Конспекты уроков
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок № 2: Колыбель ислама.
Цели:
- Формирование первоначальных представлений об Аравии, как о колыбели ислама.
- Познакомить детей с историей возникновения и распространения ислама.
- Способствовать развитию интереса к изучению основ религиозных культур.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Формировать уважительное отношение к культурному наследию своего народа.
Материалы: фотографии и иллюстрации по теме, презентация, электронное приложение к учебному пособию.
Ход урока:
- Организационный момент.
1) Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тема урока «Колыбель ислама». Сегодня на уроке вы узнаете:
– Что такое ислам?
– Кто такие мусульмане?
– У какого народа возникла исламская религия?
Учитель: Вы – мои соведущие. Мне важно ваше отношение к уроку. В конце урока опустите в ящик один из шаблонов с надписью:
- Было интересно;
- Было обычно;
- Было непонятно.
- Формирование новых знаний.
- Рассказ учителя. (Слайды 1, 2)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что объединяет такие термины, как мечеть, Коран, намаз, Аллах, Мухаммад и другие? (Предполагаемый ответ – все эти понятия неразрывно связаны с исламом). (Слайд 3).
Ислам — одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом). (Слайды 4, 5). Это самая молодая из мировых религий. Ее название в переводе с арабского языка означает «покорность, предание себя Богу». Последователей ислама называют мусульманами. Возникла эта религия в начале 7 века на территории современной Саудовской Аравии. До этого местные племена арабов были язычниками, то есть поклонялись множеству самых разных богов. В то же время в Аравию активно проникали идеи христианства и иудаизма (религия евреев). С ними был знаком и основатель ислама пророк Мухаммед. Ислам во многом сложился на базе двух предшествующих религий – христианства и иудаизма. Например, из иудаизма в ислам попал запрет изображать живых существ и употреблять свинину. Из христианства и иудаизма – идея ожидания грядущего Мессии.
(Слайд 6). Около 30 библейских персонажей вошли в Коран: Адам и Ева, Каин/Кабил, Ной/Нух, Авраам/Ибрагим, Моисей/Муса, Иосиф/Юсуф Мария/Мариам, Иоанн Креститель, Иисус/Иса, архангелы Гавриил/Джабраил и другие. Мусульмане считают Иисуса обычным человеком, а не сыном бога и отрицают смерть на кресте.
Представители всех этих 3-х религий часто почитают одних и тех же святых людей, одни и те же святые места и т.д. Поэтому, ислам учит с уважением относиться к «людям писания» (т.е. христианам и иудеям). (Слайд 7). В Иерусалиме – третьем священном городе мусульман на Храмовой горе находится Мечеть Омара (688-691) или Купол Скалы. 8-угольная мечеть украшена куполом из золота (диаметр – 20 м, высота – 34 м). Здесь когда-то находился знаменитый Соломонов храм евреев, разрушенный римлянами.
(Слайд 8). Скала, находившаяся под куполом Мечети Омара, одинаково священна для иудеев, христиан, мусульман. Считают, что именно здесь Авраам хотел принести в жертву Богу сына Исаака. Мусульмане полагают, что именно отсюда поднялся на небеса Мухаммед в ночь Вознесения. На камне сохранились следы стопы пророка и отпечаток копыта его коня. Скала окружена деревянными перилами. В мечети хранится 3 волоса из бороды пророка.
Основатель ислама и Великий пророк – Мухаммед (иногда его имя произносится, как Мохаммед, Мухаммад или Магомет). (Слайд 9).Он родился приблизительно в 570 году 8 июня в Мекке, которая находится на территории современной Саудовской Аравии. В этот же день и умер. Похоронен он в Медине. По преданию, к Мухаммеду явился архангел Гавриил и сообщил откровение от Бога (по-арабски: от Аллаха). Мухаммед записал это откровение в священную для всех мусульман книгу Коран и стал основателем новой религии – ислама.
Главные принципы ислама изложены в Коране. (Слайд 10). Коран (араб. кур'ан, букв. – чтение), главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине. Основные догматы – поклонение единому богу – всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Переводить с арабского языка нельзя – теряется святость. «Настоящий» Коран печатается в одном из городов Саудовской Аравии, в специально освященной типографии.
Ислам держится на «пяти столпах» – основных правилах, которые должен соблюдать каждый мусульманин. (Слайд 11).
- Шахада – вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха;
- Намаз – ежедневная 5-кратная (с рассвета и до заката) молитва. Женщины и дети читают его дома. Мальчики с 12 лет в мечети.
- Зякет – Благотворительность в пользу бедных– 1/40 часть годового дохода.
- Пост в месяце Рамадан (с рассвета до заката)
- Хадж – 6 дневное паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.
