Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Житие Ксении Блаженной"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему
Здесь представлена методическая разработка урока и презентация к нему. Урок ОРКСЭ в 4 классе ,модуль: православные святые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_predmetu_orkise.doc | 67 КБ |
prezentatsiya_zhitie_ksenii.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования
Институт развития образования
Кафедра социально-педагогического образования
Выпускная работа
на тему:
«Методическая разработка урока по предмету ОРКиСЭ
Житие Ксении Блаженной»
Работу выполнила
слушатель курсов
повышения квалификации
«Педагогика духовно-нравственного развития
и воспитания в контексте ФГОС»
Микулина Александра Игоревна
Санкт-Петербург 2015
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………………….стр.3
2.Практическая часть…………………………………………………………………стр.4
3.Заключение………………………………………………………………………….стр.11
4.Список литературы…………………………………………………………………стр.11
1.Введение.
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, -
это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса
«Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно
возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в
России.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Ребенку, окруженному огромным социальным пространством без четких границ , приходится очень трудно в современной информационной среде. Воспитательное значение СМИ, интернета, порой оказывает большее влияние на подрастающее поколение, чем родители и школа. Нередко виртуальное и реальное замещают друг друга, искажая истинные человеческие ценности. Введение в школу предмета «Основы религиозных культур и светской этики» призвано побудить детей к размышлениям об общечеловеческих ценностях, к разговорам о смысле человеческой жизни, о морали и нравственности.
Целями данного урока являются:
-Познакомить с житием Ксении Блаженной Петербургской и её христианским подвигом во имя любви к ближнему.
-Заложить в учащихся основы христианского сознания и поведения, заставить их задуматься о своей жизни, поведении, характере.
-Воспитывать уважение и сострадание к Божьим людям, зародить в душах детей желание заниматься благотворительностью.
- Расширять знания детей о людях, оставивших значимый след в истории страны, воспитывать патриотические чувства.
-Воспитывать интерес и уважение к духовным центрам православной культуры.
-Познакомить детей с понятиями «святой»,» юродивый».
Практическая часть.
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
2.Актуализация знаний.
-Ребята ,а вы знаете, кто такие «святые»?(Предположения детей).
-Давайте посмотрим в словариках ,которые лежат у вас на партах ,значение этого слова.(Дети ищут значение и зачитывают).
-А кто такие «юродивые»? (Предположения детей). Поиск значения в словарях.
- С давних пор встречались на Руси странные люди. Одетые в лохмотья ,едва прикрывавшие тело от ветра и дождя ,жили на то ,что подадут другие люди .Скитались по селениям, городам, ютились где-нибудь под мостом или на задворках. И вели эти безумные на вид люди странные речи. Бывало, что они имели пророческий дар .
Один из таких юродивых изображен на картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Слайд2.Жалкий убогий человек сидит на снегу в одной рубахе, подняв правую руку благословляет боярыню, которую увозят в ссылку. Для этой картины Сурикову позировал настоящий юродивый. Слайд 3.
Странные юродивые люди вызывали к себе невольное уважение. Даже царям приходилось выслушивать их суждения и поучения. Например, в пушкинском «Борисе Годунове» был юродивый Николушка. Как-то Борис увидел его в толпе и попросил за себя помолиться .Николушка ему безбоязненно сказал : «Нельзя молиться за царя-ирода!»
Народ никогда не обижал беззащитных юродивых, наоборот- почитал их, считая их дар Божьим.
Не всегда юродивыми становились по собственной воле, сознательно обрекая себя на этот подвиг. Случалось и так, что человека постигала беда, он переживал сильное потрясение и его жизнь менялась.
3. Работа по теме урока.
Так произошло и с одной женщиной, которая жила в Петербурге …….
-Кто– нибудь догадался о ком идет речь? (Ответы детей).
-Это Ксения Петербургская. О ее жизни мы и будем сегодня говорить.
Слайд 4. Почему « Петербургская»? Она жила в Петербурге на Петербургской стороне, которая сейчас называется Петроградской .Раньше там была бедная окраина города, где жили чиновники ,военные, лавочники .Там была улица со странным названием «Андрей Петрович».
- Как вы думаете, что могло дать такое название улице? (ответы детей).
- Сейчас вы узнаете, верны ли ваши предположения. Когда- то ,еще при императрице Елизавете Петровне, на этой улице жили муж и жена –Андрей Федорович и Ксения Григорьевна Петровы. Он был полковником и пел в церковном хоре при дворе. Жили они душа в душу. Андрей Федорович скоропостижно скончался, когда Ксении было 26 лет. -- Ребята, у вас на партах лежат отрывки из стихотворения ,посвященного жизни Ксении Петербургской. Посмотрите внимательно на них, у кого из вас отрывок, рассказывающий об этом моменте из жизни Ксении. Зачитайте.
