Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме

Сухинина Нина Анатольевна

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Бельковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект  урока по ОРКСЭ

модуль «Светская этика»

Тема:  «Справедливость».

Подготовила: Сухинина Н. А.

(первая квалификационная категория,

педстаж 5 лет)

2012-2013 учебный год

Тип урока: изучение нового материала

Цели Слайд 2.

 Создать условия:

для формирования у учащихся представлений о справедливости;

для развития умений правильно оценивать свои и чужие поступки, высказывать свое мнение, поступать по справедливости.

Задачи Слайд 3.

  • Создать условия для: развития кругозора учащихся.
  • Содействовать формированию у обучающихся умений: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, делать выводы и обобщения, понимать, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения; строить понятные высказывания; распределять роли  при работе в паре, в группе.
  • Создать условия для формирования: представлений о справедливости, справедливом поступке.

Виды деятельности:

  • Беседа;
  • Самостоятельная работа со словарем.
  • Работа в парах.
  • Работа с учебником.
  • Визуальное восприятие.
  • Устные высказывания на тему.

Новый термин: Справедливость.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, словарь Ожегова, русская энциклопедия, учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

        Учащиеся сдают учителю работы со следующим выполненным заданием:

  • Подберите пословицы на тему «Моральный долг» и найдите иллюстрации к данной теме.

II. Сообщение темы  урока.

Слово учителя. Слайд 4.

- Сегодня мы начнем урок с отгадывания кроссворда. Ключевое слово – наша сегодняшняя тема. А при разгадывании кроссворда мы повторим основные понятия по нашему предмету.

Слайд 5.

Кроссворд:

1. Середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой. (Мужество)

2. Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе или другим людям, называется … . (Порок)

3. Середина между расточительностью и скупостью. (Щедрость)

4. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. (Мораль)

5. Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (Ответственность)

6. Древнегреческий философ, который считал, что этика – часть философии. (Аристотель)

7. Завершите поговорку: «За недобрым пойдёшь - на беду … ». (Набредёшь)

8. Середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. (Дружелюбие)

9. Наука, которая рассматривает поступки  и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

10. Дополните слова Цицерона: «Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и …». (Любовь)

11. Противоположность зла. (Добро)

12. Как переводится с греческого слово «София». (Мудрость)

13. Как называется характеристика, выражающая стремление  человека к доброму, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. (Добродетель)

14. Дополните слова Конфуция: «Сознавать долг и не исполнять его – это …». (Трусость)

Ключевое слово: СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

III. Работа по теме.

1. Слайд № 6.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Что такое справедливость? Дети дают разные варианты ответов.

2. Работа в группах. 

Слайд № 7.

1 группа (работа с цитатами) – объясняет смысл следующих цитат:

  • Из всех добродетелей самая редкая - справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек. - Ф. Грильпарцер
  • Справедливый человек - не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. – Менандр.

2 группа (работа со словарями) – ищет значение слова «справедливость» в толковом словаре С. И. Ожегова и в Русской энциклопедии.

Представители первой группы объясняют смысл цитат. Остальные учащиеся дополняют ответ.

Представители второй группы зачитывают значения слова «справедливость».

Слайд № 8. Учащиеся записывают эти значения в свои тетради (работа с тетрадью).

Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие.

(Толковый словарь С. И. Ожегова) 

Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.

(Русская энциклопедия)

Работа с электронным приложение. Тренажёр № 1.

3. Чтение рассказа «Справедливость» и работа с ним.

Слайд № 9.

Чтение первой части рассказа.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Слайд № 10.

Учащиеся характеризуют кошку Мурку и предлагают свой вариант заключительной части рассказа.

Слайд № 11.

Чтение заключительной части рассказа «Справедливость».

Кончилось все это  тем,  что  выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.

Слайд № 12.

Учащиеся высказывают свое мнение о поступке хозяев животных. Приводят примеры поговорок к данному рассказу.

Например: Любишь кататься люби и саночки возить.

                   Что посеешь, то и пожнешь.

                   Не рой яму другому, сам в неё попадёшь и др.

4. Работа с учебником стр. 28-29.

Учащиеся самостоятельно читают учебник находят в нём признаки справедливости.

Слайд № 13. Признаки справедливости.

  • Признак соразмерности (поступок должен быть оценён по заслугам).
  • Признак уравнивания («равное за равное»).

