Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_n_kursy.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»

 Ф.И.О.  учителя: Полтева Елена Ивановна

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль  «Основы православной культуры».        

Класс - 4

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро»                                                                                                                                Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г

 

Цель урока: помощь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции. Слайд 2

        

Планируемые результаты:

 личностные:

– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле .

метапредметные: 

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

предметные:         

знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;

- понимание значения нравственности  в жизни человека и общества.

Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды,  работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.

    Перечень  используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.                     

                                 

                                                                   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

        

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Время

1.Организаци-онный момент

- Добрый день, ребята! Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока.

- Тихо сядьте.

Доброжелательный настрой на урок.

Самоопределение

2 мин

2.  Мотивация учебной деятельности.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся.

Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

 О чем эта сказка?

Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят.

Учащиеся высказывают свои мнения.

(-О добре и зле.)

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

5 мин

3.Формирова-ние темы и целей урока.

-Верно, ребята!

Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3

-Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.

-Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?

Формулируют тему урока: «Зачем творить добро».

Высказывают свои мнения:

(Что такое добро?

Что такое зло?

Что такое совесть?

Что такое милосердие?

Что такое добродетель?)

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

3 мин

4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия

Игра «Цветок Добра»
Приходилось ли вам совершать добрые дела?

 Перед вами на партах лежат лепестки.

Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра.

 -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? Слайд 4

Учащиеся записывают на лепестках добрые поступки

Вспоминают правило нравственности:

«Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними».

 (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»).

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

5 мин.

5. Открытие

нового знания.

Работа с учебником.

Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…»

Словарная работа.

- Кто такие эгоисты?

Определение понятия «эгоизм» по словарю:

ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

 

-Что противостоит эгоизму?

- Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

                                   

          Благодарность

 Благо                    дар дарить

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

 

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

Работа с текстом.

- Познакомьтесь с легендой на с. 68 Слайд 5

 

Вопросы на восприятие.

-Понравилась легенда?

-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Что ответил Христос?

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

 

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

-Возможно, даже рискуя своей жизнью.

-Что говорил Христос?    

-Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

-Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд 6

-Как вы понимаете это слово?

Словарная работа.

                                    Самоотверженность.

Сам             отверженность

человек       жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

-Какого человека можно назвать святым? Слайд 7

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

-Какой вывод можем сделать?

- Каким человеком нужно стремиться быть?

Так чему же радуются святые? 

Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами.

ФИЗМИНУТКА.

«Волшебный цветок добра». 

Рубрика: «Это интересно».

- Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу

(1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение:

 «Спешите делать добро».

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

        Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

        

- Как вы понимаете это изречение?

Работа с учебником.

Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.

Рубрика «Это интересно»

- Как был распят Пётр?

Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой.

-Как был распят апостол Андрей?

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

-Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга - символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Почитается ли имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

-На каком знамени изображён Андреевский крест?

-Как называется этот флаг?

Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. Слайд 8

Работа со словарём.

Благодарность.

Ответы детей:

-Благо, дарить.

 

Учащиеся пересказывают легенду.

-Христиан.

-Арестовывали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.

 

-Куда ты идёшь, Господи?

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

-Вернулся в город.

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

-Да Пётр был благодарен Христу.

-Христос и Пётр.

- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей:

-Добрым, а не эгоистом.

Духовной радости, духовному опыту.

Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку.

Слушают учителя.

Высказывают своё мнение

Ответы детей.

Работа с учебником.

Чтение рубрики

«Это интересно»

-На кресте, головой вниз.

-На косом кресте.

Работают с иллюстрацией.

-Андрей стоит на фоне косого креста.

Ответы детей.

-Да, почитается.

-Косой Андреевский крест.

Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота.

-Андреевский флаг.

Рассматривают иллюстрацию.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

10 мин

6.

Первичное закрепление с проговарива-нием

вслух.

-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

 

- Понятие многогранно:

   добро- хорошие поступки, добрые дела;

   добро - качества человека.

  -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

 - Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

 - Какое добро делают ребята нашей школы?

(сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…)

- Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)

Чтение древней церковной притчи. (Учебник)

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

-Как вы понимаете эту притчу?

Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи.

Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло? (противоположность добра)

ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

(проговариваем вслух)

Соотнесение понятий  ДОБРО  и ЗЛО

-Что совершать легче: добро или зло? Почему?

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби:  «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и  не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить».

-Для чего рождён человек?

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться, процветать.

(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

Человек рожден для добра, а не для зла.

Ответы детей.

Чтение древней церковной притчи.

Ответы.

Ответы детей.

Ответы детей.

Проговариваем вслух.

«Человек рожден для добра, а не для зла.

Ответы детей.

10 мин

7.

Самостоятель-ная творческая

работа.

Творческая  работа  в группах. Слайд 9

   Составьте синквейн по теме нашего разговора:

Зло

Беспощадное, изворотливое

Губит, калечит, убивает.

Зло необходимо уничтожить!

Борьба!

Добро.

Светлое, радостное.

Помогает, спасает, лечит.

Добро должно победить!

Счастье!

- Прочтите слова, которые вы видите на слайде.

- К чему призывает нас автор строк?

Слайд 10

Составление синквейна.

Читают стихотворение.

Автор строк призывает поклоняться доброте.

5 мин

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

- Ребята, что вы узнали нового?

-Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли?

- Какими качествами должен обладать человек?

-Каким должно быть его сердце?

- Оцените свою работу на уроке.

Ответы детей, самооценка своей деятельности.

Умение  контролировать и оценивать свои действия.

3 мин

  9.Дифференцированное домашнее задание.

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: слайд 11

1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

2)подбери пословицы о доброте;

3)подбери притчу о доброте.

Заключительное слово учителя.

    Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО  

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

По жизни ты иди всегда

только дорогой Добра.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Математика». 2 класс."Конкретный смысл умножения"

Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение, развивать внимание и логическое мышление...

Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс

Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель : раскрыть роль дружбы в жизни человека....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс

Цель: раскрыть особенности моральных норм...

Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"

Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....

Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ "Икона. Виды икон"

Технологическая карта поможет учителю по предмету ОРКСЭ по теме "Икона.Виды икон" провести интересный полный урок. Данная разработка направлена на полное усвоение данной темы, поможет научит...