(дети зачитывают нужный отрывок)
Усадьба в свете лунном
Застыла в тишине,
А в доме свечи всюду,
И тени на стене…
И зеркала завешены,
И шепот голосов,
Рыдание глухие,
И чей- то слабый зов.
Всё было по-другому
Еще позавчера:
Любовью и весельем
Дышали вечера.
А нынче дом Петровых
Похож на сироту,
И даже стены чувствуют
Потери остроту.
Перед смертью муж Ксении не успел исповедоваться и причаститься, Ксению это очень терзало. И тогда ,чтобы спасти душу любимого мужа ,Ксения принесла в жертв у все, что у нее было. Она, как будто, лишилась рассудка. Когда мужа повезли на кладбище, он а надела на себя его военную одежду –камзол, штаны, картуз –и в таком виде провожала мужа до могилы. С тех пор она не откликалась на свое имя ,а просила называть себя именем мужа : Андрей Федорович.
-Найдите нужный отрывок из стихотворения.
Дети зачитывают :
Всю ночь у гроба плачет
Красавица-вдова…
И вдруг, как будто слышит
Внутри себя слова:
"Я знаю, знаю, Ксюша,
Как трудно горе снесть,
Ушел без покаянья я,
Спаси мне, Ксюша, честь.
Надень мундир мой, Ксеня,
Иди и не стыдись!
Добро раздай все бедным,
А за меня молись!"
Такой была та осень,
И золотился мир,
Когда надела Ксения
Полковничий мундир.
Родным всем объявила,
Что Ксюши больше нет,
А жив вот Андрей Федорыч, -
Таков его завет.
После похорон Ксения раздала все свое имущество бедным ,а дом мужа подарила знакомой Параскеве Антоновой , попросив пускать в него даром бездомных нищих.
- Найдите данный эпизод в стихотворении.
Дети зачитывают :
Пришла к Прасковье Ксения,
Подруге с давних пор,
Усадьбы их с Антоновой
Лишь разделял забор.
- "Я на тебя, Прасковья,
Свой отписала дом,
А ты приют для бедных
Построишь там потом".
- "А жить где будешь, Ксюша?
Ведь должен быть порог?!"
- "Мне крышей будет небо,
А домом будет Бог!
В память об этом улица и получила такое название « Андрей Петрович». Сейчас эта улица называется Лахтинская.
Все дни, с утра до вечера, бродила она по городу — босая, в мужской одежде; в руке палка, за плечами котомка, сама высокая, худая, глаза большие, светлые.
Слайд 5 Когда одежда превратилась в лохмотья, Ксения стала ходить в красной кофте и зелёной юбке или наоборот — в зелёной кофте и красной юбке, но обязательно этих цветов, цветов мужнина мундира. А лоскутки, оставшиеся от его одежды, прятала на груди. Зимой она носила на босу ногу рваные башмаки, а голову повязывала простым белым платком.
- Найдите об этом в стихотворении.
Дети зачитывают:
Давно истлел мундир Андрея,
Но, помня его цвет,
Теперь надела Ксения
Красненький жакет.
Зеленой была юбка
И старенький платок,
А на ногах на бóсых
Башмак или сапог.
Такой бродила Ксения
По городу весь день,
Но уходила в поле,
Лишь ночи ляжет тень.
Все жалели Ксению — когда-то счастливую, а теперь от горя безумную, нищую, — говорили с ней ласково, угощали её, подавали милостыню. Но она брала лишь “царя на коне” — копейку, на которой отчеканен был Георгий Победоносец, поражающий дракона.
Слайд 6 Да и эту копейку тут же отдавала какому-нибудь нищему. Все обиды и печали сносила Блаженная Ксения безропотно, и лишь однажды, когда стала она уже почитаться окрестными жителями за святого человека, угодницу Божью, пришлось обитателям Петербургской стороны увидеть её в страшном гневе.
Слайд 7.Ватага мальчишек, не ограничиваясь словами, принялась швырять в юродивую комья грязи и камни. И тогда — единственный раз в жизни — смиренная угодница, подняв свою палку-посох, сама набросилась на обидчиков, тут же обратившихся в бегство. Ведь издревле на Руси смертным грехом почиталось обидеть юродивого.
Слайд 8 Чаще всего бродила Ксения по Петербургской стороне — то заглянет к знакомым, то зайдёт на Сытный рынок, то в церковь апостола Матфея, которой сейчас уже нет; а на ночь куда-то исчезала. В конце концов горожане решили разузнать, где же ночует юродивая. Удалось выяснить, что уходила она на ночь за город, в поле, и там до рассвета молилась...
