разработка урока по светской этике "Милосердие- закон жизни"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Милосердие-одно из самых красивых слов на свете.Оно говорит о сердце,которое любит и жалеет.
Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече,кого любим, кого хотим видеть
Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_miloserdie-zakon_zhizni.docx | 41.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Трифанова Марина Александровна
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Милосердие – закон жизни.
Место урока в изучаемой теме: 3 урок
Продолжительность учебного занятия: 40 мин
Тип: Усвоение новых знаний
Цель: Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации;
Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения
Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность и положительные эмоции. .
Задачи урока:
1.Образовательные:
- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня как об основополагающих в этике;
-умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
2.Развивающие:
-развивать познавательный интерес к предмету;
-развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
-развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
-развивать творческие способности.
3.Воспитательные:
-формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
-формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;
-воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, аудиозаписи, словари В.Даля и С.И.Ожегова.
Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.
Планируемые результаты:
Предметные:
-задумаются над понятиями милосердие и сострадание;
-узнают, что одно из дел милосердия - милостыня;
-познакомятся с притчами о милосердии.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия.
Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные:
-давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности,
-формировать представление о милосердии, позитивное отношение к людям.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание (Планируемые результаты) |
1. | 1.Актуализация опорных знаний. Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Звучит песня «Дорогою добра» Слайд 1,2. Добрый день, ребята! Какие хорошие слова мы сейчас услышали - всегда иди дорогою добра. Именно по этой дороге мы с вами и отправляемся. (Проверка домашнего задания. Проект. Сказки о добре. Оформление выставки сказок и рисунков.) -Посмотрите на ваши рисунки. На них вы изобразили сказочных героев. - А каким сказочным героем вы бы хотели стать, чтобы изменить мир к лучшему? - Как нужно относиться к окружающему вас миру? | Приветствуют друг друга и учителя. Ответы детей | Эмоциональный настрой Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения |
2. | Постановка учебной задачи Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Создание проблемной ситуации. Вы правы, человек должен всегда стремиться к добру, истине и красоте. Потому, что он живет в обществе. Но в современном мире есть люди, которые живут в одиночестве. - Какое чувство у вас вызывает одинокий человек, который не ждет для себя ничего доброго от жизни? (жалость) - Как вы думаете, человеку приятно это видеть по отношению к себе? (Возможно, нет) - А какое чувство будет более действенным? (сочувствие) Слайд 3 -Как вы понимаете слово сочувствие? (высказывания детей) Слайд 4 - О чем мы будем говорить на уроке? Прочитайте тему урока? Слайд 5 Чтение сказки Ириса Ревю «Урок добра» Приложение 1 -Чему учила мама-пеночка своих детей? -Почему потеряли дети маму-пеночку? -Каким образом пеночка узнала о существовании голодных птенцов? -Каким образом была оказана помощь птенцам? Слайд 6 Какие пословицы подходят к сказке? Доброе дело вовек не забудется. - В чем главный смысл сказки? -Главный смысл сказки заключается в том, что надо быть милосердным. Милосердие в нашей жизни никто не отменял. Милосердие и душа тесно связаны между собой. Милосердие – это потребность души сделать что-то хорошее. -Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое милосердие, почему нужно стремиться, чтобы это понятие стало законом жизни?) | Слушают, отвечают на вопросы Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания Записывают тему урока в тетрадь. | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3 | Физминутка Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Слайд 7 (Дети рисуют в воздухе сердце. Сначала маленькое, затем больше, больше… и символически отдают его людям. ) | Выполняют движения под музыку | |
