Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа курса «Основы светской этики» разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Примерная программа в рамках курса «Основы светской этики». Шемшурин А.А. (под редакцией Шапошниковой Т.Д.), рекомендованной Министерством образования и науки (2012 г.)
Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики» позволяет решить следующие задачи:
- способствовать формированию у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
- создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;
- создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- способствовать развитию способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_4-a.docx | 85.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Кодификатор «Универсальные учебные действия»
Образовательной программы начального
общего образования МБОУ СОШ № 16
Л-00 | Личностные результаты освоения ООП НОО |
У выпускника будут сформированы | |
Л-01 | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
Л-02 | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы |
Л-03 | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Л-04 | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей |
Л-05 | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
Л-06 | основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности |
Л-07 | ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей |
Л-08 | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню |
Л-09 | развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
Л-10 | эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им |
Л-11 | установка на здоровый образ жизни |
Л-12 | основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения |
Л-13 | чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |
Выпускник получит возможность для формирования | |
Л-14 | внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний |
Л-15 | выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения |
Л-16 | устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач |
Л-17 | адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности |
Л-18 | положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика» |
Л-19 | компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности |
Л-20 | морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
Л-21 | установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках |
Л-22 | осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Л-23 | эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Р-00 | Регулятивные результаты освоения ООП НОО |
Выпускник научится | |
Р-01 | принимать и сохранять учебную задачу |
Р-02 | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем |
Р-03 | планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
Р-04 | учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения |
Р-05 | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи) |
Р-06 | оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области |
Р-07 | адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей |
Р-08 | различать способ и результат действия |
Р-09 | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках |
Р-10 | выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме |
Выпускник получит возможность научиться | |
Р-11 | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Р-12 | преобразовывать практическую задачу в познавательную |
Р-13 | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Р-14 | самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале |
Р-15 | осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания |
Р-16 | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
П-00 | Познавательные результаты освоения ООП НОО |
Выпускник научится | |
П-01 | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий |
П-02 | осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ |
П-03 | использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая концептуальные) для решения задач |
П-04 | строить сообщения в устной и письменной форме |
П-05 | ориентироваться на разнообразие способов решения задач |
П-06 | основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) |
П-07 | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
П-08 | осуществлять синтез как составление целого из частей |
П-09 | проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям |
П-10 | устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений |
П-11 | строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях |
П-12 | обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи |
П-13 | осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза |
П-14 | устанавливать аналогии |
П-15 | владеть рядом общих приемов решения задач |
Выпускник получит возможность научиться | |
П-16 | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет |
П-17 | записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ |
П-18 | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
П-19 | осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме |
П-20 | осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
П-21 | осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты |
П-22 | осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций |
П-23 | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
П-24 | произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач |
К-00 | Коммуникативные результаты освоения ООП НОО |
Выпускник научится | |
К-01 | адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе инструменты ИКТ и дистанционного общения |
К-02 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии |
К-03 | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества |
К-04 | формулировать собственное мнение и позицию |
К-05 | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
К-06 | строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет |
К-07 | задавать вопросы |
К-08 | контролировать действия партнера |
К-09 | использовать речь для регуляции своего действия |
К-10 | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
Выпускник получит возможность научиться | |
К-11 | учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной |
К-12 | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
К-13 | понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы |
К-14 | аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
К-15 | продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников |
К-16 | с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
К-17 | задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
К-18 | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
К-19 | адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
К-20 | адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Кодификатор «Чтение: работа с информацией»
Образовательной программы начального
общего образования МБОУ СОШ № 16
Ч1-00 | Получение, поиск и фиксация информации |
Выпускник научится | |
Ч1-01 | воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); |
Ч1-02 | осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; |
Ч1-03 | использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; |
Ч1-04 | работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); |
Ч1-05 | ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; |
Ч1-06 | составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги. |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч1-07 | находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях; |
Ч1-08 | систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.); |
Ч1-09 | хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадь и т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.). |
Ч2-00 | Понимание и преобразование информации |
Выпускник научится | |
