Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Цели:
познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;
формировать у обучающихся представления о совести и раскаянии, о добре и зле, как качествах характера, проявляющихся в поступках;
формировать умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки;развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;воспитывать стремление к хорошим поступкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/zhuravkova-nadezhda-mihaylovna | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Журавкова Надежда Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ Михновская СШ
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние»
(по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
Тип урока: комбинированный урок.
Цели:
познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;
формировать у обучающихся представления о совести и раскаянии, о добре и зле, как качествах характера, проявляющихся в поступках;
формировать умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки;развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли;
воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру;воспитывать стремление к хорошим поступкам.
Оборудование:
- Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб .для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.: ил.
- Презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- Добрый день, дети.
- Вначале нашего занятия я бы хотела знать ваше настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.
- Повторяйте за мной:
Я хороший добрый человек,
Всем детям в классе я желаю здоровья, радости.
Задание №1. Карточки со словами, размещены на доске. Их надо расположить в правильном порядке, чтобы получилась фраза«Жить в ладу со своей совестью».
- У меня есть еще одно пожелание, оно напечатано на отдельных карточках. Соберите слова по смыслу.
- Прочитает дружно эту фразу. («Жить в ладу со своей совестью».)
- Молодцы!
- Актуализация опорных знаний
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке? (Мы говорили с вами о душе человека).
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
3. Сообщение темы, постановка целей.
- Я прочитаю вам небольшой рассказ, а внимательно послушайте и подумайте о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!
- Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (О совести)
- А теперь вместе подумаем, с какой целью мы будем об этом говорить.
- Что нам может помочь в постановке целей? (Учебник)
- Давайте откроем учебник на с.36 (Сегодня на уроке вы узнаете: о подсказках совести, как исправлять ошибки).
4. Объяснение нового материала
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению. Продолжите мою фразу: «Совесть – это…»
Задание №2. Работа с дополнительным источником. Поиск определений в словаре (если есть возможность: поиск в Интернет-источнике). Форма работы: групповая.
- А как толкуют значение этого слова авторы словарей. Предлагаю группам поискать определение слова «совесть» в разных словарях.
1 группа. БСЭ. Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
2 группа. Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее от лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.
3 группа. Совесть (по Ушакову) - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
- Скажите, наши предположения о том, что такое «совесть» оказались верными?
- Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро».(Ответы детей)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».
- Назовите антоним слова «добро». (Зло).
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия.
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
На доске.
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
Задание №3. Привести по одному примеру доброго и недоброго дела. Форма работы: в парах.
- А сейчас предлагаю вам поработать в парах. Приведите по одному примеру доброго и недоброго дела.
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему? (Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
Задание №4. Рассматривание портрета апостола Петра.
- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра.
- Какое выражение лица у него? Почему?
- Найдём ответ на этот вопрос в учебнике. (Мученическое, так как он совершил грех).
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (Ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
Задание №5. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
-Для того, чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу.
- Узнаем в чем же заключается работа совести.
- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37.
-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести? (ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека?(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
- Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Три шага в раскаянии.
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
- Откройте стр. 38 учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» про себя чтобы узнать, какие шаги существуют в раскаянии.
а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии? (Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?(Сожаление о том, что сделано)
-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?
(И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)
б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?(Готовность исправить свой поступок)
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра. (В этих слезах обновилась его душа.Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)
в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.
- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.
г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу.Самая простая из них – «Господи, прости!»)
- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
- Найди дело противоположное греху.
Укал - … Верни
Солгал – …Наберись сил сказать правду
Пожадничал –… Подари
Сказал злое слово - …Попроси прощения
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
5. Подведение итогов урока
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним цели, которые мы ставили в начале урока?
- Что такое совесть?
- О каких подсказках совести мы узнали?
- Как исправлять ошибки?
- Какие понятия для вас были новыми?
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо.
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
6. Домашнее задание
Учебник: стр.39, вопросы.
Сочинить сказку на тему: «Совесть пропала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс
Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие
Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....
Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»
Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...