4 | Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания | В начале урока мы говорили о том, что одинокий человек вызывает жалость. - Почему важно не унижать человека жалостью? -Что значит проявлять участие в делах и переживаниях другого человека? -Каким людям свойственно милосердие? Слайд 8 Приложение 2 ПРИТЧА О ПОМОЩИ. (Беседа по ходу чтения притчи.) -Что вы скажите про этих ребят? - Зачем они бросили камень? Послушайте продолжение -Почему мужчина не хотел отремонтировать машину? (потому что она напоминала ему о том, что если ты не услышишь шёпот, в тебя полетит камень) - Каким был этот человек? -Почему мальчику пришлось бросить камень? -Каким был мальчик? -Какие чувства проявил молодой человек? - Что такое милосердие? Слайд 9 Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие» Назовите корень слова. (Дети отвечают, что в слове два корня) -Умнички! Итак, корень «мил» и корень «серд». - Что значит быть милосердным? - Попробуйте объяснить слова сострадать, сочувствовать, сопереживать? Слайд 10 Работа со словарями. _ Давайте прочтем в словарях понятие слов: а) милосердие б) сострадание в) милый (работа в группах) - Милосердие - одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое любит и жалеет. Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого хотим видеть, но кому скучаем, если его нет. - Часто ли мы разделяем чувства другого человека? -Рядом со словами сочувствовать, сопереживать и сострадать поставьте вопрос (кому?), напишите ответы, это будет ваш первый опыт милосердия? Давайте попробуем расширить этот опыт. Слайд 11 -Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие? Притча. Приложение 3 -Какое действие проявил этот человек? -Чем же отличаются эти действия? - Прочтите в учебнике на с.91 последний абзац. - Согласитесь вы с этими рассуждениями. -Рассмотрите иллюстрацию на с.91 -Что делает девочка? Какое чувство она проявляет? - Как вы помогаете своим близким людям, домашним животным? - Какие чувства проявляете вы? - Как вы думаете все ли нуждаются в милосердии? Слайд 12. Конечно нет. Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека. | Размышляют Слушают, анализируют и высказывают своё мнение Работают со словарями Письменная работа Работают с учебником, размышляют, высказывают своё мнение | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
5. | Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о милосердии, людях, избравших милосердие профессией, развития умений находить ответы на проблемные вопросы | - Что вы можете сказать о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни? Профессии милосердия Работа в группах: 1 группа – составляет список профессий милосердия. 3 группа – вспоминает и записывает произведения, в которых рассказывается о людях, имеющих эти профессии. Слайд 13. Вывод: Существует мнение, что самый большой человеческий порок - неблагодарность. Сейчас вы преодолели это, высказав слова благодарности. Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность! | Работают в группах. Читают статью в учебнике и по ходу чтения анализируют воспринимаемый материал. Записывают вывод в тетрадь | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. 7 8.
| Первичное закрепление Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Закрепление основных этических понятий Цель: выявить наиболее распространенные проявления милосердия, углубить сущность известных понятий Итоги урока Цель: выяснение достигнутых результатов | Выполнить задания в парах. 1 Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей. (Больной, сирота, обиженный, нищий, провинившийся) (Здоровье, хлеб, утешение, приют, покаяние, прощение) 2.Что лучше? (Ответ подчеркните в каждой паре глаголов) Выслушать – закричать Поделиться – отобрать Позавидовать – порадоваться Поссориться – уступить Обидеться – простить Протянуть ладонь – показать кулак Утешить - промолчать 3.Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке: Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый. (проверка) Слайд 14 Сегодня на уроке мы много говорили о милосердии. . В настоящее время милосердие находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость. Путешествие по дороге добра не заканчивается на нашем уроке. Путь к милосердию долгий и трудный, на котором человека ожидают взлеты, падения, крутые подъемы и стремительные спуски. Быть милосердным очень трудно. Человек должен чаще размышлять о совершенных поступках. - Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? А в завершении урока я хочу прочитать притчу. Слайд 15. Приложение 4. Ребята, вам жалко цветок? Почему? -А мальчик поступил хорошо? Ребята, цветку, который пожалел мальчика несмотря на пережитую боль, мы помочь не сможем, а вот мальчику попробуем. Все ваши хорошие поступки будут нести любовь и милосердие нашим близким и окружающим людям. Мир наполнится добротой. Любите и будьте милосердны к людям! | Дети выполняют задания в парах Слушают, анализируют, отвечают на вопрос | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
9. | Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | Слайд 16. Дифференцированное задание на дом: - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте образ милосердия. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о милосердии. Или: Написать мини-сочинение на тему «Почему милосердие мило сердцу?». | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей | |
11. | Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: Создание условий для рефлексии | Слайд 17. Мы продолжим на следующем уроке разговор о милосердии. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Пусть эпиграфом к нашему следующему уроку станет стихотворение Е.Влади «Раскрой ладонь» Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее, | Учащиеся вместе поют песню | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сказка «Урок добра»
Автор: Ирис Ревю
Жила-была птица пеночка. И были у неё детишки – такие маленькие птенцы, которые умели говорить только: «Пи-пи-пи».