Ч2-01 | определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; |
Ч2-02 | находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию); |
Ч2-03 | понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; |
Ч2-04 | интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; |
Ч2-05 | преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; |
Ч2-06 | анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч2-07 | соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; |
Ч2-08 | для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски; |
Ч2-09 | делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации. |
Ч3-00 | Применение и представление информации |
Выпускник научится | |
Ч3-01 | передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; |
Ч3-02 | использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; |
Ч3-03 | составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу; |
Ч3-04 | описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; |
Ч3-05 | по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т.п.; |
Ч3-06 | группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака; |
Ч3-07 | определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч3-08 | на основе прочитанного принимать несложные практические решения; |
Ч3-09 | создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию; |
Ч3-10 | выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). |
Ч4-00 | Оценка достоверности получаемой информации |
Выпускник научится | |
Ч4-01 | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; |
Ч4-02 | в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. |
Выпускник получит возможность научиться | |
Ч4-03 | критически относиться к рекламной информации; |
Ч4-04 | находить способы проверки противоречивой информации; |
Ч4-05 | определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. |
Пояснительная записка
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. Данная программа составлена к учебному модулю «Основы светской этики».
Цели обучения курса «Основы светской этики» в 4 классе:
- создать условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтнической России;
- содействовать средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;
- создать необходимые условия, обеспечивающие формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.
Программа курса «Основы светской этики» разработана на основе Концепции Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; Примерная программа в рамках курса «Основы светской этики». Шемшурин А.А. (под редакцией Шапошниковой Т.Д.), рекомендованной Министерством образования и науки (2012 г.)
Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики» позволяет решить следующие задачи:
- способствовать формированию у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
- создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;
- создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- способствовать развитию способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Особенности курса «Основы светской этики»
Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом, отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Действительно ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу? Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.
Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе модуля «Основы светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.
Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению, на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор родительским морализаторством, прямым навязыванием собственных планов и принципов.
Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
Основные особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»:
- Преподавание данного курса в школе отводится светским педагогам;
- Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
- Содержание всех модулей комплексного учебного курса и модуля «Основы светской этики» подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
- Содержание модуля «Основы светской этики» группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
- Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
- Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником - защитой творческих проектов. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики» в программе обучения:
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Структура курса
В связи с тем, что курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» вводится для преподавания в 4 классе в сентябре 2015-2016 учебного года, в примерную программу были внесены следующие изменения:
- курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 16» на 2015 – 2016 учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «основы светской этики» в 4 классе отводится 1 учебный час в неделю. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» изучается в течение трех триместров.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Проекты носят как индивидуальный, так и коллективный характер. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и дать его итоговую оценку за весь курс.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная (интерактивная)
Технологии обучения: личностно-ориентированный и деятельностный подход. Механизмы формирования универсальных учебных действий, информационной и читательской грамотности обучающихся: учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Особенности организации контроля по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики».
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная, парная, групповая письменная и устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с таблицами, кластерами, моделями.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Особое место отводится умению продуктивно работать с текстом. Работа с текстом позволит ученикам научиться «вдумчивому чтению»: «чтение с остановками», «чтение с пометками», составление синквейнов, хокку, системных кластеров, заполнение двухчастной таблицы «Дневник двойной записи» и другие.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Основы религиозны культур и светской этики», модуль «Основы светской этики».
Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты: Ученик научится:
- Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Осознанию себя как гражданина многонационального государства.
- Знаниям основ вероучений религий России.
- Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.
Ученик получит возможность научиться:
- Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;
- Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.
- Осознанным нравственным ценностям.
- Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;
- слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Ученик научится:
- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Работа с родителями и членами семей учеников
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета ОРКиСЭ будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка – семьей, школой, досугом. Привлечение родителей и членов семей школьников к урочной и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКиСЭ предполагает:
- создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, её задачах и возможностях;
- углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы светской этики», должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Первое родительское собрание во II триместре 3 класса., где излагаются задачи нового курса, структура и основное содержание. Второе родительское собрание – в конце III триместра 3 класса, где идет детальное изложение содержания уроков, форм, методов педагогической работы, особенностей избранного модуля.
