Рабочая программа ОРКСЭ по курсу "Основы светской этики"
рабочая программа по орксэ (4 класс)
Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, ФГОС НОО с ОВЗ, требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_modul_svetskaya_etika_a.i._shemshurina_nedodel.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), обновлённом ФГОС НОО 2021, ФГОС НОО ОВЗ, Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ «Специальная школа №30», рабочей программы воспитания МКОУ «Специальная школа №30», программы формирования универсальных учебных действий, с учётом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида (автор Г.В. Чиркина, Е.Н.Российская) и программы по «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» (А. И. Шемшурина). Учебно-методический комплект «Школа России». Программа адаптирована для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Предполагаемый учебный предмет направлен на решение следующих целей:
- формирование первоначальных представлений о светской этике;
- совершенствование личности обучающегося на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями;
- формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним.
Для достижения поставленных целей изучения основ религиозной культуры и светской этики в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развивать представление о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- познакомить с основными нормами светской и религиозной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; сформировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; подвести к осознанию ценности человеческой жизни;
- способствовать воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Дополнительные задачи реализации содержания предметных областей с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (в ред. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.2.9.3.)
- Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.
Общая характеристика предмета
Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Основные содержательные линии программы учебного предмета курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
- Патриотизм.
- Социальная солидарность.
- Гражданственность.
- Семья.
- Труд и творчество.
- Наука.
- Традиционные российские религии.
- Искусство и литература.
- Природа.
- Человечество.
Особое место является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимися с их согласия и по выбору родителей (законных представителей) на основании заявлений. С учетом этого в 4классе разработана данная рабочая программа по шестому модулю «Основы светской этики».
Этот учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. И выбранный обучающимися и их родителями модуль согласуется по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей учащихся.
Цели: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основные формы организации образовательного процесса по ОРКСЭ:
- традиционный урок;
- урок – исследование;
- практические занятия;
- фронтальная, парная, групповая, индивидуальные формы учебной деятельности
Содержание учебного предмета, курса
Введение. 2 часа. Этика – наука о нравственной жизни человека
Этика общения. 4 часа. Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет. 4 часа. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. Представление проектов по теме.
Этика человеческих отношений. 4 часа. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. 4 часа. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс- мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины. 4 часа. Жизнь священна. Человек рожден для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. 4 часа. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. 4 часа. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины. 4 часа. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
В учебном плане на изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики»модуль «Основы светской этики» в 4 классе отведено 34 часа в год из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ОРКСЭ «Основы светской этики»
Личностные результаты:
- Умение различать «красивое» и «некрасивое», потребность в прекрасном;
- Личностные качества: аккуратность, собранность, вежливость и т.д. Осознание важности познания нового.
- Ценить и принимать ценности такие как, «мир», «настоящий друг».
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев учебника с точки зрения
общечеловеческих норм
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
- Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении.
Познавательные УУД
- Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- Выполнять универсальные логические действия: сравнения, синтеза, классификации;
- Составлять план текста;
- Представлять свою информацию, в том числе с применением средств ИКТ.
-Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы
на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в учебнике.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД
- Умение слушать и слышать;
- выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом,
выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями
и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения;
- подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
- понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
С учётом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР предметные результаты: (в ред. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ приложение 5, раздел.5.2.п.4.4.)
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
- В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:
- знать/понимать:
- - общие этические понятия на разных языках России;
- - общепризнанные ценности, идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны;
- - понятия: культура, мораль, нравственность, этика, долг и совесть: профессиональный долг, моральный долг;
- - «Золотое правило нравственности»;
- - ценные качества человеческой души;
- - ценности рода и семьи;
- - светские правила;
- - как появилась семья;
- - семейные традиции;
- - правила поведения в школе;
- - права и обязанности школьника;
- - правила дружбы;
- - понятие: этикет;
- - сокровища нравственности;
- - роли в семье;
- - понятия: рабочий, деловой человек, предприниматель, интеллигент, толерантность;
- - понятия: Отечество, Родина, любовь к Родине, патриотизм, традиция, народ, многонациональный народ, соотечественник.
- уметь:
- - определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
- - излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
- - устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
- - строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- - делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
- - строить отношения между людьми в школе;
- - жить по законам чести;
- - держать слово;
- - иметь силу воли;
- - строить отношения в семье;
- - договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;
- - жить в мире друг с другом, сохранив национальные традиции каждого;
- - любить страну, Родину и Отечество.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
4 класс | 34 ч | |||
Введение | 1 ч | -установление доверительных отношений между учителем и учениками; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; - включение в урок игровых процедур; | ||
Этика общения | 4 ч | -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками; - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Этикет | 4 ч | - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Этика человеческих отношений | 4 ч | - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Этика отношений в коллективе. | 4 ч | -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками; - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Простые нравственные истины | 4 ч | - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Душа обязана трудиться. | 4 ч | -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками; - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 ч | - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) | ||
Судьба и Родина едины. | 4 ч | -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения с учителем и одноклассниками; - включение в урок игровых процедур; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через: демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: (работа в парах) |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для учащихся:
- Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Для учителя:
- Шемшурина А.И. «Основы светской этики. 4 класс.- М.,Просвещение , 2018
Календарно-тематическое планирование
«Основы светской этики»
4 класс (34 часа)
№ п\п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | |||
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | |||
1 | Добрым жить на свете веселей. | |||
1 | Правила общения для всех. | |||
1 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | |||
1 | Каждый интересен. | |||
1 | Премудрости этикета | |||
1 | Красота этикета | |||
1 | Простые школьные и домашние правила этикета. | |||
1 | Чистый ручеёк нашей речи. | |||
1 | В развитии добрых чувств- творение души. | |||
1 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | |||
1 | Чувство Родины. | |||
1 | Жизнь протекает среди людей. | |||
1 | Чтобы быть коллективом | |||
1 | Коллектив начинается с меня. | |||
1 | Мой класс- мои друзья. Презентации. Проекты. | |||
1 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | |||
1 | Жизнь священна | |||
1 | Человек рождён для добра. | |||
1 | Милосердие – закон жизни. | |||
1 | Жить во благо себе и другим. | |||
1 | Следовать нравственной установке. | |||
1 | Достойно жить среди людей. | |||
1 | Уметь понять и простить. | |||
1 | Простая этика поступков. | |||
1 | Общение и источники преодоления обид. | |||
1 | Ростки нравственного опыта поведения. | |||
1 | Доброте сопутствует терпение. | |||
1 | Действия с приставкой «со». | |||
1 | С чего начинается Родина В тебе рождается патриот и гражданин. | |||
1 | Человек – чело века. | |||
1 | Слово, обращённое к себе. | |||
1 | Обобщающий урок по курсу. Творческая мастерская. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам светской этике
[[wysiwyg_imageupload::]]Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этике" модуль "Основы светской этики". Модуль «Основы светской э...
Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Календарно-тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики: 4 классы
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о м...
материалы к рабочим тетрадям по основам светской этики
данные задания помогут разнообразить работу учителя на уроке...
Рабочая программа по основам светской этики к учебнику Данилюк Л.А.
Рабочая программа по основам светской этики (4 класс)...
Рабочая программа по основам светской этики
Программа написана к учебнику Т.Д.Шапошниковой...
Рабочая программа ОРКСЭ, модуль "Светская этика" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса в соответствии с Федеральным государстве...