Работа с электронным приложением. Тренажёр № 2. Задание 2, 3, 4.

Учащиеся находят в учебнике моральные правила.

Слайд № 14. Моральные правила.

  • Избегайте в своих действиях зла.
  • Стремитесь к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.
  • Признавайте правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте.
  • Будь готов пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
  • Стремитесь найти решение, которое могло бы устроить всех.

Работа с электронным приложением. Контроль. Задание 1. Тренажёр № 4.

5 Восстановите поговорки.

Слайд № 15. Учащимся предлагается правильно восстановить поговорки.

Поговорки:

Как аукнется, так и откликнется.

Око за око, зуб за зуб.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

По Сеньке шапка.

6. Страничка для любознательных.

Слайд № 16, 17, 18.

Фемида

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида– титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблематике.

Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов

древнегреческой  Фемиды  и  римской Юстиции,  и  справедливее   называть

облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией,  поскольку  у  Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь.

Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой – обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.

Весы  - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия

взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость  и справедливость

правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Конечно, поднятый меч не особо выигрывает в плане композиции скульптуры, потому-то его частенько и «опускают» ваятели. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия.

IV. Итог урока.

Слайд № 19.

Учащимся предлагается найти верное определения для понятия «справедливость».

Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п.

Учащимся предлагается распределить фразы в соответствии с принципами справедливости.

Принцип соразмерности: Аморальный поступок – осуждение.

                                               Добродетельный поступок – почёт и уважение.

Принцип уравнивания: Разные результаты – разные награды

                                          Равные награды за равные достижения

V. Рефлексия в технике «Закончи предложение».

Слайд № 20.

У каждого учащегося на столе листок со следующим содержанием:

1. Я сегодня узнал… _______________________________

2. Самым сложным для меня было…__________________

VI. Домашнее задание.

Слайд № 21, 22.

Класс делится на 5 группы и выполняют задание: «Расскажите о несправедливом отношении одних героев сказки к другим».

1 группа – работает со сказкой «Морозко».

2 группа – работает со сказкой «Аленький цветочек».

3 группа – работает со сказкой «Цветик семицветик».

4 группа – работает со сказкой «Мужик и медведь».

5 группа – работает со сказкой «Золушка».

Литература:

  1.  С.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского язык
  2. Русская энциклопедия
  3. http://enc-dic.com
  4. http://skazkiwsem.ru
  5. http://images.yandex.ru
  6. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
  7. http://mirnot.narod.ru
  8. http://o-pogovorkah.ru
  9. http://www.wisdoms.ru



Подписи к слайдам:

Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Бельковская СШ»Сухинина Нина Анатольевна
Создать условия:для формирования у учащихся представлений о справедливости, для развития умений правильно оценивать свои и чужие поступки, высказывать свое мнение, поступать по справедливости.
Содействовать формированию у обучающихся умений: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное, делать выводы и обобщения;понимать, что у людей могут быть разные, не совпадающие точки зрения;строить понятные высказывания;распределять роли при работе в паре, в группе.Создать условия для формирования:представлений о справедливости, справедливом поступке.
Создать условия для: развития кругозора учащихся.
Сегодня мы начнем урок с отгадывания кроссворда. Ключевое слово – наша сегодняшняя тема. А при разгадывании кроссворда мы повторим основные понятия по нашему предмету.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
М
У
Ж
С
Е
Т
В
О
1. Середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой.
П
О
Р
О
К
Щ
Е
Д
Р
О
С
Т
Ь
М
О
Р
А
Л
Ь
О
Т
В
Е
Т
С
Т
В
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
А
Р
И
С
Т
О
Т
Е
Л
Ь
Н
А
Б
Р
Е
Д
Ё
Ш
Ь
Д
Р
У
Ж
Е
Л
Ю
Б
И
Е
Э
Т
И
К
А
Л
Ю
Б
О
В
Ь
Д
О
Б
Р
О
М
У
Д
Р
О
С
Т
Ь
Д
О
Б
Р
О
Д
Е
Т
Е
Л
Ь
Т
Р
У
С
О
С
Т
14. Дополните слова Конфуция: «Сознавать долг и не исполнять его – это … ».
2. Действие, результатом которого оказываетсяпричинение зла себе или другим людям, называ-ется … .
3. Середина между расточительностью и скупостью.
4. Система норм и ценностей, регулирующихповедение людей.
5. Черта характера личности и её действий,которая говорит о том, что человек отвечаетза собственный свободный выбор.
6. Древнегреческий философ, который считал,что этика – часть философии.
7. Завершите поговорку: За недобрым пойдёшь - на беду … .
8. Середина между угодничеством и вредностью, вздорностью.
9. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.
10. Дополните слова Цицерона: «Три добродетели украшают душу: красота, мудрость и … ».
11. Противоположность зла.
12. Как переводится с греческого слово «София».
13. Как называется характеристика, выражающаястремление человека к доброму, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.
Ь
Из всех добродетелей самая редкая - справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек. - Ф. ГрильпарцерСправедливый человек - не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. – Менандр
1 группа работает с цитатами.Объясните как вы понимаете эти цитаты?
2 группа работает с словарями.Найдите значение слова «справедливость»в толковом словаре С. И. Ожигова и Русскойэнциклонедии.
Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие.
Справедливость - одна из семи человеческих добродетелей, сложное моральное понятие, означающее совершение поступков по правде, по совести, по правоте, по закону.(Русская энциклопедия)
(Толковый словарь С. И. Ожегова)