Птенцы высовывали из гнезда свои крохотные головы. Они знакомились с окружающим миром. Мама-пеночка учила их всему:
— Сейчас светлый день, а бывает темная ночь. Самые высокие в лесу – это деревья, самые голосистые – птицы, самые крупные – звери. Жужжат в лесу пчелы и осы, а гудят шмели.
Ещё мама-пеночка рассказывала детям о том, что самая вкусная еда – это насекомые. Но за ними нужно летать. Поэтому какое-то время малыши будут находиться без присмотра мамы и папы.
Но вот однажды, когда пеночка улетела за насекомыми, дети её потеряли. Её долго не было. А случилось вот что. Пролетая над старой елью, пеночка услышала, как пищат где-то рядом какие-то птенцы. По голосу она поняла, что это не её малыши. Она полетела на незнакомое «пи-пи-пи» и на ветке увидела гнездо с птенцами. Что это были за птицы?
Дело в том, что пеночка не знала, что это были за птицы. Да и какая разница, кто это – корольки или малиновки, было понятно, что птенцы очень голодны. Их писк был писком отчаяния. Пеночка поделилась с ними насекомыми и полетела к своим детям. Накормив их, она направилась к сороке.
— Уважаемая сорока, вы в нашем лесу самая разговорчивая и общительная. Попросите птиц помочь мне выкормить незнакомых птенцов. Гнездо находится на старой корявой ели.
Получив согласие сороки, не медля ни секунды, пеночка полетела кормить своих и чужих детей. А вскоре появились и другие крылатые помощницы.
— Куда же делась мать незнакомых птенцов? Этого никто не знал. Может, попалась в лапы хищной птицы, может, ещё что приключилось.
Пока найденные птенцы не окрепли, пеночка и другие мамы кормили и не оставляли их без присмотра. Потом пеночка научила малюток ориентироваться в лесу, показала, как добывать себе пищу. К концу лета птицы окрепли, и многое стали делать самостоятельно.
Они искренне поблагодарили добрую пеночку за проявленное милосердие.
— Ты, пеночка, наша мама, твою доброту мы никогда не забудем!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Притча о мальчике, бросившем камень в машину.
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив
одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
Паршивец! Как ты посмел бросить в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!...
-Что вы скажите про этих ребят?
-Зачем они бросили камень?
Послушайте продолжение:
Простите меня, мистер, - ответил мальчик.
-У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат -инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Притча
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
-Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Притча
Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.
Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"
Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"...
Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни" по предмету "Окружающий мир" в 3 классе.
quot;Здоровый образ жизни". Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. ("Школа России").Актуализация и расширение знаний школьников о здоровом о...
Методическая разработка урока по светской этике «Любовь – основа жизни»
Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали...
Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие - закон жизни"
Милосердие - закон жизни...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Милосердие-закон жизни"
Класс: 4УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И.Тема урока: «Милосердие –закон жизни»Цели урок...
Разработка урока Основ светской этики по теме: Род и семья-исток нравственных отношений
Конспект урока с применением технологии развития читательских компетенций,УУД младших школьников с презентацией...