урок ОРКСЭ по теме "Совесть и раскаяние"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме "Совесть и раскаяние"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_k_konkursu.docx | 23.33 КБ |
sovest.ppt | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ в 4 классе
по теме
« Совесть и раскаяние»
Предмет: ОРКСЭ. Модуль: Основы православной культуры
Класс: 4
Учитель: Бугаева Лариса Игоревна
Тема: Совесть и раскаяние.
Тип урока: Открытие нового знания.
УМК А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности за свои поступки, раскаяния.
Задачи:
Обучающие : уточнить понятия слов "добро", "зло", "грех", "совесть", "раскаяние" "покаяние", установить связь между этими понятиями в русской православной культуре; раскрыть этапы, составляющие раскаяние (покаяние).
Развивающие: развивать навык самостоятельной работы и работы в парах, способность к самооценке. Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки.
Воспитательные: воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, развитие самостоятельности.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (работа в паре).
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность действий, самостоятельно оценивать результат своих действий;
Познавательные: дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «грех», «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
Оборудование: компьютер, проектор.
Материал к уроку: презентация, учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры», 4 класс;
Раздаточный материал: карточки для работы в парах, карточки для работы индивидуально.
Ход урока
СЛАЙД 1.
- Актуализация знаний. Ситуация на успех.
Дети заходят парами в кабинет, расходятся, образуя круг.
Давайте с вами обнимемся и над Землёй поднимемся.
Тепло сердец соединим и станем солнышком одним!
Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и пожелайте всего хорошего.
Дети садятся за свои столы.
Я желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое. Ребята, сегодня, как и всегда вы будете работать индивидуально и в парах.
СЛАЙД 2.
2. Проверка усвоения предыдущей темы.
- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке)
- Мы каждый день заботимся о своем теле - умываемся, делаем зарядку, чистим зубы, если на улице плохая погода, то тепло одеваемся. А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)
- Подумайте и решите сейчас для себя, какие качества души вы хотели бы иметь и подчеркните их зелёным карандашом, а красным карандашом - то, с чем бы вы хотели бороться. Положите перед собой карточку №1 и начните работу! (Самостоятельная работа на карточках по вариантам)
I Правдивость Смелость Доброта Щедрость Высокомерие Сострадание Равнодушие | II Общительность Трусость Скромность Жадность Хамство Бесстрашие Мужество | III Зависть Верность Великодушие Милосердие Уважение Отвага Пренебрежение | IV Замкнутость Предательство Злорадство Вежливость Стойкость Добродушие Приветливость |
Обсуждение выбора детей
Ребята, вы хорошо разбираетесь в положительных и отрицательных качествах души.
3. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы урока.
СЛАЙД 3.
- Посмотрите, на слайде записаны пословицы и поговорки, подумайте, какое слово в них пропущено. (Совесть) Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ответы детей)
- Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние". Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.
4. Знакомство с новым материалом.
- Послушайте аудио рассказ Л.Н. Толстого « Старый дед и внучек» https://yandex.ru/video/preview?filmId=4190545942813545048&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dq1mOh0dMqjM&text=%D0%9B.%20%D0%9D.%20%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9%20%22%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%B4%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BA%22&path=sharelink и ответьте на вопрос почему родители заплакали. (ответы детей)
Обычно совесть укоряет нас, ругает, грызёт, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много крылатых выражений (фразеологизмов). Мы говорим: "совесть спать не дает", "испытывать угрызения совести", "мучает совесть".
СЛАЙД 4.
- Посмотрите на эти картинки и подумайте, какие качества души символизируют эти сказочные персонажи? (ответы детей)
Работа с учебником.
- Давайте прочитаем, что такое добро? Что такое зло? С. 36 вашего учебника. Какой синоним можно подобрать к слову "зло " в православии? (грех). В русском языке слово "грех" по значению соответствовало понятию "ошибка". Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.
- Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужна совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. Какой же сделаем вывод?
- Что значит "добро", "зло", "грех" в православии? Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.
СЛАЙД 5.
Просмотр и обсуждение видеофрагмента.
- Посмотрите видеофрагмент, который рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр предал своего Учителя.
(Просмотр видеофрагмента)
- Как вы думаете, почему апостол Пётр плакал в конце сюжета?
- В этих слезах обновилась его душа, и он стал бесстрашным проповедником учения Христа, за что был в последующем казнен.
Давайте прочитаем об отречении Петра в учебнике.
СЛАЙД 6.
Как вы думаете, что помогло апостолу Петру осознать свою ошибку? (ответы детей)
Работа с текстом учебника.
- Прочитайте раздел "Работа совести"
5. Закрепление материала.
- Найди и прочитай, какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести? Какая важная особенность у совести? Что же является главным в жизни человека?
- Давайте сделаем вывод: самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью.
Физминутка (Видео на песню М.Минкова, Ю. Энтина "Дорогою Добра") https://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI .
- А сейчас встаньте, и сделаем под музыку несколько упражнений.
6. Работа с текстом учебника.
- Я надеюсь, что вы всегда будете идти дорогою добра, но, к сожалению, это не всегда получается.
- Мы совершаем ошибки, но в наших силах их исправить. В этом помогает человеку умение раскаяться. У христиан есть три шага в раскаянии, давайте прочитаем об этом в учебнике (с. 38 - 39).
Работа в парах.
- Ребята, на столах лежат карточки, вам необходимо установить последовательность шагов в раскаянии у христиан. А после мы сверимся со слайдом.
СЛАЙД 7.
- Молодцы!
7.Домашнее задание.
С 51- 57 читать, отвечать на вопросы с 57, сочинить историю на тему: «Совесть проснулась».
8. Итог урока.
- Мы сегодня на уроке говорили о таких важных для всех понятиях, как совесть и раскаяние. Этот разговор не может закончиться на нашем уроке, потому что впереди у нас вся жизнь, которая заставит нас разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.
Закончим наш урок стихотворенем А. Лопатиной и М. Скребцовой "Что такое совесть?", прочитает его Сыроваткина Алена.
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
9. Рефлексия.
- Ребята, обратите внимание, у нас на доске прикреплены два солнышка – одно грустное, а другое веселое. На столе лежат ладошки.
- Те, кто согласен с фразой - « Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным.»- прикрепляют ладошки к веселому солнышку.
- А кто согласен с фразой– «Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения»- прикрепляют ладошки к грустному.
- Спасибо за урок!
СЛАЙД 8.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угрызение … сильнее кнута. … проснулась. Без зазрения … . Работать – так на … . Без рук, без ног – калека, без … – полчеловека. Нечистая … спать не даёт. СОВЕСТЬ
это то, что способствует росту души это то, что удаляет от этих добрых целей помогает людям это недоброе чувство, мысль или дело радует Бога Добро? Зло? Грех?
Апостол Пётр
Шаги в раскаянии Согласие человека с протестующим криком своей совести 2. Переворот своих стремлений 3. Покаянные молитвы к Богу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Совесть и раскаяние"
ОРКСЭ Модуль "Основы православной культуры"урок с мультимедийной презентацией...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....
Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....
Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...
Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания" (УМК "Основы мировых религиозных культур", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания. Цель урока: формирование представлений у обучающихся о появлении понятий «добро» и «зло» в мировых религиях.Задачи урокаПлан...