Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика |
1.Организационный момент. Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.
| Круг радости Звучит спокойная мелодия. Учитель предлагает учащимся встать в круг и условным жестом показать свое настроение. Если настроение хорошее – большой палец правой руки поднят вверх, если не очень хорошее – большой палец направлен параллельно полу, плохое – палец вниз. Учитель шепчет на ушко рядом стоящему ученику фразу: «Ты самый лучший, самый добрый человек». Эти слова нужно шепотом передать другому учащемуся. - Изменилось ли их настроение от этих слов и, если изменилось, нужно хлопнуть в ладоши. - Как вы думаете, почему изменилось у нас настроение? - Конечно же, настроение улучшается от добрых, ласковых слов. В сердцах людей зажигается огонек доброты. И сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы этот огонек всегда согревал наши сердца и сердца окружающих нас людей.
| Игра «Круг радости»
|
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.
| Создание проблемной ситуации. -Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! - А почему доктор Айболит добрый: потому, что он под деревом сидит? - А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый? -Посмотрите на лист с заданием. На партах: добро положительное хорошее милое полезное - Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика. - Что такое антонимы? – В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Определите тему урока. (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) - Как отличить добро от зла? Где проходит эта граница? (проблема!) - Какую цель поставите перед собой? | Слушают, отвечают на вопросы.
Определяют тему урока, цель. |
3. «Открытие» нового знания Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы
| 1.Что такое добро? - Где мы можем найти определение этому слову? Так что же такое добро? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.12. Запишите определение в тетрадь.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". -Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я? 2. Что такое зло? Найдите определение этому понятию в учебнике с.12. Запишите определение в тетрадь. Найдем определение в словаре Ожегова. «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». | Работа с учебником, словарем.
|
-Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Работа с притчей. - Ребята, вспомним, что такое притча? - Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! «Пуговица» Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... (пауза) - Как вы думаете, что произошло дальше?
Продолжение чтения И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: (пауза) - Что мог сказать ему ангел?
Продолжение чтения «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
- О чём эта притча? - Кто герой этой притчи? - К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему? - Как жил это человек? - Что значит путано? - Как он решил изменить свою жизнь? - О каком добром деле он забыл? - Как вы понимаете последние строки притчи? - Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске) - А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске) - Чему учит нас эта притча? -Какое бы вы название придумали этой притче? | Ответы на вопросы.
Работа с притчей. Чтение с «остановками». |
4. Первичное закрепление Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
| - Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. - А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. Добро и зло – особые слова. Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом. | Добро | Зло | Цвет | | | Слово | | | Чувство | | | Сказочный герой | | | Поступок | | |
-Посмотрим, что у вас получилось. -Что проще: говорить о добре или делать добро?
Работа в группах Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль. 1.В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________
2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________.
3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________. - Выскажите свое мнение. Обоснуйте свой ответ. | Ответы на вопросы.
Игра «Ассоциации»
Работа в группах. Анализируют ситуации, высказывают свое мнение. |
5. Физкультминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
| Встаньте, ребята, возьмите зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.
|
6.Самостоятельная работа Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.
| - Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем…» – Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа. Большое количество пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость. – Задание в парах. Соберите пословицы. - Рубашка износится, а доброе дело не забудется. - За недобрым пойдешь - на беду набредешь. - Доброе слово человеку, что дождь в засуху”. - Не одежда красит человека, а его добрые дела. - Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. Путь к доброте очень нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты, падения, спуски и подъемы. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. | Работа в парах. Собирают пословицы, объясняют их смысл. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Создание условий для рефлексии
| - Я предлагаю вам построить надежный щит на пути зла. В помощь я вам даю слова – «кирпичики», из которых вы сложите стену – щит. Выбирайте кирпичики с умом – ведь не каждый из них годится. («Кирпичики»: добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, добродетель, улыбка, зависть, ослушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.) - Посмотрите, ребята, какие слова остались? Почему они не пригодились? Мы продолжим на следующем уроке разговор о добре и зле. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Хочу закончить наш разговор словами древнегреческого философа Аристотеля: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добро, а для того, чтобы стать хорошими людьми». | Выбирают слова – «кирпичики», определяют важность данных качеств для себя. |
8.Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание
| Задание по выбору: 1)Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. 2)Напишите сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».
| Выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей. |