Материалы к рабочей тетради по курсу Основы светской этики
учебно-методическое пособие по орксэ (4 класс)
Материалы к рабочей тетради по курсу Основы светской этики можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе как дополнительное пособие к урокам. Все материалы составлены на основе учебника А.И.Шемшуриной "Основы светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_etika.docx | 194.18 КБ |
2_dobrota.docx | 324.4 КБ |
3_obshchenie.docx | 273.91 КБ |
4_dobrye_dela.docx | 202.54 КБ |
6_pravila_povedeniya.docx | 52.54 КБ |
11_priroda.docx | 198.47 КБ |
12_rodina.docx | 896.22 КБ |
13_zhizn_sredi_lyudey.docx | 91.08 КБ |
15_kollektiv.docx | 61.46 КБ |
17_zolotoe_pravilo.docx | 657.67 КБ |
18_zhizn_cheloveka.docx | 106.43 КБ |
19_dobrye_postupki.docx | 34.25 КБ |
20_miloserdie.docx | 156.56 КБ |
21_zhizn_vo_blago.docx | 121.09 КБ |
22_nravstvennaya_ustanovka.docx | 34 КБ |
23_dostoinstvo.docx | 96.2 КБ |
24_umenie_proshchat.docx | 99.21 КБ |
25_etika_postupkov.docx | 561.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Этика - это _______________ о ______________________
жизни человека.
Основатель науки - _________________________
_________________________
Раскрась рисунки, на которых показаны те поступки, которые ты совершаешь:
Пословицы о вежливости:
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Предварительный просмотр:
Добрым жить
На белом свете веселей!
Доброта – это ______________________________________________________________________________________________________
Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, | чтобы тебя не погубило зло | |
Твори добро, чтобы любя | От доброго – добро, От злого – зло родится | |
Худо тому, | добро нашло тебя | |
Зла не верши, | Но зло творится без труда, Добро – творить трудней | |
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. | кто добра не делает никому |
Раскрась добрые поступки,
котор ые ТЫ совершае шь:
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
ДЛЯ ВСЕХ
Общение - _____________________________________________
В общении важно ______________________________________
_______________________________________________________
Соедини:
Запиши золотое правило этики:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши качества героев с точки зрения золотого правила нравственности:
Выполни одно из заданий со стр.19.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Пользуясь толковым словарём, запиши определения:
Добро – это______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Зло – это ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Прочитай, выскажи своё мнение.
Запиши на лучиках солнца добрые поступки, которые ты совершаешь:
Предварительный просмотр:
. Вставь пропущенные слова.
Правила поведения в театре.
- Главное правило – приходить ________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.
- Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _____________________ряда, остальным нужно подождать.
- У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _______________к сидящим.
- Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _____________(перерыва) сесть на своё место.
- Нельзя в театре занимать _______________места!
- В театр приходят ____________одетыми, ведь это праздник.
- Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.
- Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия ______________мобильные телефоны.
- Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов _______________,
- Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз.
- На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ____________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра.
Слова для справок.
Бутерброды
вежливы
красиво
лицом антракта
яблоки
аплодисментами
середине
чужие
вовремя
отключ
Что такое этикет
Выбери наиболее точное, на твой взгляд, определение этикета
Предварительный просмотр:
Природа-
волшебные двери
к добру и доверию
Расшифруй слово «природа»
П - __________________
Р - __________________
И - __________________
Р - ___________________
О - ___________________
Д - ___________________
А - ____________________
Оживи картинку
Отгадай загадки
Крыльев нет, но я летаю.
Я незрим, неосязаем.
Но, как только осерчаю,
Берегись, я с ног сбиваю. ______________________
Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. _____________________
Если Луна Солнца свет закрывает,
То на Земле темнота наступает.
И это вот явление
Зовем мы все… _________________________
Им мы дышим, газы в нем.
Как его мы назовем? _______________________
Напиши небольшое сочинение (5-6 предложений), что для вас значит природа.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Запиши однокоренные слова к слову «родина»
_________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Заполни пропуски в предложениях.
Мы живём в замечательной стране, имя которой – ___________________________________ .
Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней.
Основной закон нашего государства – _________________________ .
Столица России – город __________________________ .
Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.
Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.
Раскрась флаг и гимн Российской Федерации
Назови элементы герба Российской Федерации ______________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Что, по-твоему, символизируют цвета флага РФ? Белый - _____________________________________ Синий - _____________________________________ Красный - __________________________________ |
Запиши в тетрадь стихотворный или прозаический текст о Родине, который нашёл отклик в твоей душе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЖИЗНЬ ПРОТЕКАЕТ
СРЕДИ ЛЮДЕЙ…
Выпиши одно из высказываний мудрых людей с.60-61.
Объясни, как ты понимаешь эти слова.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Я (согласен, думаю, считаю), что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание «Найди соответствие».
Нужно стрелочками соединить понятие и его определение.
