязьмы»

Слайд 15

Проект «Храмы и монастыри города Вязьмы»

Слайд 16

Выставка рисунков

Слайд 17

Выставка рисунков

Слайд 18

1.Веди себя тихо. 2.Не разговаривай. 3.Отключи сотовый телефон. 4.Не смотри по сторонам. 5.Внимательно слушай священника, все мысли и помыслы обращай к Богу. Памятка «Как вести себя в храме»

Слайд 19

Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор, Головной сними убор, Злые мысли отгони: Не нужны тебе они... Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай, Поставь свечку и потом Осени себя крестом. Памятка девочке: Скромную надень одежду, В брюках в храм идёт невежда, Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Церковный этикет

Слайд 20

Кроссворд «Храмы и монастыри города Вязьмы» Главный храм Вяземского района. Ныне действующий женский монастырь. Полуразрушенная церковь в районе улицы Докучаева. Как по-другому называется церковь Введения. Церковь, где сейчас находится краеведческий музей. Церковь ……… и Павла. Церковь, в которую мы недавно ходили на экскурсию. Эта церковь находится на территории Иоанно-Предтечева монастыря. Этот монастырь был основан на том месте, где, по преданию, в XI веке молился преподобный Аркадий, причисленный к лику святых. По вертикали – уникальная церковь, жемчужина Российского зодчества.

Слайд 21

Проект «Праздник Пасхи»

Слайд 23

Проект «Праздник Пасхи»

Слайд 24

Игры на Пасху для детей 1. «Самое крепкое» 2. «Танцующее яйцо» 3. «Смотри, не урони!» 4. «Катящееся яйцо» 5. «Песочный кулич» 6. «Потерянные яйца» 7. «Курочка – несушка»

Слайд 25

Пасхальные традиции и меню

Слайд 26

Фотографии детей используются с разрешения родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре по теме "Развитие самостоятельности младших школьников через организацию практической деятельности на уроке».

В выступлении раскрываются цели, функции, признаки самостоятельной работы  на уроке. Выделяются уровни и типы самостоятельной деятельности школьников, представлены наиболее распространённые виды ...

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: С...

Использование технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

В данной статье говорится о применении технологии проектной деятельности на уроках ОРКСЭ по модулю "Светская этика"...

Организация образовательной деятельности на уроках ОРКСЭ с учетом НРЭО

Работаю учителем ОРКСЭ (модуль «светская этика»)3 года по учебному пособию «Основы светской этики» «Просвещение», автор А.Я. Данилюк. В этом году при планировании Н...

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках ОРКСЭ. Среди многообразия форм и видов учебной деятельности можно выделить наиболее оптимальные. Формы и виды учебной деятельности, рекомен...

Эффективные формы и виды организации учебной деятельностит на уроках ОРКСЭ выступление

Эффективные формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:словесных...