Слайд 9.Только изредка Ксения оставалась ночевать в доме — и то лишь у близких знакомых.
В то время на Смоленском кладбище шло строительство новой каменной церкви — взамен старой, деревянной. Стены поднялись уже высоко, так что каменщикам приходилось сперва поднимать кирпич на леса и только после этого продолжать вести кладку. Строительство храма — дело богоугодное, и блаженная Ксения надумала помочь строителям. По ночам носила она кирпичи и складывала на лесах.
Слайд 10. Поутру приходили мастеровые — и понять не могли, как это происходит. Наконец решили вызнать, кто же этот незримый помощник. Вот тогда-то и стало всем известно, что тяжкий этот труд исполняла известная всей округе юродивая Ксения.
Слайд 11.
Мало-помалу горожане стали понимать, что Ксения не обычная нищенка, каких много было тогда в Петербурге, а особенная. Где ни побывает она, туда потом приходит удача.
Купцы подметили — если Ксения зайдёт к кому из них в лавку и угостится пряником, сразу же лавка начинает отлично торговать. Подвезёт кто-нибудь из извозчиков Ксению хоть на несколько шагов — и целый день после этого ему попадаются богатые седоки. Поэтому они наперебой зазывали к себе Ксению — и доброе дело совершить, и удачу залучить. Матери замечали: покачает Ксения ребёнка, приласкает больного младенца, тотчас плачущий успокоится, а больной вскоре выздоровеет.
Слайд 12. Вот почему, когда Ксения проходила мимо домов, двери распахивались и хозяева как долгожданную гостью приглашали её зайти. Но главное, вот на что обратили люди внимание: своими странными речами Ксения предсказывала людям, что с ними произойдёт, и указывала при этом, как им надо поступать.
Слайд 13. Как-то раз шла Ксения к Параскеве Антоновой — той самой, которой дом подарила. Антонова была женщиной одинокой, не дал ей Бог ни мужа, ни детей. В то утро сидела она у себя в горнице, занимаясь рукоделием. Как всегда, не снимая с плеч котомки, Ксения быстро сказала с порога:
— Вот ты сидишь, чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына посылает. Иди скорей на Смоленское кладбище.
Не близок путь с Петербургской стороны до реки Смоленки. Однако Антонова бросила все домашние дела и отправилась на кладбище. Шла, шла и только завернула на Камскую улицу, что ведёт на Смоленское кладбище, как прямо перед ней извозчик сбил беременную женщину. Несчастная прямо на улице разрешилась от бремени и тут же скончалась. Антонова взяла новорождённого на руки и с ним вместе вернулась домой. Слайд 14.
Отца ребёнка найти так и не удалось. Антонова сама вырастила мальчика, воспитала, и он всю жизнь почитал её как родную мать.
- Найдите этот эпизод .
Дети зачитывают:
Страданий выпало немало,
И лабиринт грядущих дней
Бывала у Прасковьи,
Которой отдала
Усадьбу, где счастливо
С Андрюшею жила.
Однажды ей с порога
Сказала, чтоб быстрей
К Смоленскому бежала:
Господь дал сына ей.
У кладбища Смоленского
Случилася беда –
Вот до чего доводит
Быстрая езда.
Прасковья увидала,
Что там, на мостовой,
Женщина лежала,
Окружена толпой.
Попала под коляску
И тут же родила,
Сама же ни минуты
Даже не жила.
Прасковья подбежала,
Младенчика взяла –
Вот так она внезапно
Сыночка обрела.
Пыталась она долго
Его отца сыскать.
Потом попытки бросила –
Важней ребенку – мать.
А однажды Ксения весь день ходила по городу — то к прохожим подойдёт, то к знакомым заглянет, то в церковь... И всё повторяет:
— Пеките блины! Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!
— Что это нынче с Ксенией? — удивлялись люди. — При чём тут блины?! До масленицы вроде ещё далеко..
А на следующий день, 25 декабря 1761 года, умерла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. И, как положено по обычаю в таких случаях, люди на поминках варили кисель и пекли блины.
- Найдите эпизод в стихотворении.
Дети зачитывают :
Хоть время невесомо,
Как камень иль гранит,
Но предсказанья Ксенины
В памяти хранит.
Как бегала по улицам,
Блины велела печь.
И блажью непонятною
Казалась Ксеньи речь.
Наутро все узнали
Загадки этой суть:
Скончалась государыня! –
Блины, - чтоб помянуть.
