Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Зачем творить добро?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_zachem_tvorit_dobro.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Баскаковская средняя образовательная школа»
Номинация: проект урока в рамках реализации предметной области ОРКСЭ
Тема урока «Зачем творить добро?»
Работу представила:
учитель начальных классов
Алексашова Елена Ивановна
Пояснительная записка
Данный урок разработан для 4 класса по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Цель урока: помочь обучающимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
– понимание обучающимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго
бескорыстного поступка; осознание добра как подражания христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомить с понятиями добро и зло, духовная радость;
- развивать умение работать с текстом притчи.
метапредметные универсальные учебные действия:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом урока;
познавательные
- целенаправленно наблюдать за разными ситуациями и описывать их отличительные признаки.
коммуникативные
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе.
личностные:
-давать нравственную оценку поступкам других;
-осознавать, что творить добро - делать благо другим, получать духовную радость для себя.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры
Ход урока.
I. Оргмомент
-Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас есть на парте?
-Улыбнитесь друг другу! Начинаем урок.
II. Актуализация знаний.
-Наш урок я предлагаю начать с притчи, которая называется «Два волка»
-Посмотрите и скажите, о чём эта притча?
Просмотр притчи (видеоролик)
Два волка.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Беседа по прочитанному.
-Так как вы думаете, о чём эта притча?
-Кто главные герои притчи?
-Какие черты характера присущи старику (мудрость, опыт, знания, доброта)
-Как вы думаете, почему старик сказал, что побеждает тот волк, которого ты кормишь?
- Как бы вы по-другому назвали эту притчу?
III. Постановка целей и задач урока.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Тема нашего урока «Зачем творить добро?» (показ на доске)
- Подберите синонимы к слову творить (делать, создавать, строить)
- Какое это предложение по цели высказывания? (вопросительное)
- Какая же будет цель нашего урока?
1.Раскрыть понятия: добро и зло (вывешиваются на доске карточки со словами добро и зло)
2. Познакомиться с примерами добрых поступков.
3. Выяснить, для чего нужно делать добро?
IV. Изучение нового материала
1.Фронтальная работа.
-У каждого на парте две такие же карточки.
Добро |
Зло |
- Вспомним уроки русского языка. Как называются такие слова? (антонимы)
- Придумайте однокоренные слова к слову добро (добрый, добряк, добрейший, доброта)
- Составьте словосочетания с любым из этих слов.
- У вас на столе цветные карандаши, раскрасьте карточки тем цветом, который, как вам кажется, подходит к этому слову. (Индивидуальная работа)
- Покажите карточки со словом добро.
- Почему вы использовали такие цвета?
- Покажите карточки со словом зло.
- Почему вы использовали такие цвета?
2. Работа парами.
- У вас на партах лист. Вам нужно посоветоваться и решить, какие качества относятся к добру, а какие к злу. Соедините линией слова добро и зло с соответствующим им качествам.
добро | любовь зависть ненависть милосердие гнев жадность сострадание трудолюбие верность эгоизм мужество осуждение | зло |
-Прочитайте слова, которые вы соединили со словом добро? Зло?
- Дополните каждую колонку ещё одним подходящим словом.
-Так что, по-вашему, добро? Зло?
Вот как говорили об этом великие люди.
«Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья» Уильям Шекспир
«Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра» Федор Михайлович Достоевский
«Никакое добро не пропадает даром» Древняя Индия, неизвестный автор
- Почему на уроках по православной культуре мы говорим о добре и зле?
3. Работа над притчей.
Ведро с яблоками
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
-Послушайте притчу (чтение учителя)
Беседа о прочитанном.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (высказывания детей)
- Прочитайте строки, в которых заключается главный смысл притчи.
Работа в группах.
1 группа
Составьте сравнительную характеристику двух соседей. Запишите в таблицу, какие они были.
Новый сосед | Старый жилец |
добродушный счастливый мудрый щедрый аккуратный и др. | злой завистливый мстительный жадный вредный и др. |
2 группа
Выпишите из текста плохое и хорошее
Плохое | Хорошее |
завистливый сосед ведро помоев мусор гадость злорадство скандал | новый дом большой красивый сад хорошее настроение блестящее ведро спелые вкусные яблоки надежда |
- Как вы думаете, что доброе мы можем сделать для других? (высказывания детей)
- А были у вас в жизни такие случаи? Расскажите.
- А что вы чувствовали, делая добро?
- Можно сказать, что вы чувствовали духовную радость?
V. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним, какая у нас была тема урока?
- Так «Зачем творить добро?»
VI. Рефлексия.
-У вас на парте чистый лист. На нём нарисуйте или напишите, что вы бы хотели подарить кому-то просто так. Расскажите, кому вы бы сделали свой подарок.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Зачем человеку пища".
Представлен конспект урока и презентация....
Открытый урок по окружающему миру 1 класса на тему: «Зачем люди осваивают космос?»
Открытый урок в 1 классе с использованием ИКТ....
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Зачем мы спим ночью"
Урок содержит интересный и познавательный материал о сне....
Учебно-методический комплект ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Зачем и как люди заботятся о почве»
Технологическая карта урока«Зачем и как люди заботятся о почве»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Зачем и как люди заботятся о почве»Цели урока: формирование представления о почвах; изучить...
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»...
Конспект урока с презентацией по программе "Школа России" в 1 классе на тему: "Зачем нужны поезда"
Конспект урока с презентацией по программе "Школа России" в 1 классе на тему: "Зачем нужны поезда"...
Интегрированный урок в 1 классе по теме "Зачем люди осваивают космос?" (Окружающий мир и ИЗО)
Конспект интегрированного урока (окружающий мир и изо) в 1 классе по теме "Зачем люди осваивают космос?"...