Главная задача этих мероприятий – создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат – мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания (3-е), в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
4-е родительское собрание проводится в начале – середине Ш триместра 4 класса. В ходе родительского собрания идет подготовка учащихся и их родителей к завершающему этапу изучения курса, который включает дополнительные часы для проведения праздничных мероприятий. Дети с родителями готовят проекты «Герои России», «Мой дедушка (брат, отец) – защитник Родины», «Традиции и ценности моей семьи» и т.д. Обсуждается проведение праздника.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делить впечатлениями о прочитанном.
Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс «Основы религиозных культур и светской этики». Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения – приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействует сохранению и упрочению семьи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид кон троля Д/з | |||||
план | факт | Предметные результаты | мета предметные результаты | |||||||||
научится
| может научиться | Формированиие УУД | ||||||||||
Первый триместр (10 ч) Раздел 1. Знакомство с новым предметом. | ||||||||||||
1 | 01. 09 | Россия - наша Родина. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали. | Знать, по- нимать и принимать ценности: Отечество, нравствен- ность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонацио- нального на- рода России. | Л-01, Р-02, Р-07, Р-13, П-16, П-22, К-01, Ч1-01 | Творческая ра- бота «Состав- ление предло- жений со сло- вами Россия, Отечество, патриот, пре зидент, духов- ные цен ности» с.4-8 | ||||
2 | 08. 09 | Духовные ценности человечества. Культура. Религии. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали | . соблюдать общественные нормы нравственнос- ти и морали | Л-02, Л-06, Р-13 П-07, , К-04, К-07, Ч1-09 | Творческая работа «Составление предложений со словами куль тура». С9-17 |
Раздел 2. Знакомство с основами этики.
3 | 15. 09 | Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с основами этики | Иметь пред- ставления о светской этике и её роли в исто- рии и современнос ти России. | Р-07, Р-16, П-06, П-09, П-16, П-22, К-01, К-04, К-14, Ч1-01, Ч1-04 | с.р с18-23 | ||
4 | 22. 09 | Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Знакомятся с историей развития представле-ний человечества о морали и нравственнос-ти. | Л-06, Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, П-06, К-04, К-07, К-14, Ч1-01 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку С 24-29 |
Раздел 3. Этические учения о добродетелях.
5 | 02.10 | Что такое добродетель. (родители) | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Знакомство с основами светской морали | понимать значения морали в выстраивании конструктив- ных отношений в обществе | Л-01, Л-02, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-07, П-09, К-07, К-14 | Тест С30-32 | |
6 | 13. 10 | Учение Аристотеля о добродетелях. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Учение о добродетелях | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Л-01, Л-02, Л-06, Р-16, П-06, П-22, К-07, К-14, Ч1-01 Л-06, Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, Р П-09, П-16, П-22, К-01, К-04 | ус.опр. с 33-35 | ||
7 | 20. 10 | Нравственные качества. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Понимать и сопереживать чувствам других людей. | ус.опр. с 36-39 | |||
8 | 27. 10 | Терпение и терпимость. | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными» | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов | Уметь осуществлять информацион- ный поиск для выполнения учебной задачи. | Л-02, Л-06, Л-13, Л-22, , Р-13, Р-16, П-06, П-07 К-01, Ч1-01 | ус.опр. с 40-45 |
Раздел 4. Этика о нравственном выборе.
