презентация к уроку по теме "Совесть и раскаяние"
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
ОРКСЭ Модуль "Основы православной культуры"
урок с мультимедийной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strelbitskaya_v.v.zip | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозных культур
и светской этики» 4 класс
Модуль «Основы православной культуры»
Тема «Совесть и раскаяние»
Выполнила
учитель начальных классов
МБОУ-гимназии №2
Г. Тулы
Стрельбицкая В.В.
Цель урока: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи.
Образовательные:
- дать представление о том, что включают в себя слова «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В.,Москва, Просвещение, 2010), рабочие тетради, текст повести Л.Н. Толстого «Детство» (отрывок), мультимедийная презентация.
Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)
- В православии «добро» - это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
Дифференцированная работа.
- Дома вы выполняли различные задания со словом «добро»: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Расскажите, как вы справились с данной работой.
- Какие словосочетания вы составили со словом «добро»? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)
- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев «Цветик-семицветик», героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева «Три товарища», Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).
– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.)
- Назовите антоним слова «добро». (Зло)
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)
- В православии у слова «зло» есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)
- В православии грех – это:
- недобрые чувства;
- недобрые мысли;
- недобрые дела
- Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).
- По православным понятиям она совершила грех.
- Чем заканчивается данный рассказ? («И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть»)
- Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)
- Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)
- Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии).
- А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни».
3. Открытие новых знаний. Работа с понятием «Совесть».
- Работаем в группах. Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова «Совесть», а вторая – «Раскаяние». (Работа с книжным словарём и электронным на компьютере)
- Так что же такое «Совесть»? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом).
- Что такое «Раскаяние»? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке).
- Давайте обратимся к понятию «Совесть» (Учебник страница 36.)
- Чтение отрывка статьи «Отречение Петра».
- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)
- Посмотрите на его портрет. Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)
- Про совесть говорят, как про живое существо: «Совесть без зубов, а грызёт». Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас.)
- Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
- Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки «по совести», у нас тогда возникает чувство стыда.
Стыд - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха. Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.
- Какие важные дела совершает совесть?
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.)
Дифференцированная работа.
I группа.
Задание 1.
- Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?
- Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.
II группа.
Задание на карточках.
- Внимательно прочитайте стихотворение «Что такое совесть?» и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.
- Ответьте на вопрос «Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ».
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
Проверка.
4. Работа с понятием «раскаяние».
- Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)
- Что главное в понятии «раскаяние» в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)
- В чём состоит первый шаг в раскаянии? 1.Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии? 2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии? 3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее). Внимательно посмотрите на схему в тетрадях.
- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
- Найди дело, противоположное греху:
Украл? – Верни!
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари!
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
Спешите делать ДОБРО!
5. Закрепление.
- Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство» и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке. (Действие сцены, которое будет прочитано ,происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).
Учитель читает отрывок из повести:
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
«Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
Вопросы учителя по тексту:
- Как меняется настроение мальчика? (Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).
- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?
6. Работа с репродукцией картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».
- Как вам кажется, кто изображен на картине?
- В какой момент жизни изображены два человека?
- Почему один из них не показан лицом зрителю?
- Почему он стоит на коленях?
- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.
- Знаете ли вы, как называется картина?
- Какой сюжет лёг в её основу?
- Из какой книги этот сюжет?
7. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на экране, и которые я попрошу вас закончить:
- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я(буду) не буду … .
8. Итог.
- Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс
Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....
Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....
Презентация к уроку Иудаизм. "Во что верят иудеи".Часть 1 презентации к уроку Иудаизм.
quot;Во что верят иудеи" - часть 1 презентации - сопровождения к урокам модуля "Основы мировых религиозных культур" по теме "Иудаизм"....
Комментарии
ОРКСЭ
Крайне глубокий материал.Автор использует разнообразные приёмы организации урока. Спасибо.