Подписи к слайдам:

Выполнила: учитель начальных классов МОУ «Бельковская СШ»Сухинина Нина Анатольевна
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
Как можно охарактеризовать кошку Мурку?Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.
Как вы думаете справедливо ли поступили хозяева?Какие поговорки можно подобрать к этому рассказу?
Признак соразмерности (поступок должен быть оценён по заслугам).Признак уравнивания («равное за равное»).
Стремитесь к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.Признавайте правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте.Будь готов пойти навстречу другому человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.Стремитесь найти решение, которое могло бы устроить всех.
Избегайте в своих действиях зла.
шапка
Око за око,
люби и саночки возить
Что посеешь,
то и пожнёшь
Любишь кататься,
так и откликнется
По Сеньке
зуб за зуб
Как аукнется,
Фемида Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка; в пантеоне божеств Фемида – титанида, дочь Урана и Геи; была первой женой Зевса, и от этого брака родились "горы" и "мойры". Одной из дочерей Фемиды была гора Дике - богиня справедливости. Зевс вершил правосудие только в присутствие Дике и Фемиды. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки. Главными атрибутами Фемиды являются меч и весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохрани-тельными органами в своей эмблематике.
Здесь необходимо отметить, что уже давно произошло смешение образов древнегреческой Фемиды и римской Юстиции, и справедливее называть облеченную в мантию женщину с весами, мечом и повязкой именно Юстицией, поскольку у Фемиды еще не было повязки и римская богиня ближе к современному образу. Однако учитывая традиционность представлений и тот факт, что Юстиция - усовершенствованная римская копия Фемиды, этими соображениями можно пренебречь. Фемида - статная, достойная женщина, облеченная в мантию. В левой руке она держит весы, в правой – обоюдоострый меч. Глаза ее закрыты повязкой.
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Конечно, поднятый меч не особо выигрывает в плане композиции скульптуры, потому-то его частенько и «опускают» ваятели. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия.
Это моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п.
Это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный выбор.
Это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремиться.
Выберите верное определение.
Исправьте ошибки
Принцип соразмерности
Принцип уравнивания
Аморальный поступок - осуждение
Разные результаты – разные награды
Равные награды за равные достижения
Добродетельный поступок – почёт и уважение
1. Я сегодня узнал… ______________2. Самым сложным для меня было…__________________________
Расскажите о несправедливом отношении одних героев сказки к другим.
1 группа – работает со сказкой «Морозко».2 группа – работает со сказкой «Аленький цветочек».3 группа – работает со сказкой «Цветик семицветик».4 группа – работает со сказкой «Мужик и медведь».5 группа – работает со сказкой«Золушка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок основы светской этики

Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей  родословной....

Урок по светской этике.

Основы светской этикиТема: Образцы нравственности. Цель: приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России.Задачи: - познакомить с нравственными идеала...

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Методическая разработка урока по светской этике «Любовь – основа жизни»

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали...

разработка урока по светской этике "Милосердие- закон жизни"

Милосердие-одно из самых красивых слов на свете.Оно говорит о  сердце,которое любит и жалеет.Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече,кого любим, к...

Разработка урока Основ светской этики по теме: Род и семья-исток нравственных отношений

Конспект урока с применением технологии развития читательских компетенций,УУД младших школьников с презентацией...