(Слайд 12). Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства) и самой быстро распространяющейся религией планеты. Сегодня мусульмане проживают более чем в 120 странах. В 35 странах мусульманами является большая часть населения.
Одна из этих стран расположена сразу и в Европе, и в Азии (Турция).
Одна – в Европе (Албания).
16 стран – в Африке (Египет, Алжир, Судан, Марокко и др.).
26 стран в Азии (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Афганистан и другие).
В России ислам – это вторая по численности (после православия) религия. В нашей стране есть три региона, где среди верующих преобладают мусульмане. Это Северный Кавказ, включающий в себя шесть республик с преимущественно мусульманским населением: Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Дагестан, Адыгея и Карачаево-Черкесия, Татарская республика и Башкирская республика. Во всех крупных городах России, где среди верующих преобладают православные, вместе с тем имеются мусульмане и мусульманские мечети.
2) Работа по учебнику.
– Словарная работа (ислам, мусульмане, язычники, идолы, арабы-бедуины, караван, храм, куб, племя, пророк).
– Чтение по цепочке.
- Сегодня на воображаемой машине времени мы отправимся в далекое прошлое на 1310 лет назад. Именно с тех пор берет свое начало одна из самых распространённых мировых религий – ислам. Ислам – это мировая религия, и сегодня на земном шаре проживает почти 1 миллиард 5000 миллионов её последователей. Многие из них живут в нашей стране – Российской Федерации. Слово ислам в переводе с арабского языка означает «мир и покорность Богу». Людей, принявших ислам, называют мусульманами, то есть «покорными Богу».
- Бога в исламе называют Аллахом, а главная священная книга мусульман называется Коран. Как сказано в Коране, Аллах избрал лучших из людей своими посланниками к людям, чтобы они несли учения истины и веры. Последним посланником стал Мухаммед, с которого началась история ислама.
- Колыбелью ислама является Аравия. Аравийский полуостров расположен в западной части Азии. Он омывается водами Красного и Аравийского морей и Персидского залива. Климат на полуострове тяжелый для жизни, круглый год там царит палящий зной. Почти вся Аравия – это пустыня, где мало воды. Изредка выпадают дожди. Лишь кое-где можно найти глубокие колодцы с водой.
- Жители пустынь – арабы-бедуины. Испокон веков они разводили верблюдов и овец, которые питались хилыми кустарниками и травой. Жители пустыни круглый год кочевали от одного пастбища к другому. Часть арабов жила в городах. Самыми крупными из них в древности были Мекка, Ясриб (Медина), Таиф. Жители городов занимались ремеслом и торговлей. Некоторые из них совершали далекие путешествия с торговыми караванами.
- Во главе арабских племён стояли вожди, которые отличались храбростью и отвагой. Члены каждой отдельной семьи и всего племени защищали друг от друга. Они жили по правилу «один за всех, все за одного». Главными в племени были мужчины. А женщины подчинялись им.
- Арабы были язычниками. Они поклонялись разным божествам и посчитали идолов в виде камней, скал, деревьев, животных и звезд. Идолы были не только у каждого племени, но и в каждой доме. Для того чтобы ублажить своих богов, арабы отдавали им часть урожая и приносили в жертву домашний скот.
- Своих главных идолов каждое племя доставляло в Мекку. Этот город появился благодаря тому, что здесь в древние времена стал бить из-под земли священный источник Замзам. Появление источника было связано с именами пророка Ибрахима (Авраама) и его сына Исмаила (Измаила). Ибрахим и Исмаил построили в Мекке храм, который носит название Кааба. (Слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18).Он сделан из камня и имеет форму куба. В стену храма был вделан особый камень, который вначале был белым, а потом, как думают верующие, почернел от людского горя и слёз. Теперь он так и называется – Черный камень Каабы. Именно сюда язычники привозили изображения своих богов. К 7 веку, когда появился ислам, в Каабе насчитывалось более трехсот идолов.
- В Мекке издревле проживало арабское племя курайшитов, главным занятием которого была торговля. Кроме того, у племенной знати хранились ключи от Каабы. Курайшитам было доведено поить и кормить путников, ежегодно прибывавших в Мекку для поклонения идолам.
- Вопросы и задания по учебнику.
- Работа по электронному приложению к учебному пособию.
- Просмотр иллюстраций (3).
- Интерактивные моменты (2).
- Контроль (3 задания)
4) Дополнительный материал по теме. (Связь с жизнью: наблюдения детей, фотографии, рассказы взрослых и т.д.) (Слайды 19, 20)
5) Домашнее задание.
- По желанию подобрать интересный материал по теме.
- 6-7 страницы учебника (читать).
6) Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Опустите свои шаблоны с надписью в ящик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....