Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")
план-конспект урока (4 класс) по теме
Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka_po_osnovam_svetskoy_etiki.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока «Добро и зло» (1 урок «Значения слова «добро». Нравственный и материальный аспект»)
Класс: 4
Система учебников (УМК): « Основы светской этики» учебный курс по программе «Перспектива»
Автор учебника: А.Я. Данилюк
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №1937
Учитель: Комракова Ирина Фёдоровна
Тема урока «Добро»
№ урока в разделе:5
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формирование у обучающихся способностей обобщать и систематизировать предметное содержание.
Задачи урока:
1.Работа над значениями слова «Добро». Нравственный и материальный аспект данного слова.
2. Формировать способность включать приобретенные знания в систему понятий светской этики.
3. Развивать коммуникативные навыки при выполнении совместной работы.
Основные этапы урока:
- мотивация к деятельности;
- актуализация знаний;
- постановка цели и темы урока через побуждающий диалог;
- составление плана выхода из затруднения;
- работа в группах;
- закрепление понятия во внешней речи;
- работа в парах;
- самостоятельная работа;
- самооценка работы на уроке;
- итог урока.
УУД, формируемые на уроке:
познавательные: общеучебные универсальные действия (структруирование знаний, построение речевого высказывания в устной форме);
регулятивные: постановка цели; составление плана и последовательности действий;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
личностные: умение оценить свою работу на уроке.
Формы учебного сотрудничества, используемые на уроке: групповая, работа в парах.
Предполагаемый контроль и система оценки :самопроверка по эталону самостоятельной работы и самооценка работы на уроке.
Планируемый результат: открытие учащимися нового знания, составление эталона к уроку.
Использованное оборудование (в т.ч. ИКТ-оборудование) :проектор, экран, компьютер.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя Организация деятельности по постановке цели, система вопросов, организация урока в деятельностной парадигме, дифференцированный подход, индивидуальная помощь, система контроля, критериальное оценивание и т.д. | Деятельность учащихся |
1 Мотивация к деятельности | Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | |
- Сегодня вам предстоит открытие новых знаний. - Вы готовы ? - Пожелайте друг другу успеха в работе. | Желают успеха друг другу. | |
2 Актуализация знаний и фиксация затруднения | Организация работы по выполнению предложенного задания с фиксацией места и причины затруднения. | |
- Выполните задание: составьте слово в начальной форме из букв и дайте два значения этого многозначного слова. -Какие слова называются многозначными? -Кто не смог выполнить задание? - В чем затруднение? - Кто смог составить слово? Какое? - Кто назовёт 2 и более значений слова ДОБРО? - Ты можешь доказать, что ты прав? | На доске: о о р д б Многозначные слова имеют несколько значений. Например, ключ, кисть и др. Не смог составить слово. ДОБРО ( робод-парная согласная; нет робота. Много бород- не начальная форма) | |
3 Выявление места и причины затруднения | Фиксация в речи причины и места затруднения | |
- Какое задание выполняли? - Чем пользовались? - В чем возникло затруднение? - В чем причина? | Повторяют задание. Собственными знаниями. Не могу назвать все значения слова (доказать, что прав) Я не знаю все значения слова (прав ли я) | |
4 Постановка цели, формулирование темы и построение плана выхода из затруднения | Организовать повторение необходимых для выполнения работы понятий (синонимы, части речи) | |
- Какую цель поставите перед собой? - Как будет называться тема урока? - Работать надо по плану. Составим план работы вместе. Расставьте пункты плана. На доске: -Дайте 2 значения слова ДОБРО. -Разбейте синонимы слова ДОБРО на две группы по частям речи. -Что такое синонимы? - Какие части речи знаете? -В какой последовательности будете работать? | Узнать все значения слова ДОБРО (на доске открыть цель) Добро. Значения слова. (открыть на доске тему) Слова, близкие по значению. Например: красивый, чудесный, прекрасный и т.д. Имя сущ.,…… (1 Разбейте… 2 Дайте…) | |
5 Работа в группах | Организация групповой работы учащихся над выполнением задания по плану | |
- Работать будете в группах. Объединитесь в группы. -Вспомните правила работы в группе. - Выберите ответственного и секретаря. -Ответственные, получите задание. ( на листках А4: Положительное, хорошее, имущество, деньги, вещи, милое, пожитки, полезное. добро добро ___________ _________ ___________ _________ ___________ _________ ___________ _________ - Писать крупно и разборчиво. - Ответственные, выйдите к доске с работой вашей группы. (работы прикрепить к доске). - Прочтите синонимы слова «добро» из первого столбика. - Чьи качества мы так описываем? - Прочтите слова из другого столбика. - Как вы думаете, это ценности нравственные или материальные? | Дети пересаживаются по группам. В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Своё несогласие высказывай вежливо. Работают в группах. добро положительное хорошее милое полезное Это качества людей, их поступков. добро имущество деньги вещи пожитки Материальные (при затруднении скажет учитель ) | |
