Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Зачем мы спим ночью"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сенкевич Елена Валерьевна

Урок содержит интересный и познавательный материал о сне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок окружающего мира173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Окружающий мир в 1 классе по УМК Школа России

Тема: «Зачем мы спим ночью?

Автор: Сенкевич Елена Валерьевна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района г. Санкт- Петербурга

Цели: помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни;
воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

Учебные материалы и оборудование: Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков), рабочая тетрадь на печатной основе, презентация «Зачем мы спим ночью», конверты с разноцветными звездочками, детские сообщения .

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Мы ребята 1 класс

Все получится у нас.

II. Проверка домашнего задания
- Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? Давайте узнаем, что интересного вы приготовили  дома (заслушиваются доклады учащихся по теме  «Почему их так назвали» )

III.Самоопределение к деятельности

-Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную тему, а сейчас подумайте и скажите

-Без чего не может жить человек? (дети отвечают без воды, без еды, без солнца, без сна).

- Кто может назвать тему урока? (на экран выводится тема- слайд 1)

VI. Открытие новых знаний

-  Ребята, а зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?
– Теперь давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи (в учебнике стр. 53) и посмотрим, правы ли вы. (дети читают).

– Что происходит с человеком за день?
Он устает, утомляется.

-  Зачем он ложится спать?
Чтобы отдохнуть и набраться сил.

- Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко вставать. Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 52. Что случилось с мальчиком на уроке?
  Он заснул.
- Почему он заснул на уроке?
Он не выспался.

- О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?
Какой можем извлечь из этой ситуации урок?
Вывод: спать надо ложиться вовремя.
Почему надо ложиться спать вовремя?
Если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.


V. Работа в группах
 Детям предлагается ответить на проблемный вопрос урока:
-  
Как правильно подготовиться ко сну? (по рисункам учебника на с. 52)
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
Ученики 1 ряда составляют инструкцию «Перед сном нельзя…», ученики 2 ряда составляют инструкцию « Перед сном можно…», а ученики 3 ряда будут дополнять ваши ответы.

В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор (правила подготовки ко сну) .Проверка ответов- слайд 2.

- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну? Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?

- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?        

Вывод: Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книжку. Нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы.

VI. Физкультминутка.  

Раз, два, три, четыре, пять,

Чтобы сладкий сон прогнать

К солнцу яркому взлетели

И не хочется нам спать,

Надо знания получать.

VII. Беседа о профессиях людей
  Учитель просит детей ответить на вопрос:
- А все ли люди ночью спят? Почему?

- Люди каких профессий ночью не спят?
После высказываний детей учитель предлагает просмотреть слайд 4 презентации, изображающий профессии людей, работающих по ночам и объяснить значимость данных профессий.
 
Учитель приводит факты, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи, работников МЧС, пилотов, машинистов.

VIII. Беседа о животных.
- Ребята, а как вы думаете, спят ли животные? (Да.)

- Где они спят? ( В своих жилищах.)

- А снятся ли им сны?

- А есть ли животные, которые не спят?

- Мы сейчас поговорим об этом и я  вам предлагаю отгадать загадки.

                   Всю ночь летает,

                   Мышей добывает.

                   А станет светло,

                   Спать летит в окно.

                                          (Сова.)

У совы очень хорошее зрение в ночное время. Летает она бесшумно. Сова не строит гнезд, а может устроить гнездо в дупле, В ямке на земле или на камнях, где и отдыхает ночью.

                    В лесу катится клубок

                   У него колючий бок. 

                   Он охотится ночами за жуками и мышами. 

                   

                                                    (Еж)

Еж охотится по ночам. На охоте  он проворен и ловок, хотя плохо видит и надеется только на свой нюх.

                     Днем спит,

                     Вниз головой висит,

                     Ночью летает,

                     Пищу на лету добывает.

                                                    (Летучая мышь)

Как только стемнеет летучие мыши вылетают на охоту за ночными насекомыми -мотыльками, жуками, комарами. Зрение у них плохое, но очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые не слышат люди. Это ультразвук. Днем спят на чердаках и деревьях вниз головой.

                      То погаснет,

                      То зажжется

                      Ночью в роще огонек.

                     Угадай, как он зовется?

                     Ну, конечно…

                                                 (Светлячок) 

Светлячки похожи на червячков. Яркие огоньки на земле-это самки светлячков. У них есть специальный световой орган, который называется фотофор.                  