Слайд 15 В другой раз Ксения подошла на улице к незнакомой женщине, подала той медный пятак с изображением всадника и сказала:
— Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет. Женщина приняла монету и, не понимая, что означают странные слова нищей, направилась домой. И только завернула на свою улицу, как издали увидела, что на крыше её дома вспыхнуло пламя. Вокруг дома собрался народ — кто кричит, кто крестится, кто в окно уж полез вещи вытаскивать. Испуганная женщина с зажатым в кулаке пятаком побежала к дому, и только к нему приблизилась, как пламя, к удивлению всей толпы, вмиг исчезло.
Ещё очень и очень многое рассказывают о Ксении, её чудесах и пророчествах — ведь жила она после смерти мужа целых сорок пять лет. Когда превратилась она из счастливой жены Ксении в полубезумного “Андрея Фёдоровича”, ей исполнилось двадцать шесть, а скончалась она на семьдесят втором году жизни.
Слайд 16 и прослушивание песни.
Слайд 17 Могила Ксении Петербургской находится на Смоленском кладбище — том самом, где некогда помогала она по ночам строить церковь в честь иконы Смоленской Божией Матери. Надпись, высеченная на могильной плите, заканчивается словами: “Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь”. И слова эти оказались пророческими.
Через некоторое время на Смоленское кладбище стало стекаться множество людей — помолиться, попросить утешения и исцеления.
Слайд 18 И после смерти Ксении Петербургской не прекратились чудеса, по-прежнему оставалась она помощницей человеческой в бедах и болезнях. Люди верят: если прийти на могилу Ксении помолиться, попросить мысленно о помощи — блаженная обязательно на просьбу откликнется.
Верующие так объясняют это: люди умершие и люди живущие составляют между собой как бы одну семью и помогают друг другу; живущие поминают в своих молитвах усопших, умершие молятся перед Богом за всех живущих на Земле.
Многие уносили с собой горсть земли с могилы Ксении — так что вскоре весь холм оказался разобранным. Насыпали новый — и его постигла та же судьба. Положили на могилу мраморную плиту — и ту растащили, откалывая от неё по кусочку; паломники уносили с собой осколки во все концы России...
Слайд 19
Канонизирует, или причисляет к лику святых, Церковь за праведную жизнь и за чудеса, творимые при жизни и после смерти. Среди них и скромная блаженная Ксения Петербургская.
4.Рефлексия.
-Ребята, что вам больше всего запомнилось из этого урока? Какие чувства вызвал этот урок? Поделитесь с родными тем,что сегодня узнали. На выходных вместе с родителями можете посетить Смоленское кладбище и часовню Ксении Блаженной.
3.Заключение.
Жизнь, считают христиане, дана человеку и ближним для служения Богу. Совершая добрые дела, душа человека преображается добродетелями, она становится добрее, милосерднее, терпеливее. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, христиане находили свой путь жизни. Таким путем шли люди, которых почитают как героев. Многие из них прославлены как христианские святые. Но мало кто задумывался о том, какие это были люди, русские святые? Каков был их вклад в историю нашего Отечества? В данном уроке я попыталась отразить эти аспекты.
Список литературы:
1.Энциклопедическая и справочная литература
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.:
Просвещение, 2012.
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
[А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.
4.Интернет ресурсы:
http://www.eroshka.ru/news.php?item.944.10
http://mreadz.com/new/index.php?id=120069
http://www.uspenie.by/category/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/page/2/
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6483/
http://slovosveta.blogspot.ru/2012_02_01_archive.html
http://rutale.ru/2012/02/page/20/
http://yogo-vostok.ortox.ru/news/guid/1152868
http://www.e-reading.by/chapter.php/99327/22/Gippius_-_Kseniya_Blazhennaya._Svyatoii_Panteleimon.html
http://church-viktor.org/2014/02/06/svyataya-blazhennaya-kseniya-vot-uzhe-tretij-vek-podryad-ona-pomogaet-vo-vsex-nuzhdax/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка урока ОРКСЭ «Паломничества и святыни»
«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» является основой для разработки и реализации программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на сту...
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»
Методическая разработка урока ОРКСЭ для 4 класса на тему «Как я понимаю буддизм»...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОРКСЭ ПО ТЕМЕ «СЕМЬЯ» В 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» АВТОРЫ: А.Л. БЕГЛОВ, Е.В. САПЛИНА, Е.С. ТОКАРЕВА, А.А. ЯРЛЫКАПОВА
Данный урок по ОРКСЭ позволяет познакомить учащихся с тем, как в традиционных религиях России относятся к семье....
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Семья-малая церковь".
Методическая разработка выполнена в соответствии с программой к учебнику под редакцией Т.Д.Шапошниковой....