6 Фиксация вывода, сравнение со словарем | На основе разбиения синонимов учащимися формулируется вывод о двух значениях слова «добро». Учащиеся сравнивают вывод со словарем Даля (статья на экране, возможно использование ИКТ) | . |
- Итак, дайте определение слова «добро». -Как доказать, что формулировка верна? На доске: Статья из словаря Даля. Добро- 1.Всё положительное, хорошее, полезное. 2. Имущество, вещи. -Можно ли вашу работу взять за эталон? | 1 Добро- это всё положительное, хорошее, милое, полезное. 2 Добро- имущество, деньги, вещи, пожитки. Найти информацию в толковом словаре. Да, т. к. мы дали правильное определение. | |
7 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Организовать усвоение детьми новых знаний путем употребления в речи. | |
- Продолжим работу над значением слова «добро». - Поставьте слово «добро» в выражения и объясните смысл. На доске: накопить __________ сделать ____________ помнить ___________ -Какие выражения говорят о нравственном аспекте слова «добро»? -А какое о материальном? Докажите. | Сделать добро Помнить о добре Накопить добра | |
Работа в парах | - Следующее задание выполните в парах. - Вспомните правила работы в парах. - Составьте сложные слова , объясните их значение. Дайте характеристику Золушки с помощью полученных слов. На доске или листках: Добро+ сердце совесть
душа желать
порядочность - Фронтальная проверка. | Один говорит- другой слушает. Работать должны оба. Свое несогласие высказывай вежливо. Добросердечная (ласковая , участливая) Добросовестная(обязательная Все делает отлично) Добродушная (не злобная, хороший характер) Доброжелательная (приветливая, желает добра другим) Добропорядочная (достойная, приличная, воспитанная) |
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на доске. | Организация самостоятельной работы учащихся на применение новых знаний с самопроверкой по эталону. | |
У каждого на листке: Худо тому, добру и учит. Кто добро творит, кто добра не делает никому. Добрый человек тому зло не вредит. Папа Карло, Баба Яга, Хаврошечка. Эталон Худо тому, кто добра не делает никому. (Баба Яга) Кто добро творит, тому зло не вредит. (Хаврошечка) Добрый человек добру и учит. (Папа Карло) - Составьте предложения из частей и допишите имена сказочных героев. - Проверьте по эталону каждую строку. Поставьте + или ? в конце каждой строки. -У кого остались вопросы? Дома повторите по эталону значения слова «добро», подберите пословицу со словом «добро» и имя сказочного персонажа к пословице. - Кто справился с заданием? Дома выполните творческое задание по завершению эталона. Дополните эталон иллюстрациями, которые помогут вспомнить значения слова «добро». | Дети стрелками соединяют части и рядом пишут имя героя. | |
9 Итог урока | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. | |
- Подведем итог урока. - Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? -Докажите. - Повторите оба значения. - Но у этого слова значений гораздо больше: Пожелать добра На добра коня садяся Дал добро - Велик и могуч русский язык! - Оцените свою работу на уроке. Если вы были весь урок активны при работе индивидуально, в парах и группах, справились с самостоятельной работой , то поднимите зеленый светофор. - Если вы были малоактивны и у вас остались вопросы в самостоятельной работе, то поднимите красный сигнал. - На следующем уроке мы продолжим работу над этим понятием. - Спасибо за работу. Урок окончен. | Знаем значения слова «добро».Составили эталон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе ("Перспектива") "Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных гласных"
Русский язык (2 класс)Технологическая карта Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание безударных гласных»Тип урока: Урок общеметодологической направленностиТемаОбобщени...
Карточки к урокам окружающего мира во 2 классе ("Перспектива")
Дидактический материал к урокам по окружающему миру во 2 классе по разделу "Зима"...
план-конспект урока по окружающему миру 2 класс перспектива
конспект урока в соответствии фгос...
конспект урока по русскому языку 3 класс Перспектива Тема:"Обобщение знаний по теме Состав слова"
коспект урока с презентацией...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Корень"
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Корень"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Окончание"
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Окончание"...
Конспект урока. Русский язык. Слоги. 1 класс. Перспектива.
Конспект урока русского языка.по теме "Слоги2 для 1 класса по программе "Перспектива"....