9 | 03. 11 | Не совсем обычный урок. Суд над Сократом. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. | Познакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-22, К-01, К-14, Ч1-01, Ч1-04, Ч1-09, Ч3-02 | Тест С 46-49 | ||
10 | 10. 11 | Убеждения. | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». | Л-02, Л-06, Л-22, Р-02, Р-07, П-09, П-16, П-22, К-01, К-04, К-07, Ч1-01 | ус.опр. с 50-52 |
Второй триместр (11 ч)
11 | 27. 11 | Нравственный выбор. (родители) | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». | Уметь уважи- тельно отно- ситься к ино- му мнению | Л-22, Р-02, Р-07, Р-13 К-04, К-07, К-14, , Ч3-02, Ч3-02 | ус.опр. с 53-56 | ||
12 | 04. 12 | Совесть. Долг. | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Уметь осущест влять информацион ный поиск для выполнения учебной задачи. | Л-02, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, П-22, К-01 Ч3-04, Ч4-03 | ус.опр. с 57-60 | ||
13 | 11. 12 | Ответственность. | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представле- ний о нравствен- ных нормах, социальной справедливости и свободе. | Л-22, Р-02, Р-07, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14, Ч3-02, Ч3-04, Ч4-03 | ус.опр. с 61-65 | ||
14 | 18. 12 | Этика о воспитании самого себя. (родители) | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | отвечать за свои поступки на основе представле- ний о нравствен- ных нормах | Л-13, Л-22, Р-02, П-06, П-07, К-14, Ч1-01, Ч1-04, Ч1-09 | Тест С 66-69 |
Раздел 5. Этика о добродетели, справедливости и справедливом государстве.
15 | 25. 12 | Справедливость. | 1 | Урок открытия нового знания | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях | Уметь осозна- вать ценности человеческой жизни. | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | Л-06, Л-13, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-22, К-01, К-04, Ч1-09, Ч3-02 Л-02, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-16, П-22, К-01, К-04, Ч1-04, Ч1-09, Ч4-03 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку С 70-73 | |
16 | 08. 01 | Государство, основанное на справедливости. | 1 | Урок открытия нового знания | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Узнают «Быть моральным – это значит…» | Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. | С.р. 74-78 | ||
17 | 16. 01 | Государство. Светская этика. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит… | Уметь осущест влять информацион- ный поиск для выполнения учебной задачи | Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, Р-13, П-22, К-01, К-04, К-07, Ч4-03 | ус.опр. с 79-85 |
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни.
18 | 23. 01 | Нравственный закон. Десять заповедей. | 1 | Урок открытия нового знания | Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | Л-01, П-07, П-09, П-16, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14 | ус.опр. с 86-89 | ||
19 | 30. 01 | Заповеди любви. | 1 | Урок открытия нового знания | Познакомить с заповедями любви. | Уметь адекват- но оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Л-01, Р-16, П-06, П-07, П-09К-14, Ч1-01, Ч4-03 | ус.опр. с 90-93 | ||
20 | 06. 02 | Любовь – основа жизни. | 1 | Урок открытия нового знания | Составление плана будущей творческой работы. | Осознавать ценности нравственнос- ти и духовности в человеческой жизни. | Л-01, Л-02, П-16, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14, Ч1-01, Ч1-04 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку С 94-97 | ||
21 | 13. 02 | Прощение. (родители) | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с прощением. | Уметь слушать собеседника, вести диалог | Коллективная рефлексия, предусмотрен- ная в электронном сопровождении к уроку | Л-02, Л-06, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16К-01, К-04, Ч1-09
| ус.опр. с 98-101 |
Третий триместр (12 ч)
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу.
22 | 27. 02 | Древнегреческие мыслители о дружбе. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с историей развития представлений человечества о морали и нравственности в Древней Греции. | признавать возможность существова- ния различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную | Л-01, Л-02, Л-06, Р-13, Р-16, П-06, П-07 К-04, К-07, К-14, Ч1-01, Ч1-04 | ус.опр. с 102-105 | ||
23 | 06. 03 | Этика об отношении к другим людям и самому себе. (родители) | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. | Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение | Л-01 Р-13, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, Ч1-04, Ч1-09, Ч3-02 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку С 106-110 | ||
24 | 13. 03 | Мысли и поступки. Слова и речь. | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Составление плана будущей творческой работы | Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. | Л-01, Л-02, Л-06, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, К-04, К-07 Ч1-09, Ч3-02 | ус.опр. с 111-115 | ||
25 26 | 20. 03 27. 03 | Милосердие. Золотое правило нравственности. | 1 1 | Урок открытия нового знания Урок открытия нового знания | Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. | отвечать за свои поступки на основе представле- ний о нравствен- ных нормах | Л-01, Л-02, Л-06, Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14, Ч1-01, Ч1-04, Ч1-09, Ч3-02, Ч3-04, Ч4-03 | ус.опр. с 116-120 С 121-125 |
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам.
