презентация к уроку по теме "Совесть и раскаяние"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Вера Стрельбицкая

ОРКСЭ Модуль "Основы православной культуры"

урок с мультимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon strelbitskaya_v.v.zip2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозных культур

и светской этики» 4 класс

Модуль «Основы православной культуры»

Тема «Совесть и раскаяние»

                                                     Выполнила

учитель начальных классов

                                                                      МБОУ-гимназии №2

                                                  Г. Тулы

                                                                  Стрельбицкая В.В.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.

Задачи.

Образовательные:

  • дать представление о том, что включают в себя слова «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
  • показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока.

Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В.,Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого «Детство» (отрывок), мультимедийная презентация.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)

- В православии «добро» - это то, что:

  • помогает росту души человека;
  • помогает другим людям;
  • радует Бога.

Дифференцированная работа.

- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой.

- Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)

- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев «Цветик-семицветик», героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева «Три товарища», Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).

– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?  (Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.)

- Назовите антоним слова «добро». (Зло)

- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)

- В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)

- В православии грех – это:

  • недобрые чувства;
  • недобрые мысли;
  • недобрые дела

- Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).

- По православным понятиям она совершила грех.

- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)

- Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)

- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)

- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии).

- А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни».

3. Открытие новых знаний. Работа с понятием «Совесть».

- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова «Совесть», а вторая – «Раскаяние». (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)

- Так что же такое «Совесть»? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).

- Что такое «Раскаяние»? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке).

- Давайте обратимся к понятию «Совесть» (Учебник страница 36.)

- Чтение отрывка статьи «Отречение Петра».

- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)

- Посмотрите на его портрет. Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)

- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.)

- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)

- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)

Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда.

Стыд - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха. Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.

- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.

- Какие важные дела совершает совесть?

1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.

- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.

- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.)

Дифференцированная работа.

I группа.

Задание 1.

- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?

- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.

II группа.

Задание на карточках.

- Внимательно прочитайте стихотворение «Что такое совесть?» и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.

- Ответьте на вопрос «Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ».

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова)

Проверка.

4. Работа с понятием «раскаяние».

- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)

- Что главное в понятии «раскаяние» в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.

- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)

- В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1.Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.

- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

- Найди дело, противоположное греху:

Украл? – Верни!

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари!

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

Спешите делать ДОБРО!

5. Закрепление.

- Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство» и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке. (Действие сцены, которое будет прочитано ,происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).

Учитель читает отрывок из повести:

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Вопросы учителя по тексту:

- Как меняется настроение мальчика? (Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).

- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

6. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

- Как вам кажется, кто изображен на картине?

- В какой момент жизни изображены два человека?

- Почему один из них не показан лицом зрителю?

- Почему он стоит на коленях?

- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.

- Знаете ли вы, как называется картина?

- Какой сюжет лёг в её основу?

- Из какой книги этот сюжет?

7. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:

- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я(буду) не буду … .

8. Итог.

- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.

Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....

Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс

Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".

Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....

Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....

Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.

quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....


 

Комментарии

Пашинина Алла Леонидовна

Крайне глубокий материал.Автор использует разнообразные приёмы организации урока. Спасибо.