Открытый урок по окружающему миру 1 класса на тему: «Зачем люди осваивают космос?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Открытый урок в 1 классе с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

"Зачем люди осваивают космос?"

Цели:

  • систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма;
  • познакомить  с искусственными спутниками Земли, с  космическими станциями и их ролью в жизни современного человека;
  • активно использовать новые ИКТ-технологии в учебном процессе

Оборудование: фотографии космонавтов, рисунки по теме урока, проекционный экран.

Ход работы

Организация начала урока

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Но прежде, чем мы с вами начнем урок, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь! А вот теперь с хорошим веселым настроением приступим к нашему уроку!

Вступительное слово учителя

Учитель: Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти предметы? (слайд1) На рисунках изображены воздушный  шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, птицы, Карлсон.

Дети. Все они способны к полёту.

У. На какие группы можно разделить эти предметы?

Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.

У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах (Илья Пророк),  даже на летучих мышах! (маленькие духи Шекспир «Буря»).
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок? 
(Ответы учащихся: на метлах – баба-Яга, на утках – лягушка-путешественница, на ковре-самолете Хоттабыч, на собственной бороде – Черномор.) 

 То были сказки. Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый (слайд2-3)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой. (Слайд4-5)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

(В ходе беседы возможен показ рисунков)

Постановка задач урока

Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О космосе.)

Как вы понимаете, что такое космос?

Как вы думаете, а где найти точное значение слова? (В толковом словаре). (Показать и зачитать).

Словарь С.И.Ожегова так объясняет это слово.
Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир.
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.

Итак мы с вами подошли к теме нашего урока, которая называется: «Зачем люди осваивают космос?»(слайд 6) И сегодня на уроке мы поставим 2 вопроса, на которые нужно получить ответы к концу урока!

1.Зачем космонавты летают  в космос?

2. Для чего нужны искусственные спутники Земли?

Давайте с вами вспомним:

Какую форму имеет наша Земля? (Форму шара)

Что такое Луна? (Естественный спутник Земли)

Как вы понимаете естественный спутник? (Который создала природа)

А что такое искусственный спутник Земли? (Его создали люди)

Ответьте мне на вопрос, я понимаю естественный спутник есть, потому что его создала природа, а для чего люди начали создавать искусственные спутники? (ответы)

4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху — космическую. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Вот как он выглядел. (слайд 7-8)  Он весил 83,6 килограммов и имел форму шара диаметром 58 сантиметров.  Теперь, хоть и не своими глазами, а с помощью аппаратуры, люди смогли увидеть свою планету из космоса. Спутники выполняют определенную роль в космосе. Они следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт.

Есть спутники-разведчики. Как вы думаете, что это за такие спутники?

– Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.(слайд9)

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта.

А какая собака должна была быть?

 Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Почему? Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться  тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть.
Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.(слайд10-11)

Но и на этом человек не остановился, он сам захотел побывать в космосе и увидеть все своими глазами. Скажите, а какого числа празднуется день космонавтики? (12 апреля)(слайд12)

А кто знает, почему именно 12 апреля? (ответы)

(слайд13-14)12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.  В том же году день полета в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из жизни Ю. Гагарина 12 апреля 1961 года. Смотрите внимательно, вы должны будете услышать фразу которую сказал  Гагарин перед полетом, в последствии эта фраза стала крылатым выражением и символом всем космонавтов при полете!(15 слайд) Показ фильма (16 слайд)

 Как называется костюм космонавта? (скафандр) (17 слайд)

В космосе одновременно  и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту. Конечно, в скафандре не очень удобно, он стесняет движения, но это безопасно. Скафандр имеет свою систему подачи воздуха. Если к нему подключить автономную систему дыхания, то человек может выходить в открытый космос. Эта система находится в ранце. Надевают его за спину, как наши портфели, только весит такой ранец около сорока килограммов. Но при невесомости этот вес совсем не ощущается.

А как вы думаете, есть ли в космосе у космонавтов свой дом? Как она называется?

У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие  пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.

Как работают космонавты?

Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления.

Вот такая не легкая работа у космонавтов! А сейчас мы с вами будем работать в паре.

Правила работы в паре

1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Если не понял, переспроси.
4. Своё  несогласие высказывай вежливо.

Стр. 50, задание № 1. (выполнив и проверив друг у друга работу поднимают руки)

Стр. 50, задание №2
№ 3 – дома –  найти сообщения о том , как космонавты работают сегодня.

Молодцы!!!!

Итоги: Ребята вот мы так много сегодня узнали, увидели, услышали от ребят. Мне очень интересно узнать, так каким должен быть космонавт? Как вы считаете? (Трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный).Быть может и у вас в классе, когда вырастет станет космонавтом и передаст привет из космоса своему любимому классу. Спасибо за урок. Можете отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зачем люди осваивают космос?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему: "Зачем люди осваивают космос?"...

КОНКУРСНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ТРУДИТСЯ" УМК "ШКОЛА XXI ВЕКА" 2 КЛАСС

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПО ТЕМЕ "ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК ТРУДИТСЯ" УМК "ШКОЛА XXI ВЕКА" 2 КЛАСС С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ И САМОАЛАЛИЗОМ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАП...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зачем люди осваивают космос?"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зачем люди осваивают космос?"...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Зачем люди осваивают космос?" (1 кл.) «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 1 класс 2 часть).

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью...

Открытый урок окружающего мира по теме "Зачем люди трудятся?"

Конспект открытого урока, 2 класс.Тема: Зачем люди трудятся?...