открытый урок в рамках стажировочной площадки на базе школы
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник: Данилюк А. Я. « Основы светской этики. 4- 5 класс» М.: Просвещение, 2010 г.
Данная разработка может быть использована при изучении курса ОРКСЭ для модулей «Светская этика» и «Основы православной культуры», урок № 13 , урок получения новых знаний. Материал данного занятия является благодатной почвой для формирования у учащихся разных категорий представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности, для воспитания чувства сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому, развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Модуль «Основы светской этики»
«Альтруизм и эгоизм»
(4 класс, открытый урок в рамках стажировочной площадки на базе школы )
Белаш Елена Владимировна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
п. Октябрьский
2019
Урок № 13 модуля «Основы светской этики»
Тема: «Альтруизм и эгоизм»
Цель урока: Формирование у учащихся разных категорий представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности.
Задачи урока:
- Знакомство с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» через групповую и индивидуальную работу, диалог, проблемную ситуацию.
- Развитие умения вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества в группе.
- Воспитание сострадания, сочувствия, толерантности, готовности помочь другому.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование учителя: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, толковый словарь автор В.И. Даль; С.И. Ожегов; фрагмент мультфильма «Просто так», материалы Интернет-сайтов: nsportal.ru; infourok.ru; multiurok.ru; prezentacii.com; жетоны для работы в группах, эмблемы (для каждой группы), подборка материала для групп, дерево, ладошки, выставка книг, рисунков по теме урока
Оборудование учащихся: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, задания для групп, сообщения учащихся, толковые словари
Этапы | Время | Цели этапа | Пед. инструментарий | Содержание | УУД | Оценка | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | 2 мин. | Создать условия для возникновения у ученика эмоционального настроя, внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Звучит песня «Дорогою добра», чтение учителем наизусть стихотворения, презентация (1 слайд) | - Придумано кем-то Просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!» «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!» И каждый становится добрым, доверчивым, доброе утро длится до вечера. Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнем урок с хорошим настроением. | Учащиеся слушают стихотворение, улыбаются друг другу, здороваются с гостями | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действия смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
II. Актуализация знаний учащихся | 5 мин. | Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы | Проблемный метод Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2) (слайд №3) | - Ребята, давайте вспомним, как называется наш курс. - О каких понятиях мы говорим на уроках нашего курса? - К какой категории относятся эти понятия? - Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 3 группы. Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. По наличию эмблемы: солнышко – 1 группа, бабочка -2 группа, цветок-3 группа. Займите свои места. Предлагаю вам просмотреть отрывок из мультфильма - Как повлияли на медвежонка эти два слова «просто так»? (вопрос задается перед просмотром мультфильма) Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности? На карточках шифровка измальрут Да, такое качество называют альтруизмом. Вам бы хотелось узнать об этом понятии? Итак, определите цели урока. (Рассмотреть новые понятия, обсудить поступки людей и их пользу для общества). Тема урока: альтруизм и эгоизм | Размышляют, высказывают свое мнение. Делятся на группы. Распределяют роли. Повторяют правила работы в группе (приложение № 1 ) (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы, задания для групп Смотрят мультфильм, отвечают на вопросы, рассуждают Определяют цель урока | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: Контроль, коррекция. | Словесная |
III. Открытие нового знания. I группа – «Экспресс-группа» II группа – «Аналитики I» III группа – Аналитики II» Физкультминутка (Снеговик) Презентация от каждой группы | 10 мин. 2 мин. 7 мин | Умение работать в группе, организовывать сотрудничество. Умение делать выводы, обобщать, находить правильное решение. Умение анализироватьвыделять главное в данной информации. | Практико-ориентированный подход Проблемный метод Самостоятельная работа Интервью презентация (слайд 4) Куловерова Вероника читает наизусть стихотворение (статус ОВЗ) Притча «Пахарь и крот» В.А.Сухомлинский презентация (слайд 5) (слайд №6 - №7) Игра «Подбери антонимы» презентация (слайд 8) презентация (слайд 9) Выступления детей Презентация (слайды 10, 11,12) презентация (слайд 13) презентация (слайд№14) | - Я предлагаю вам в течение одной минуты поразмышлять и попробовать объяснить значение слова: «альтруизм». - Благодарю вас за ответы.. Теперь нам предстоит доказать, правы ли в наших суждениях Работа групп (1-опрос прохожих, гостей; 2-поиск в словаре; 3-в учебнике) - Слово для выступления представляется «Экспресс-группе» Что же ответили прохожие? - Благодарим членов группы за работу. - Слово группе «Аналитики I», которая рассматривала понятие «альтруизм» в словаре. Благодарим членов группы «Аналитики I», - Слово группе «Аналитики II», работавшей над значением слова «альтруизм» в учебнике. Правы мы были? Определение альтруизм Человек, любящий других больше себя, отдающий предпочтения интересам других - альтруист Вероника прочитает стихотворение М.Исаковского « Вишня» (приложение №2) Вопросы: Можно ли героя стихотворения назвать альтруистом? Почему? Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский) (приложение №3) - Для чего Пахарь пахал землю? - Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря? - Для кого трудился крот? - Для кого работал Пахарь? - Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему? - Пахарь – альтруист, а крот? - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (приложение №4) Давайте познакомимся с понятием эгоизм в учебнике (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. Эгоист –это человек, любящий себя больше других. Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб». Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями. - Ребята, у нас сложились определенные представления о двух новых нравственных понятиях. На столах у вас лежат карточки со словами, выберите из них синонимы к понятию альтруизм и эгоизм. (приложение №5) –Среди этих слов есть слово - МИЛОСЕРДИЕ. Этот термин не популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов. А ведь движение милосердия имеет целую историю. (приложения №6,№7,№8) -А знаете ли вы, кто такой волонтёр? Волонтёр — человек, добровольно занимающийся общественно полезной деятельностью. -Можно ли волонтёра назвать альтруистом? (Да, за свою помощь он не требует награды, действует на благо других людей) - У каждого волонтёра есть личная книжка. Личная книжка волонтера предназначена для учета волонтерской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Любой гражданин РФ в возрасте от 14 (с момента получения паспорта) до 30 лет может получить Личную книжку волонтера. В нашем селе и школе существует традиция проведения субботников, когда каждый житель города, ученик школы принимает участие в наведении порядка в своем городе, дворе, территории школы. Другая традиция нашей школы – поздравление ветеранов войны и педагогического труда с праздниками. Все это проявления альтруизма. | Размышляют, высказывают свое мнение. Мнения детей разделились. Находят информацию из разных источников, делают выводы, сообщения от групп Слушают, анализируют Анализ, выводы Группа защищает свою работу. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, контроль, коррекция. | Словесная. «Молодцы вы справились с заданием.» |
IV. Первичное закрепление Работа с учебным пособием (с. 30-31). Работа над осмыслением предложенных ситуаций. | 3мин 2 мин 7мин | Практико-ориентированный подход Проблемный метод Самостоятельная работа Беседа Демонстрационный метод Взаимообъяснение На доске рисунок | - Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу они какие? (противоположные) - Действительно. Альтруизм противостоит эгоизму. На доске изображен отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? -Как ведёт себя человек по отношению к другим людям? (он отдаёт всё, что имеет) -Это хорошо? - А вот я вижу, что в конце он сам остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку! Как вы думаете, кто такой разумный эгоист? - Что назовём золотой серединой. Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу Каким качеством должен обладать человек? (разумным эгоизмом) Послушайте ещё одну притчу Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера»). Дети: Всего должно быть в меру. Где на этом отрезке находится разумный эгоизм? Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким. Учитель читает стихотворение (приложение №9) - Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания. Работа с пословицами. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. (приложение№10) Соотнесите поступки с изученными понятиями. ( приложение №11) Проективная методика «Ваша способность к сопереживанию» (приложение №12) Какие альтруистические поступки можете совершить вы? Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь? Всегда ли нужно бездумно действовать? Дети: В жизни нужно стараться соверщать только хорошие поступки, делать людям добро, заботиться о младших, о престарелых людях, не грубить и т. д. | Работают с текстом учебника. (с. 30-31) Учащиеся -анализируют, сопоставляют ранее полученные знания с изученными понятиями, - оценивают поведение героев, - делают выводы, - объясняют, как бы они поступили в данных ситуациях. Проверяют самостоятельно путем сличения с правильными своих ответов. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств. Предметные: смысловое чтение, анализ, синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные. | Словесная. | |
V. Домашнее задание (на выбор) | 1 мин. | Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор. | Эмоционально-ценностный подход. Проблемно-поисковый метод. (слайд №15) | Найди 5 пословиц на тему сегодняшнего урока. 2. Сочини сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм» 3. Создай иллюстративный материал, раскрывающий изученные понятия | Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: целеполагание контроль, коррекция, саморегуляция. | ||
VI. Оценка деятельности учащихся | 3мин. | Формирование умения оценивать собственную деятельность на уроке. | Технология сотрудничества Наглядный метод | Предлагаю создать «Солнышко альтруистических поступков». -Представьте, что эти ладошки – лучики волшебного солнышка. Вспомните, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на ладошке и поместите на солнце. | Подводят итоги своей деятельности Каждый пишет свой альтруистический поступок, прикрепляет к солнышку | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: согласование действий с партнером. | Самооценка Словесная |
VII. Рефлексия деятельности (внешняя и внутренняя) | 3мин | Формирование умения вычленить затруднение и определить путь его дальнейшего устранения. | Беседа Проблемный метод (слайд №16) (слайд №17) | Рефлексию в технике «Закончите предложения». Поблагодарить детей за работу, гостей за потраченное время. Вручить детям и гостям подарки. | Учащиеся должны закончить предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось… Урок дал мне для жизни | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция, оценка, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
Доклад в рамках стажировочной площадки по ФГОС "Механизмы реализации универсальных учебных действий посредством современных педагогических технологий"
Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний («знаю, что…») к области умений («знаю, как…»). Поэтому уже Стандарт пе...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Разработка открытого урока в рамках недели английского языка на тему "Животные" . УМК "Spotlight 2”
Представлена разработка урока-концерта, проводимого в соревновательной форме. Дополнительно представлены материалы (стихи, загадки собственного сочинения), составленные автором разработки для драматиз...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...
Самоанализ урока литературного внеклассного чтения в 3-м классе, подготовленного и проведённого в рамках стажировочной площадки.УМК «Школа России»
Тема урока Е.И.Носов «30 зерен»Цель: познакомить с произведением Е.И. Носова «Тридцать зерен» ,используя приёмы смыслового чтения, при котором достигается понимание...