(Работа по слайдам 5,6,7 )


IХ. Работа с пословицами

Сон жизненно необходим всем .Это заметили люди очень давно и сочинили много пословиц и поговорок. Посмотрите на доску (слайд 8).

Давайте прочитаем пословицы и объясним их смысл.

Х. Релаксация

А сейчас лягте на парту, положите голову на руки, закройте глаза и вспомните свой самый любимый, самый волшебный сон.

Учитель тихим голосом читает стихотворение.

Где живут цветные сны? Из какой они страны?

Сны цветные непослушные, словно шарики воздушные.

Я кричу им : « Подождите»

Вы меня с собой возьмите.


ХI. Работа в тетрадях на печатной основе .
 - Открываем тетради на стр.44 и вы рисуете свой любимый сон.


ХII. Интересные факты о сне.

Работа по слайду 8.

XII. Итог урока.

Давайте подведем итог урока.

- Зачем мы спим ночью?

-Как правильно подготовиться ко сну?

Приготовьте дома небольшие сообщения «Как спят животные», найдите какие есть в природе ночные птицы и звери и сумейте рассказать о них.

Рефлексия.

- А сейчас, я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.

- Если вам урок понравился, вам было интересно и понятно - возьмите золотую звездочку.

- Если вам было интересно, но вы не все поняли и запомнили-выберите  серебряную звездочку.

- А если вам было скучно и грустно на уроке, то возьмите красную.

Ребята, какое красивое получилось небо! Оно  все усыпано золотыми звездочками. Какие вы молодцы!

- Урок наш подходит к концу. А я вам желаю всегда хорошо высыпаться, быть бодрыми , активными и всегда смотреть только хорошие сны.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Летучие мыши                

Летучая мышь – это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке, – которые сосут кровь животных.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.

 Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.

 Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы.

 Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.

Сова

У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью.
Летает она бесшумно, у нее замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веером хвосты.
Гнездо сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.

Еж

Еж – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!

 Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий.

 Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.

 Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох, так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.

Светлячки
Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там, во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.

 Яркие малоподвижные огоньки на земле – самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков – тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко.

 Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются они гниющими растениями и мелкими животными.

 Светящийся орган – фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пожарное дело
В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен. Однако уже тогда понимали: с огнем нужно и можно бороться.

 В конце ХV века в Москве была создана опаса – так называлась пожарно-сторожевая служба. Она в случае пожара спасала людей и тушила огонь, а также смотрела за порядком на улицах.

 Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые колокола-набаты, которые предупреждали о пожаре. Первая регулярная команда появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться пожарные каланчи.

Спасатель

Прежде всего спасатель – отважный и решительный человек, который решил посвятить себя этому благородному делу. В эту систему входят войска гражданской обороны, которые во время боевых действий или землетрясений должны помогать мирному населению: старикам и детям. Эти войска не имеют оружия. Они оснащены строительной техникой, разными машинами, которые всегда активно помогают спасателям в сложных ситуациях. Авиация спасателей летает в любую погоду.

 27 декабря 1990 года был создан Российский корпус спасателей, а его руководителем был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

Милиционер

Работа милиции в России началась 10 ноября 1917 года.

 18 апреля 1991 года вступил в силу Закон РСФСР «О милиции». Ей поручено обеспечивать безопасность личности, пресечение преступлений и административных правонарушений, а также защищать частную и государственную собственность. Милиции запрещается прибегать к пыткам и насилию.

 Милиция в России обеспечивает охрану общественного порядка, принимает оперативно-розыскные и другие установленные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

 Милиция обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах и на автомобильных дорогах.

 17 ноября 1923 года была создана служба участковых инспекторов милиции. Сегодня участковые инспекторы – главное связующее звено милиции с населением. Они выполняют обязанности практически всех милицейских подразделений.

Врач. Скорая помощь

Служба скорой помощи зародилась как добровольное благотворительное движение, участники которого руководствовались стремлением по мере сил помочь страждущим, принципами гуманности и милосердия.

 Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах.

 Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах.

 Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. И 28 апреля 1898 года были открыты две первые Станции скорой помощи.

 В первую очередь организовали скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах.

 Ежедневно тысячи бригад оказывают помощь больным и пострадавшим. Все бригады станции оснащены портативными электрокардиографами, электрокардиопередатчиками, наркозно-дыхательной аппаратурой, вакуумными шинами, мобильными переносными средствами связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс

"Почему солнце светит днём, а луна ночью." урок окружающего мира 1 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о Солнце, звёздах, созвездиях.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся со...