Толерантность | Бережное отношение к людям, следование принципу «что неприятно мне, может быть неприятно и ему». | |
Этикет | Понимание весомости, значимости другого человека. | |
Уважение | Норма поведения человека в окружении других людей. | |
Такт | Способность человека принять окружающих людей такими, какие они есть: с их недостатками, иными верованиями, не пытаясь их переделывать и «подстраивать» под себя. |
«Цветок души»
Перед тобой твой цветок души. Напиши в центре своё имя.
На двух лепестках напиши два главных качества, которыми ты обладаешь.
Попроси своих друзей, учителя, родных написать на других лепестках другие твои качества.
После этого раскрась цветок, как посчитаешь нужным.
Предварительный просмотр:
Коллектив
начинается с меня
Самое важное качество для жизни в коллективе – это
_________________________________________________________
Подумай и запиши, как ты можешь проявлять это качество:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Закончи фразу»
-Мне нравится, когда мои друзья… ___________________________
-Я не люблю, когда меня… __________________________________
-Мне очень приятно говорить друзьям…_______________________
-Своими друзьями я всегда…_________________________________
-Я могу дружить с теми, кто…________________________________
-Со мной можно дружить, потому что…_______________________
Вспомни произведения (рассказы, стихи, сказки, басни), где говорится о коллективе (с хорошей или, возможно, с плохой стороны).
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
________________________________________________
_______________________________________________
Соедини части пословиц:
Берись дружно - | а с горы и один столкнёт. |
Без коллектива | и не будет грузно. |
В гору-то семеро тащат, | а прутья по одному переломаешь. |
Веника не сломаешь, | Большая сила. |
У коллектива | жизнь несчастлива. |
Предварительный просмотр:
Ежели душевны вы
И к этике не глухи
Вспомните основные понятия этики, заполните кроссворд:
- Как можно назвать идеальные правила поведения человека, принятые в конкретном обществе?
- Способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и этим оказывать поддержку.
- Это место, куда люди возвращаются с радостью и гордостью, за которым стоит человек любой национальности, любит это место и бережёт его.
- Группа людей, объединённых совместной деятельностью или решением общих задач.
- Это суть человека, его внутренний мир. Именно в ней находит отклик всё происходящее с самим человеком и с окружающим его миром людей.
Запиши золотое правило этики:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Проанализируй действия героев рисунка. Найди своё место среди героев, поставь в кружочке значок √.
Выполни домашнее задание со с. 80 учебника
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА
Выполни задание с.82 учебника
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите одно из изречений мыслителей с.84, подготовьтесь его объяснить:
В чём, на твой взгляд, заключается смысл жизни? Нарисуй это на схеме.
Вставь пропущенное слово.
- Счастье родителей зависит от ______________________ их детей.
- Высшая ценность для человека – это его ____________________________
- Жизнь каждого человека ценна для ________________________________ .
- В процессе жизни человек утверждается как ______________.
Слова для справок: личность, счастья, общества, жизнь
Выполни домашнее задание с.85 учебника.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ЧЕЛОВЕК РОЖДЕН
ДЛЯ ДОБРА
Прочитай сказку, запиши основную мысль.
Л. Н. Толстой «Белка и волк»
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня.
Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Распредели качества человека в два столбика:
Обман, насилие, взаимовыручка, помощь, хвастовство, трудолюбие, мужество, честь, жестокость, скромность, милосердие, честность, хитрость,совестливость, лживость, справедливость, выдержка, эгоизм.
Добро | Зло |
Выбери правильный ответ:
• Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу; б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу; г) забыть о неприятной просьбе.
• Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания; б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу; г) бескорыстно и сознательно.
• Укажи поступок, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь; б) насилие; в) унижение; г) обман.
• Что является последствием злых дел?
а) вражда; б) радость; в) мирное сосуществование; г) дружба.
Предварительный просмотр:
Объясни слова:
Сочувствие - ____________________________________________
Сопереживание - ________________________________________
Сострадание - ___________________________________________
Знаменательные дни милосердия и сострадания
9 мая – День Победы.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
1 июня - Международный день защиты детей.
9 июня – Международный день друзей.
1 октября - День пожилых людей.
16 ноября – День толерантности.
3 декабря - Международный День инвалидов.
Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Группа живущих вместе родственников.
2. Самое ценное, что есть у человека.
3. Самоотверженная, искренняя привязанность.
4. Проявление внимания к ближнему.
5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.
6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.
8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.
10. Место обитания всех этих чувств.
Подбери высказывания о милосердии:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Жизнь во благо
себе и другим
Допиши:
Жить во благо себе и людям – это значит ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты поступишь в данной ситуации?
-Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и __________________________________________________________________
-Ты нечаянно толкнул одноклассника__________________________________
-Тебе кто – то случайно наступили на ногу. Тебе больно и ты __________________________________________________________________
-Тебя посадили за парту с тем, кто тебе не симпатичен________________________________________________________
-Ты, идя по классу, смахнул тетрадь и другие вещи. Что ты будешь делать?
__________________________________________________________________
-Ты услышал, как тебя обозвали_______________________________________
-Леша, Рома долго болеют, ты_________________________________________
Нарисуй, как ты представляешь БЛАГО.
