Статья. Проектная деятельность на уроках курса ОРКСЭ
статья
Проектная деятельность
на уроках курса ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 45.5 КБ |
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_orkse.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
августовская
педагогическая конференция
Проектная деятельность
на уроках курса ОРКСЭ
подготовила
учитель начальных классов
МБОУЕСОШ №7 им. О. Казанского
Тимошенко Л.Г.
Ст. Егорлыкская
Ростовская обл.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В течение года в третьем классе проводятся классные родительские собрания, на которых вниманию родителей предлагают презентации курса ОРКСЭ по всем модулям и фрагменты уроков по одной из тем курса. Родителям выдаются методические рекомендации, которые помогли им разобраться в особенностях содержания курса, представлен УМК.
Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.
В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной деятельности могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии.
Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению
. В процессе изучения курса можно использовать следующие методы:
1. Эвристические беседы;
2. Различные виды дискуссий (дебаты, диспуты)
3. Деловые и ролевые игры
4. Проектная деятельность
5. Работа в группах
6. Исследования
Проектные технологии
В основе проектных технологий лежит активная познавательная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников. В процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий в рамках проекта учащиеся приучаются к самоорганизации, самоанализу, формируются навыки самообразования.
Отличительные черты данной технологии:
- целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;
- практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
- ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся;
- деятельностный подход;
- сотрудничество учителя и ученика, а также учащихся друг с другом (групповой проект);
- возможность работать в индивидуальном темпе;
- формирование жизненно важных компетенций.
Виды проектной деятельности
По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов:
— исследовательские – напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской проблемы с характерными для любой научной работы методами исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка);
— прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности;
— информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу;
— ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.
Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные, межшкольные и т. д.).
Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи: ОРКСЭ и «Литературное чтение», ОРКСЭ и «Окружающий мир», проекты по краеведению.
В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.
Исследовательская деятельность школьников
Школьные дисциплины, в том числе и ОРКСЭ, уже своим содержанием закладывают основы научного знания: содержание учебных пособий представляет собой адаптированный на определенный возраст учащихся научный текст, в них раскрывается понятийная основа предмета – язык базовой науки, ставятся проблемные вопросы, приводятся аргументы и обоснования. Осваивая содержание и способы познавательной деятельности, знакомясь с примерами научного анализа проблем, учащиеся знакомятся с методами исторического исследования.
Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ с учетом этнокультурных народов России
Памятники духовной культуры в нашей стране .
Добро и зло в сказках народов, проживающих в России
Духовно-нравственные ценности в пословицах
Дружба начинается с улыбки
Красота общения: этикет в жизни людей родного города.
Кто такой друг?
Наши бабушки
Национальные костюмы народов России
Национальные традиции в нашей семье
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
Нравственные правила в поведении героев народных сказок
Памятники духовной культуры в моем городе (селе)
Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге)
Правила гостеприимства народов России
Религиозные праздники в нашей стране .
Так жили наши деды
Традиции и ценности моей семьи
Интерактивные технологии
Эти технологии предполагают взаимодействие учителя и учащихся в процессе познавательной деятельности («inter» - взаимный, «act» - действие). Такое взаимодействие формирует навыки сотрудничества, кооперации. К интерактивным формам работы можно отнести коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы и различные технологии (например, модульная, диалоговая, проектная и др.).
Игровые технологии
Игра – один из основных видов деятельности учащихся. Игры в обучении предполагают деятельность, направленную на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая деятельность многофункциональна, реализуется через все направления внеучебной деятельности и особенно востребована младшими школьниками.
Обращение к игровым формам через сквозных героев, которые выбираются для того, чтобы они придали целостность курсу, несли позитивный заряд, смогли снизить уровень тревожности в связи с введением нового предмета.
В УМК издательства «Дрофа» это:
- Дети из разных стран мира, которые общаются и дружат через Интернет (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
- Старшая сестра, изучающая курс этики в университете, и её брат, который учится в школе (модуль «Основы светской этики»)
- Мальчик-пастушонок с монахом (модуль «Основы православной культуры»)
- Бабушка Рабия и её внуки (модуль «Основы исламской культуры»)
- Индийский мальчик и его друг слонёнок (модуль «Основы буддийской культуры»)
- Дедушка и внук (модуль «Основы иудейской культуры»)
Так как мы работаем непосредственно с малышами, проекты учащихся начальной школы могут быть представлены в виде:
- Серии рисунков на выбранную учеником тему, если он решил делать проект сам.
- Исследовательский проект в виде истории своей семьи, гениалогического дерева.
- В виде докладов , сообщений.
- Коллективные проекты( дети добровольно делятся на группы , выбирают одну из предложенных тем, дается достаточно времени , например 2-3 недели. По необходимости учитель консультирует , направляет в нужное русло .
- Информационные проекты: в виде оформленной стенгазеты , серии исторических сведений.
Естественно при подготовке проектов учениками начальной школы приветсвуется активное участие и помощь родителей.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей: основы православной культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры; основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы светской этики.
. В процессе изучения курса можно использовать следующие методы: 1. Эвристические беседы; 2. Различные виды дискуссий (дебаты, диспуты) 3. Деловые и ролевые игры 4. Проектная деятельность 5. Работа в группах 6. Исследования
Отличительные черты данной технологии: целеполагание , которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта; практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов; ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальная, парная, групповая) учащихся; деятельностный подход; сотрудничество учителя и ученика , а также учащихся друг с другом (групповой проект); возможность работать в индивидуальном темпе; формирование жизненно важных компетенций.
Виды проектной деятельности По доминирующей деятельности выделяют следующие виды проектов: — исследовательские – напоминающие научное исследование. — прикладные – нацеленные на получение конкретного результата деятельности; — информационные – нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления классу; — ролевые и игровые - направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций.
Примерная тематика проектов, исследований школьников по ОРКСЭ с учетом этнокультурных народов России Памятники духовной культуры в нашей стране . Добро и зло в сказках народов, проживающих в России Духовно-нравственные ценности в пословицах Дружба начинается с улыбки Красота общения: этикет в жизни людей родного города. Кто такой друг? Наши бабушки Национальные костюмы народов России Национальные традиции в нашей семье Наша семья в годы Великой Отечественной войны Нравственные правила в поведении героев народных сказок Памятники духовной культуры в моем городе (селе) Правила поведения в храмах (церкви, мечети, синагоге) Правила гостеприимства народов России Религиозные праздники в нашей стране . Так жили наши деды Традиции и ценности моей семьи
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...
Организация проектной деятельности в преподавании курса ОРКСЭ
Презентация поможет педагогам-тьюторам в проведении занятия по данной теме....
Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)
В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....
Проектная деятельность в преподавании курса ОРКСЭ
Особенности организации и реализации проектной деятельности на уроках комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"....
Статья. Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 3 классе по УМК «Планета знаний».
Применение новейших педагогических технологий и современных требований ФГОС в реализации проектной деятельности на уроках окружающего мира....
Проектная деятельность в рамках курса ОРКСЭ.
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; font: 20.0px Times} В начальной школе закладывается зерно личности, которая сможет найти информацию, отсеять ненужное, перевести в опыт собственной деятельн...
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира"
Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира"...