Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_n_kursy.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
Ф.И.О. учителя: Полтева Елена Ивановна
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г
Цель урока: помощь учащимся в осмыслении нравственных христианских основ отказа от эгоистической позиции. Слайд 2
Планируемые результаты:
личностные:
– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле .
метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
предметные:
– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
- Презентация к уроку.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время |
1.Организаци-онный момент | - Добрый день, ребята! Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю всем нам хорошего урока. - Тихо сядьте. | Доброжелательный настрой на урок. | Самоопределение | 2 мин |
2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. О чем эта сказка? | Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят. Учащиеся высказывают свои мнения. (-О добре и зле.) | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… | 5 мин |
3.Формирова-ние темы и целей урока. | -Верно, ребята! Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3 -Сегодня на уроке нам предстоит узнать: -Как подражают Христу. -Чему радуются святые. -Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить? | Формулируют тему урока: «Зачем творить добро». Высказывают свои мнения: (Что такое добро? Что такое зло? Что такое совесть? Что такое милосердие? Что такое добродетель?) | Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. | 3 мин |
4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия | Игра «Цветок Добра» Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте их к сердцевине нашего цветка Добра. -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? Слайд 4 | Учащиеся записывают на лепестках добрые поступки Вспоминают правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними». (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»). | Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. | 5 мин. |
5. Открытие нового знания. | Работа с учебником. Прочтите следующую фразу « У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами…» Словарная работа. - Кто такие эгоисты? Определение понятия «эгоизм» по словарю: ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-Что противостоит эгоизму? - Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность Благо дар дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили. Работа с текстом. - Познакомьтесь с легендой на с. 68 Слайд 5
Вопросы на восприятие. -Понравилась легенда? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос? -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? -Возможно, даже рискуя своей жизнью. -Что говорил Христос? -Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. -Такое состояние человека называют самоотверженность. Слайд 6 -Как вы понимаете это слово? Словарная работа. Самоотверженность. Сам отверженность человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами. -Какого человека можно назвать святым? Слайд 7 Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. -Какой вывод можем сделать? - Каким человеком нужно стремиться быть? Так чему же радуются святые? Это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами. ФИЗМИНУТКА. «Волшебный цветок добра». Рубрика: «Это интересно». - Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение: «Спешите делать добро». Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом. Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
- Как вы понимаете это изречение? Работа с учебником. Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно. Рубрика «Это интересно» - Как был распят Пётр? Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой. -Как был распят апостол Андрей? Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона». -Как на иконе изображен апостол Андрей? -Какие художественные детали и подробности отражены художником? -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть? Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга - символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца. -Почитается ли имя апостола Андрея? - Что символизирует имя апостола Андрея? -На каком знамени изображён Андреевский крест? -Как называется этот флаг? Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации. Слайд 8 | Работа со словарём. Благодарность. Ответы детей: -Благо, дарить.
Учащиеся пересказывают легенду. -Христиан. -Арестовывали, казнили. -Он был христианином. -Христос.
-Куда ты идёшь, Господи? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз. -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников. -Вернулся в город. -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» -Да Пётр был благодарен Христу. -Христос и Пётр. - Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей: -Добрым, а не эгоистом. Духовной радости, духовному опыту. Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку. Слушают учителя. Высказывают своё мнение Ответы детей. Работа с учебником. Чтение рубрики «Это интересно» -На кресте, головой вниз. -На косом кресте. Работают с иллюстрацией. -Андрей стоит на фоне косого креста. Ответы детей. -Да, почитается. -Косой Андреевский крест. Андреевский крест стал изображаться на флаге Военно-морского флота. -Андреевский флаг. Рассматривают иллюстрацию. | Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. | 10 мин |
6. Первичное закрепление с проговарива-нием вслух. | -Так что же такое добро для христианина? - ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.
- Понятие многогранно: добро- хорошие поступки, добрые дела; добро - качества человека. -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее. - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. -Для чего рождён человек? -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. - Какое добро делают ребята нашей школы? (сажают деревья, чтят память ветеранов, проводят встречи и делают добрые дела для пожилых людей…) - Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя) Чтение древней церковной притчи. (Учебник) Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести. -Как вы понимаете эту притчу? Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи. Золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям. Работа над понятием ЗЛО Что такое зло? (противоположность добра) ЗЛО- все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать. (проговариваем вслух) Соотнесение понятий ДОБРО и ЗЛО -Что совершать легче: добро или зло? Почему? Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: «Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как, скажите, злу выжить». -Для чего рождён человек? -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. | Ответы детей. (проговариваем вслух) ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) Человек рожден для добра, а не для зла. Ответы детей. Чтение древней церковной притчи. Ответы. Ответы детей. Ответы детей. Проговариваем вслух. «Человек рожден для добра, а не для зла. Ответы детей. | 10 мин | |
7. Самостоятель-ная творческая работа. | Творческая работа в группах. Слайд 9 Составьте синквейн по теме нашего разговора: Зло Беспощадное, изворотливое Губит, калечит, убивает. Зло необходимо уничтожить! Борьба! Добро. Светлое, радостное. Помогает, спасает, лечит. Добро должно победить! Счастье! - Прочтите слова, которые вы видите на слайде. - К чему призывает нас автор строк? Слайд 10 | Составление синквейна. Читают стихотворение. Автор строк призывает поклоняться доброте. | 5 мин | |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока. | - Ребята, что вы узнали нового? -Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли? - Какими качествами должен обладать человек? -Каким должно быть его сердце? - Оцените свою работу на уроке. | Ответы детей, самооценка своей деятельности. | Умение контролировать и оценивать свои действия. | 3 мин |
9.Дифференцированное домашнее задание. | Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: слайд 11 1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких; 2)подбери пословицы о доброте; 3)подбери притчу о доброте. Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. По жизни ты иди всегда только дорогой Добра. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по предмету «Математика». 2 класс."Конкретный смысл умножения"
Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на деление и умножение, развивать внимание и логическое мышление...
Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс
Цель : раскрыть роль дружбы в жизни человека....
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ 4 класс
Цель: раскрыть особенности моральных норм...
Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ 4 класс "Честь и достоинство"
Технологическая карта урока отражает не только этапы урока, виды работы учащихся, но и формируемые УУД на каждом из этих этапов....
Технологическая карта урока Тема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. ОДИН, ДВА, ТРИ… ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»
Технологическая карта урокаТема: ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ. ОДИН, ДВА, ТРИ…ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…»...