Разработка урока по светской этике "Ещё раз о добре и зле"
методическая разработка (4 класс) по теме

Трофимова Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshchyo_raz_o_dobre_i_zle.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Ещё   раз  о   добре и зле».

Цель: закрепление  понятий  о  этических и культурных ценностях  «добро  и  зло»  у младших   школьников.

Задачи: 

Предметные:

- формировать знания о добре и зле как  основных этических понятиях;

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать умения работать в группах, развивать   коммуникативные компетенции учащихся и культуру выражения мысли;

- развивать творческие способности;

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к нравственным поступкам, внимательное отношение к тем, кто нас окружает;

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Тип урока:  комбинированный урок с использованием   мультимедийной системы  и  интерактивной  доски.

Оборудование: 

Мультимедийная презентация. Компьютер. Проектор. Интерактивная  доска. Шаблоны.  Карточки. Диск  к  предмету «Светская  этика».

Виды деятельности: беседа, работа  со  словарями,  устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пословицами, чтение стихотворений  наизусть.

ХОД УРОКА

Звучит  музыка  «Азбука  добра»

  1. Организационный момент (слайд №1)

Ребята, всем   внимание –

                  Ведь прозвенел звонок.

                  Он  позвал  нас  на  урок.

Посмотрите на меня. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите  и  подумайте,  о  чём  мы  будем говорить  сегодня.  Внимание   на  экран.   (слайд №2)

2. Создание проблемной ситуации (просмотр  анимации)

- Ребята, кто  из  вас  просмотрев  мульфильм  сможет  определить  тему  нашего  сегодняшнего  урока?

-Предположите, о чем мы можем узнать на уроке? Какова наша цель? (ответы детей)  

На доске слова: (слайд №3)

ДОБРО                                    ЗЛО

3.Работа  в  парах.

- Как с точки зрения русского языка называются слова «добро» - «зло»? (антонимы)

- Начнем работу.  Перед  вами разноцветные  карандаши.   Раскрасьте   эти  два  слова.   Выберите из предложенных тот цвет, которым можно  обозначить «добро», «зло», обоснуйте свой выбор.

Слайд № 4

Учитель: Действительно, «добро» и «зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно поэтому многие авторы в своих произведениях затрагивают эту проблему.  И  мы  сегодня  попробуем  с  вами  ответить  на  следующие  вопросы:

-Что такое добро и что входит в понятие добра.

-Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления.

-Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

4. Введение в тему урока

- Вступительное слово учителя

Понятиями «добро» и «зло» руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря тому,  что люди понимают, что такое добро и зло, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом и запрещать, предотвращать ссоры, насилие, жестокость. Рассмотрим подробнее, что же такое добро и что такое зло.

- Как вы понимаете слово добро?

(ответы детей)

- Как вы понимаете слово зло?

(ответы детей)

5.Словарная работа.  слайд № 5

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

6. «Мудрые мысли» (слайд №6)

- Как вы понимаете эти слова?

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра» Л.Н. Толстой.

- О чем хотел сказать Л.Н. Толстой?

7. Работа с пословицами 

Слово учителя:

Доброта – это самое ценное нравственное качество русского народа.
Большое количество пословиц и поговорок о добре создала русская народная мудрость.

Пословицы недаром появляются.

Без них прожить никак нельзя,

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой  чему-то научают

И от беды нас берегут.

– Только ли хорошие слова нужно говорить, что бы быть добрым?
– Научиться быть добрым сложно. Добро и зло всегда идут рядом. Дорога к добру нелегка, поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.
– Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Но и добро нужно уметь делать правильно.

8. Собери пословицы.   (слайд № 7) .

У вас на парте лежат карточки с пословицами.  Давайте с ними поработаем.  Соедините стрелками  слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица.

  1. Доброе слово лечит,   а злое калечит.
  2. Доброе слово человеку,  что дождь в засуху.
  3. Кто любит добрые дела,   тому и жизнь мила.
  4. Худо тому,  кто добра не делает никому.
  5. Добро помни,  а  зло  забывай.

Проверка выполненной работы.

Физкультминутка  слайд № 9

«Игра  в  фанты»

(повторение  ситуации  анимации)

Чтение  стихотворения «Твори  добро» (читает ученик)

Слайд № 10  

Твори добро –  нет большей радости.

И жизнью жертвуй, и спеши

 Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь, действительно,

Всё встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружие сильных – доброта.

9. Игра «Аукцион добрых слов»  слайд № 11

Вспомните девиз нашего урока «Поделись добром». Напишите  на  ромашке как можно больше добрых слов соседу по  парте  и передайте ему.

10. Работа с текстом.   слайд № 12

Добро и зло можно увидеть в художественных произведениях, в устном народном творчестве – притчах.

- Возьмите карточку №3. Прочитайте притчу. Посовещайтесь и ответьте на поставленный вопрос.

Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.

– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?

– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопрос 1: Как вы понимаете слова вождя: «В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная»?

Вопрос 2: Почему в притче сравнивается «битва» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?

Вопрос 3: Понял ли внук сравнение «битвы» светлой и темной сторон человека с битвой двух волков?

Вопрос 4: Как вы понимаете заключительные слова притчи: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?

11. Итог урока. Рефлексия.  

Работа   с  тренажёром.  Ответы  на  контрольные  вопросы.

- Добро многогранно. Закончите предложения.

- Я могу простить другого человека, если…

- Я сделаю добро другому человеку и мне…..  

- Я не буду злиться, если…

- Я лучше помогу товарищу, чем….

Добрым быть совсем – совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета

Домашнее задание по выбору (слайд № 13)

- Придумай добрые дела, которые ты можешь совершить со своими одноклассниками.

- Соверши доброе дело и поделись с друзьями.

Слайд № 14

Спасибо  за  урок!

Звучит  песня   «Про  доброту».