СПИСОК ДОБРЫХ ДЕЛ
Отметь «галочкой» те дела, которые тебе по силам выполнить. Подчеркни те, который ты выполняешь:
- Сделать легкую уборку в классе, дома, у престарелой одинокой соседки;
- Вымыть пол и освободить время маме;
- Убрать на кухне и помыть посуду;
- Развесить белье после стирки;
- Полить цветы в школе, дома. Полить клумбы у подъезда;
- Вынести мусор;
- Помочь родителям и одиноким соседям с мелкими покупками;
- Забрать посылки с почты;
- Вырвать бурьян на дачном участке, на клумбе вокруг дома;
- Организовать или участвовать в субботнике;
- Покормить бездомных животных, организовать со старшими теплые будки для зимы;
- Убрать в подъезде;
- Собрать мусор и бросить в урны на улице;
- Организовать и участвовать в построении кормушек для птиц, а также скворечников;
- Сделать горку из снега для крох;
- Вымыть качели и лавочки на своей площадке;
- Посадить цветы, кусты, деревья. Поливать и ухаживать за ними;
- Поднять настроение тому, кому грустно;
- Взять на себя часть обязанностей выходного дня, чтобы быстрее организовать досуг с родителями;
- Приготовить родителям завтрак и порадовать ароматным чаем или кофе;
- Приготовить сюрприз для друзей, учителя, бабушек и дедушек, родителей;
- Сделать объявление с добрыми пожеланиями и развесить на досках объявлений;
- Улыбнуться и пожелать хорошего дня!
- Здороваться, заходя в магазины, кафе, учебные заведения;
- Говорить родным, что их любят и всегда ждут дома;
- Помириться с теми, кто не нравится. Не обязательно дружить, но показать, что обиды на них не держишь;
- Перевести бабушку через дорогу;
- Делать комплименты, чтобы поднять настроение;
- Заряжать окружающих хорошим настроением;
- Стать наставником нуждающемуся в помощи ребенку;
- Устроить праздник для знакомых малышей.
Предварительный просмотр:
СЛЕДОВАТЬ
НРАВСТВЕННОй
УСТАНОВКЕ
Допиши:
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к ________.
Составьте крылатое выражение, которое принадлежит русскому писателю Льву Николаевичу Толстому.
- Думай
- – и мысли
- в добрые
- поступки.
- хорошо,
- созреют
Совершать хорошие поступки нам мешают отрицательные черты характера. Перечисли их:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь памятку, как преодолеть в себе эти недостатки:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)
1. Нарисуй свое дерево Мудрости и плоды нравственных достижений.
2. Напиши мини сочинение на тему: «Трудно ли быть человеком нравственным».
3. Подбери пословицы и поговорки из фольклора разных народов по теме занятия.
Предварительный просмотр:
Достойно жить
среди людей
Мои хорошие качества: Моя ближайшая цель:
Запиши с помощью толкового словаря:
ДОСТОИНСТВО – ЭТО ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши с помощью учебника:
ЖИТЬ ДОСТОЙНО – ЭТО ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какому термину соответствует следующее определение?
Уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.
Начни рисовать своё дерево мудрости.
Прочти стихотворение
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. (Р. Киплинг.)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы гордится этим званием?
Человек__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Уметь понять и простить…
Расшифруй слово:
П - _______________________________
Р - _______________________________
О - _______________________________
С - _______________________________
Т - _______________________________
И - _______________________________
С чего начать, чтобы не заболеть болезнью непрощения?
- Постарайтесь понять, что человек не только вам сделал больно, но и бумерангом получил ту же боль в своё сердце.
- Постарайтесь понять не только причину нанесённой вам обиды, но и эмоции и чувства этого человека.
- Представьте себя на месте другого человека со всеми его проблемами, неурядицами, жизненными сложностями.
- Будьте мудрее и великодушнее.
- Перестаньте обижать других.
- Никогда не прощайте обиды.
Составьте стихотворение:
Чтоб вернуть потерянное сердце.
А потом порой не хватит века,
Взял и бросил слово злее перца…
Как легко обидеть человека:
Готовность открыть человеку свой сокровенный, скрытый от посторонних мир мыслей и чувств.
Попробуем дать определение слову «ПРОСТИ» с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.
- горе
- радость
- терпение
- сострадание
- понимание
- откровенность
- искренность
Выполни домашнее задание с. 115 учебника
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Какому термину соответствует следующее определение?
Это - главное благо человека.
и | ь | н | ж | з |
Укажите мотив этического поступка.
- унизить соперника на соревновании, чтобы победить
- списать у одноклассника домашнюю работу, чтобы получить «отлично»
- помочь другу
- дружить с тем, у кого много денег, чтобы иметь больше вещей
С чего может начинаться хороший поступок?
- все варианты верны
- с желания помочь людям
- с чувства сопереживания кому-либо
- с того, что подсказывает сердце
- со стремления подарить радость
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики»
Программа курса «Основы светской этики» разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом метапредметных и внутрипредметных связ...
Рабочая программа ОРКСЭ по курсу "Основы светской этики"
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования....
Рабочая программа ОРКСЭ по курсу "Основы светской этики" 4 класс
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, с учетом требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, в конструкторе рабочих про...