27 | 03. 04 | Нравственные законы в современном мире. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с нравственными законами в современном мире | отвечать за свои поступки на основе представле- ний о нравствен- ных нормах | Л-01П-16, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14, Ч1-01, Ч1-04 | тест. С 126-129 | ||
28 | 17. 04 | Альберт Швейцер. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства | Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию | Л-06, Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, Р-16, П-06, П-07, , П-22, К-01, Ч3-04, Ч4-03 | ус.опр. с 130-134 | |
29 | 24. 04 | Этическое учение Л.Н.Толстого. | 1 | Урок открытия нового знания | Знакомство с примерами проявления высокой нравственности в произведениях литературы и искусства | Л-01, Л-02, Р-13, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, П-22, К-01, Ч3-04 | ус.опр. с 135-138 | |||
30 | 30. 04 | Не совсем обычный урок. Идти дорогою добра. (родители) | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных форм поведения. | Развитие этических чувств | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. | Л-22, Р-02, Р-07, Р-13, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14, Ч3-02, Ч3-04, Ч4-03 | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку С 139-143 | |
31 | 08. 05 | Подготовка творческих проектов | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | Учатся толерантно- му отношению к представите- лям разных мировоззре- ний и культурных традиций. | Уметь осущест влять информацион- ный поиск для выполнения учебной задачи | Л-01, , Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, Ч1-04, Ч1-09, Ч3-02 | ус.опр. поиск информации Подготовка проектов | |
32 | 15. 05 | Выступление обучаю- щихся со своими творческими работами на тему: «Что такое этика?» (родители) | 1 | Урок методологической направленности. | Представление творчес- ких работ на тему: «Что такое этика?» | учатся слушать собеседника и излагать свое мнение | Готовят сообщения по выбранным темам. | Л-02, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-07, П-09, К-01, К-04, Ч1-01 Л-01, Л-02, Л-06, Л-13, Л-22, Р-02, Р-07, Р-13, Р-16, П-06, П-07, П-09, П-16, П-22, К-01, К-04, К-07, К-14, Ч1-01, Ч1-04, Ч1-09, Ч3-02, Ч3-02, Ч3-04, Ч4-03 | с.р. обсуждение проектов с родителями | |
33- 34 | 22. 05 29. 05 | Выступление обучаю- щихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к лю- дям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.) Презентация творчес- ких проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (родители) | 2 | Урок методологической направленности. | Участие в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовно- му саморазви- тию | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении Рабочей программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»
Список литературы из федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ для преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с перечнем модулей, вводимых в РА с 2012 г.
Материалы для учащихся:
1. А.А. Шемшурин, Т.Д. Щапошникова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. – М.: Дрофа, 2012.
2. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Ч. 1-2. М.: Аванта +, 2002
5. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Ч. 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам. Духовные искания человечества в конце ХIХ – ХХ веках. Религия и мир. М.: Аванта +, 2001.
Материалы для учителя:
1. Данилюк А. Я. Книга для родителей / А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
2. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
3. Электронные приложения ко всем образовательным модулям
Справочники и энциклопедии
4.Наглядно о религиях / пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2000
5.Православная энциклопедия. Т. 1-.М., 2002-.
6.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1998.
7.Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1991
8.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991
9. Буддизм. Словарь, М., 1992.
10. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей. Перевод С.Г. Фруга. Переиздание 1990х г., затем 2006 г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.openclass.ru/node/140319
2. http://www.prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678
3. Федеральный образовательный портал «Российское образование» [электронный ресурс]: www.edu.ru
4. Справочно-информационный портал «религия и СМИ» [электронный ресурс]/ гл. редактор А. Щипков, М., 2002-2006: http: // www.religare.ru/article 10536.htm
5. Официальный сайт Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества [электронный ресурс]: http://humanism.al.ru/ru/index.phtml
6. Епархия.RU: портал Ресурсов Русской Православной Церкви Московского Патриархата (электронный ресурс). www.eparhia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики"
Тематическое планирование по курсу "Основы светской этики" 4 класс (34 часа)...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...