открытый урок в рамках стажировочной площадки на базе школы
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Белаш Елена Владимировна

Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Данилюк А. Я. « Основы светской этики. 4- 5 класс» М.: Просвещение, 2010 г.

Данная разработка может быть использована при изучении курса ОРКСЭ для модулей «Светская этика» и «Основы православной культуры», урок № 13 , урок получения новых знаний. Материал данного занятия является благодатной почвой для    формирования  у учащихся разных категорий  представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности, для воспитания чувства сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому, развития  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок111 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Модуль «Основы светской этики»

«Альтруизм и эгоизм»

(4 класс, открытый урок в рамках стажировочной площадки на базе школы )

                                                                                                                   Белаш Елена Владимировна

                                                                                                               учитель начальных классов  

                                                                                                                                           первая  квалификационная категория                                                            

       

п. Октябрьский  

2019

Урок № 13       модуля «Основы светской этики»

Тема: «Альтруизм и эгоизм»

Цель урока: Формирование у учащихся разных категорий  представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности.

Задачи урока:

  1. Знакомство с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» через групповую и индивидуальную работу, диалог, проблемную ситуацию.
  2. Развитие  умения вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества в группе.
  3. Воспитание сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому.

Планируемые результаты:

Личностные:  

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные:

      Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной    

      задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие  

      коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

      Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  

      и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

      Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и    

      права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

       Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:  нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

      Оборудование учителя: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, толковый словарь автор В.И. Даль; С.И. Ожегов; фрагмент мультфильма «Просто так»,  материалы Интернет-сайтов: nsportal.ru; infourok.ru; multiurok.ru;  prezentacii.com; жетоны для работы в группах, эмблемы (для каждой группы),  подборка материала для групп, дерево, ладошки, выставка книг, рисунков по теме урока

      Оборудование учащихся: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, задания для групп, сообщения учащихся, толковые словари

        

Этапы

Время

Цели этапа

Пед. инструментарий

Содержание

УУД

Оценка

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

2 мин.

Создать условия для возникновения у ученика

эмоционального настроя, внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 Звучит песня «Дорогою добра»,

чтение учителем наизусть стихотворения,

презентация (1 слайд)

- Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!» И каждый становится добрым, доверчивым, доброе утро длится до вечера. Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнем урок с хорошим настроением.

Учащиеся слушают стихотворение, улыбаются друг другу, здороваются с гостями

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

II. Актуализация знаний учащихся

5 мин.

Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы

Проблемный метод

Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)

(слайд №3)

- Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс.

- О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса?

- К какой категории относятся эти понятия?

- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях

Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 3 группы.

Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама.  По наличию эмблемы: солнышко – 1 группа, бабочка -2 группа, цветок-3 группа. Займите свои места.

Предлагаю вам просмотреть отрывок из мультфильма

- Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма)

Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

На карточках шифровка

измальрут

Да, такое  качество  называют альтруизмом.

Вам бы хотелось узнать об этом понятии?

Итак, определите цели урока. (Рассмотреть новые  понятия, обсудить поступки людей и их пользу для общества). Тема урока: альтруизм и эгоизм

Размышляют, высказывают свое мнение.

Делятся на группы.

Распределяют роли.

Повторяют правила работы в группе

(приложение № 1 )

(Учебное пространство заранее организовано для групповой работы, задания для групп

Смотрят мультфильм, отвечают на вопросы, рассуждают

Определяют цель урока

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания.

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

Контроль, коррекция.

Словесная

III. Открытие нового знания. 

I группа – «Экспресс-группа»

II группа – «Аналитики I»

III группа – Аналитики II»

Физкультминутка

(Снеговик)

Презентация от каждой группы

10 мин.

2 мин.

7 мин

Умение работать в группе, организовывать сотрудничество.

Умение делать выводы, обобщать, находить правильное решение.

Умение анализироватьвыделять главное в данной информации.

Практико-ориентированный подход

Проблемный метод

Самостоятельная работа

Интервью

презентация (слайд 4)

Куловерова Вероника читает наизусть стихотворение (статус ОВЗ)

Притча «Пахарь и крот» В.А.Сухомлинский

презентация (слайд 5)

(слайд №6 - №7)

Игра «Подбери антонимы»

презентация (слайд 8)

презентация (слайд 9)

Выступления детей

Презентация (слайды 10, 11,12)

презентация  (слайд 13)

презентация

(слайд№14)

- Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение слова:  «альтруизм».

- Благодарю вас за ответы..  Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях

Работа групп (1-опрос прохожих, гостей; 2-поиск в словаре; 3-в учебнике)

- Слово для выступления представляется «Экспресс-группе» Что же ответили прохожие?

- Благодарим членов группы за работу.

- Слово группе «Аналитики I», которая рассматривала понятие «альтруизм» в словаре.

Благодарим членов группы «Аналитики I»,  

- Слово группе «Аналитики II», работавшей над значением слова «альтруизм» в учебнике.

Правы мы были?

Определение альтруизм

Человек,  любящий других больше себя, отдающий предпочтения интересам других - альтруист

 Вероника прочитает   стихотворение М.Исаковского « Вишня» (приложение №2)

Вопросы: Можно ли героя стихотворения назвать альтруистом? Почему?

Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский)

(приложение №3)

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

 - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы»  (приложение №4)

Давайте познакомимся с понятием эгоизм в учебнике (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Эгоист –это человек, любящий себя больше других.

Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

- Ребята,  у нас сложились определенные представления о двух новых нравственных понятиях.

На столах у вас лежат карточки со словами, выберите из них синонимы к понятию альтруизм и эгоизм.

(приложение №5)

–Среди этих слов есть слово - МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

(приложения №6,№7,№8)

-А знаете ли вы, кто такой волонтёр?

Волонтёр — человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью.

-Можно ли волонтёра назвать альтруистом? (Да, за свою помощь он не требует награды, действует на благо других людей)

- У каждого волонтёра есть личная книжка.

Личная книжка волонтера предназначена для учета волонтерской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Любой гражданин РФ в возрасте от 14 (с момента получения паспорта) до 30 лет может получить Личную книжку волонтера.

В нашем селе и школе существует традиция проведения субботников, когда каждый житель города, ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем городе, дворе, территории школы. Другая  традиция нашей школы – поздравление ветеранов войны  и педагогического труда с  праздниками. Все это проявления альтруизма.

Размышляют, высказывают свое мнение.

Мнения детей разделились.

Находят информацию из разных источников,

делают выводы, сообщения от групп

Слушают, анализируют

Анализ, выводы

Группа защищает свою работу.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование, постановка  вопросов,

контроль, коррекция.

Словесная.

«Молодцы вы справились с заданием.»

 IV. Первичное закрепление

Работа с учебным пособием (с. 30-31).

Работа  над осмыслением предложенных ситуаций.

3мин

2 мин

7мин

Практико-ориентированный подход

Проблемный метод

Самостоятельная работа

Беседа

Демонстрационный метод

Взаимообъяснение

На доске рисунок

- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу они какие?

(противоположные)

- Действительно. Альтруизм противостоит эгоизму.

На доске изображен отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм»

 Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э?

Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла?

-Как ведёт себя человек по отношению к другим людям?  (он отдаёт всё, что имеет)

-Это хорошо?

- А вот я вижу, что в конце он сам остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!

Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?

- Что назовём золотой серединой.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать

общему благу

 Каким качеством должен обладать человек? (разумным эгоизмом)

Послушайте ещё одну притчу

 Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера»).

Дети: Всего должно быть в меру.

Где на этом отрезке находится разумный эгоизм?

 Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.

Учитель читает стихотворение

(приложение №9)

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания.

Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл.  

(приложение№10)

Соотнесите поступки с  изученными понятиями.

( приложение №11)

Проективная методика «Ваша способность к сопереживанию»

(приложение №12)

Какие альтруистические поступки можете совершить вы?

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?

Всегда ли нужно бездумно действовать?

Дети: В жизни нужно стараться соверщать только хорошие поступки, делать людям добро, заботиться о младших, о престарелых людях, не грубить и т. д.

Работают с текстом учебника. (с. 30-31)

Учащиеся

-анализируют, сопоставляют ранее полученные знания

с изученными понятиями,

- оценивают поведение героев,  

- делают выводы,

- объясняют, как бы они поступили в данных ситуациях.

Проверяют самостоятельно путем сличения с правильными  своих ответов.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие этических чувств.

Предметные: смысловое чтение, анализ, синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные.

Словесная.

V. Домашнее задание (на выбор)

1 мин.

Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор.

Эмоционально-ценностный подход.

Проблемно-поисковый метод.

(слайд №15)

Найди 5 пословиц на тему сегодняшнего урока.

2. Сочини сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм»

3. Создай иллюстративный материал, раскрывающий изученные понятия

Личностные: смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание контроль, коррекция, саморегуляция.

VI. Оценка деятельности учащихся

3мин.

Формирование умения оценивать собственную деятельность на уроке.

Технология сотрудничества

Наглядный метод

Предлагаю создать «Солнышко альтруистических поступков».

-Представьте, что эти ладошки – лучики волшебного солнышка. Вспомните, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на ладошке и поместите на солнце.

Подводят итоги своей деятельности

Каждый пишет свой альтруистический поступок, прикрепляет к солнышку

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: согласование действий с партнером.

Самооценка Словесная

VII. Рефлексия деятельности (внешняя и внутренняя)

3мин

Формирование умения вычленить затруднение и определить путь его дальнейшего устранения.

Беседа

Проблемный метод

(слайд №16)

(слайд №17)

 Рефлексию в технике «Закончите предложения».

Поблагодарить детей за работу, гостей за потраченное время.

Вручить детям  и гостям подарки.

Учащиеся должны закончить предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Доклад в рамках стажировочной площадки по ФГОС "Механизмы реализации универсальных учебных действий посредством современных педагогических технологий"

Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний («знаю, что…») к области умений («знаю, как…»). Поэтому уже Стандарт пе...

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Разработка открытого урока в рамках недели английского языка на тему "Животные" . УМК "Spotlight 2”

Представлена разработка урока-концерта, проводимого в соревновательной форме. Дополнительно представлены материалы (стихи, загадки собственного сочинения), составленные автором разработки для драматиз...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

Самоанализ урока литературного внеклассного чтения в 3-м классе, подготовленного и проведённого в рамках стажировочной площадки.УМК «Школа России»

Тема  урока  Е.И.Носов «30 зерен»Цель: познакомить с произведением Е.И. Носова «Тридцать зерен» ,используя приёмы смыслового чтения, при котором достигается понимание...