Разработка урока по светской этике "Ещё раз о добре и зле"
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Ещё раз о добре и зле».
Цель: закрепление понятий о этических и культурных ценностях «добро и зло» у младших школьников.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о добре и зле как основных этических понятиях;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать умения работать в группах, развивать коммуникативные компетенции учащихся и культуру выражения мысли;
- развивать творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам, внимательное отношение к тем, кто нас окружает;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной системы и интерактивной доски.
Оборудование:
Мультимедийная презентация. Компьютер. Проектор. Интерактивная доска. Шаблоны. Карточки. Диск к предмету «Светская этика».
Виды деятельности: беседа, работа со словарями, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, чтение стихотворений наизусть.
ХОД УРОКА
Звучит музыка «Азбука добра»
- Организационный момент (слайд №1)
Ребята, всем внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Он позвал нас на урок.
Посмотрите на меня. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите и подумайте, о чём мы будем говорить сегодня. Внимание на экран. (слайд №2)
2. Создание проблемной ситуации (просмотр анимации)
- Ребята, кто из вас просмотрев мульфильм сможет определить тему нашего сегодняшнего урока?
-Предположите, о чем мы можем узнать на уроке? Какова наша цель? (ответы детей)
На доске слова: (слайд №3)
ДОБРО ЗЛО
3.Работа в парах.
- Как с точки зрения русского языка называются слова «добро» - «зло»? (антонимы)
- Начнем работу. Перед вами разноцветные карандаши. Раскрасьте эти два слова. Выберите из предложенных тот цвет, которым можно обозначить «добро», «зло», обоснуйте свой выбор.
Слайд № 4
Учитель: Действительно, «добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно поэтому многие авторы в своих произведениях затрагивают эту проблему. И мы сегодня попробуем с вами ответить на следующие вопросы:
-Что такое добро и что входит в понятие добра.
-Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления.
-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
4. Введение в тему урока
- Вступительное слово учителя
Понятиями «добро» и «зло» руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому, что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом и запрещать, предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.
- Как вы понимаете слово добро?
(ответы детей)
- Как вы понимаете слово зло?
(ответы детей)
5.Словарная работа. слайд № 5
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
6. «Мудрые мысли» (слайд №6)
- Как вы понимаете эти слова?
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра» Л.Н. Толстой.
- О чем хотел сказать Л.Н. Толстой?
7. Работа с пословицами
Слово учителя:
Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
Большое количество пословиц и поговорок о добре создала русская народная мудрость.
Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.
8. Собери пословицы. (слайд № 7) .
У вас на парте лежат карточки с пословицами. Давайте с ними поработаем. Соедините стрелками слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добро помни, а зло забывай.
Проверка выполненной работы.
Физкультминутка слайд № 9
«Игра в фанты»
(повторение ситуации анимации)
Чтение стихотворения «Твори добро» (читает ученик)
Слайд № 10
Твори добро – нет большей радости.
И жизнью жертвуй, и спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь, действительно,
Всё встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружие сильных – доброта.
9. Игра «Аукцион добрых слов» слайд № 11
Вспомните девиз нашего урока «Поделись добром». Напишите на ромашке как можно больше добрых слов соседу по парте и передайте ему.
10. Работа с текстом. слайд № 12
Добро и зло можно увидеть в художественных произведениях, в устном народном творчестве – притчах.
- Возьмите карточку №3. Прочитайте притчу. Посовещайтесь и ответьте на поставленный вопрос.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вопрос 1: Как вы понимаете слова вождя: «В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная»?
Вопрос 2: Почему в притче сравнивается «битва» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?
Вопрос 3: Понял ли внук сравнение «битвы» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?
Вопрос 4: Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
11. Итог урока. Рефлексия.
Работа с тренажёром. Ответы на контрольные вопросы.
- Добро многогранно. Закончите предложения.
- Я могу простить другого человека, если…
- Я сделаю добро другому человеку и мне…..
- Я не буду злиться, если…
- Я лучше помогу товарищу, чем….
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Домашнее задание по выбору (слайд № 13)
- Придумай добрые дела, которые ты можешь совершить со своими одноклассниками.
- Соверши доброе дело и поделись с друзьями.
Слайд № 14
Спасибо за урок!
Звучит песня «Про доброту».