Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"
план-конспект урока по орксэ (3 класс) на тему
Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_tvorit_dobro.rar | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока "Зачем творить добро"
Выполнила- учитель основ православной культуры МБОУ СОШ 4, Подольская Дарья Геннадьевна
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции в процессе обретения духовной радости; подвести к пониманию того, что творить добро – духовная радость.
Задачи урока:
- донести до учащихся понимание важности добрых поступков;
- на примере жизнеописания библейских героев разъяснить понятия добра, добрых поступков и дел;
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;
- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;
-помочь осознать добро как подражание христианской жертве;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.
Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа проектор, цветные карандаши и ручки.
Ход урока:
I. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:
– Какие доводы могут убедить людей творить добро?
– Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»? (Слайд)
– Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?
– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?
– Как на этот вопрос отвечают христиане?
II. Работа с текстом учебника.
II.1. Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете»
II. 2. Чтение статьи учебника.
II.3. Работа по тексту.
– Какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?
– Какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?
– «Золотое правило этики» – сформулируй его (проверка по Слайду)
– «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?
II. 4. (Слайд. Распятие).
- Беседа по вопросам.
- Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?
- Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?
- (Слайд. «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо ) Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?
- Что ты знаешь о преследованиях христиан?
(Вывод: основе добра лежит самоотвержение, или самоотверженность. По-настоящему счастливым делает человека духовная радость, она преображает его)
Работа в группах:
- Составление словарной статьи слова «самоотвержение».
(Слайд. «Самоотвержение-?»)
Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
(Дети в группах составляют определение , записывают на плакате и вывешивают на доске)
- Работа со словом: среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотвержение» и противоположные ему по ценностному смыслу.
1 группа: самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление
2 группа: самомнение, самонадеянность, самостоятельность, самоотверженность.
Дети располагают карточки на доске в 2 столбика:
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку | Слова с основой «само», имеющие положительную оценку |
Самолюбование Самолюбие, Самолюбивость Саможаление Самомнение Самонадеянность | Самоограничение Самоотречение Самостоятельность Самоотверженность |
- Составление «лестницы» самоотверженности Герды.
Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления. Давайте обратимся к сказке Андерсена «Снежная королева». Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности. Проследите за тем, какие поступки совершает Герда и какие решения принимает. Связаны ли они с отказом от личного благополучия? Постройте «лестницу» самоотверженности Герды, где на каждой ступеньке укажите поступок или решение Герды, а рядом – от чего отказывает себе девочка.
|
|
Просьба к реке вернуть названного братца | От новых красных башмачков |
Решение плыть в лодке дальше по реке | Разлука с близкими, разлука с бабушкой |
Побег от старушки | От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка |
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона | От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце |
Отъезд из разбойничьего замка | Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница |
Отъезд из дома финки | Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины |
(Задание выполняется самостоятельно в группах).
- Как вы думаете, почему мы не просто записали поступки Герды, а построили лестницу? Вывод: каждое новое испытание требовало от Герды всё большей степени самоотверженности, с каждым новым поступком, требовавшим самоотречения, она росла духовно. (Слайд. Герда –«сотворение добра требует самоотвержения»)
- Продуктивное чтение.
Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.
- Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей своей школы, которые только учились читать.
СТАРИК И ЯБЛОНИ
Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".
- Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой? (Самоотречение)
II. Притча о подлинной благодарности.
Один селянин гнал на мельницу осла, нагружённого зерном. Тяжёлый мешок соскользнул со спины животного и упал на землю. Селянин был человек слабосильный и поэтому остановился в недоумении над своей бедой.
Проезжал мимо какой-то богато одетый господин, но селянин не посмел просить его о помощи. Тот же, не дожидаясь просьбы, спрыгнул с коляски и помог селянину. Селянин снял шапку и, почтительно кланяясь помогавшему, спросил, чем он может отблагодарить за услугу.
– Это не трудно, любезный, – ответил проезжий. – Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...
Анализ притчи
-Так в чем, по-вашему, заключается подлинная благодарность? (ответы детей)
Нужно не только благодарить тех, кто сделал нам доброе. Важно совершать такие
же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет
истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь. Человек, делающий
добро, испытывает чувство радости.
-Какой вывод вы сделали для себя? (надо делать добро просто так, бескорыстно)
- обсуждение отрывка из повести В. Железникова «Чучело»
-Как обычно проявляется человеческая радость?
- Радующиеся люди ........(вставьте нужные глаголы)
- Давайте прочитаем отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело». Обратите внимание, как часто в отрывке встречаются слова, связанные с ощущением радости: «улыбка», «захохотал», «восторг», «весёлые», «пошутить». Однако есть ли в веселье ребят хоть что-то, связанное с духовной радостью?
- Возможна ли духовная радость для ребят, чьи образы создал В. Железников в повести «Чучело»? При каком условии она возможна?
- Против каких заповедей Христа поступают ребята?
- Поведение ребят по отношению Лене Бессольцевой называется надругательство. Глубочайшее унижение переживает человек, подвергшийся надругательству. Внимательно перечитайте текст и ответьте на этот вопрос, обратив внимание на то, какими интересами живут Лена и её дедушка, какими интересами живут ребята.
В. Железников. Чучело. Глава Y
— Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.
Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.
Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:
«Ребята! У нас такая новенькая!..» — и зашелся хохотом.
Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало.
Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.
Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.
Правда, как назло, я зацепилась ногой за дверь, врезалась в Рыжего, и мы оба рухнули на пол. Платье у меня задралось, портфель вылетел из рук.
Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.
Валька закричал:
«Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»
Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал:
«Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей».
А Лохматый, давясь от смеха, спросил:
«Ты чья такая?»
«Бессольцева я… Лена»,— и я снова по-дурацки улыбнулась.
Рыжий в восторге закричал:
«Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»
Ленка оборвала свой рассказ и покосилась на Николая Николаевича.
— Ты давай, давай, не смущайся,— сказал Николай Николаевич.— Я же тебе говорил, как я к этому отношусь. В высшей степени снисходительно и совсем не обижаюсь.
— Ну, а я-то об этом не знала, — продолжала Ленка. — И вообще про твое прозвище ничего не знала… Ну, не была готова… «Мой дедушка, — говорю, — Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»
«А чего плохого? — ответил Лохматый. — Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего — Рыжий. А твоего деда — Заплаточник. Звучно?»
«Звучно», — согласилась я.
Я подумала, что они веселые и любят пошутить.
«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» — спросила я.
«А как же, — сказал Лохматый. — Он у нас знаменитый».
«Да, да… очень знаменитый, — подхватил Валька. — Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? „Я, —говорит, — не держу собак, чтобы не пугать людей“.
Я обрадовалась:
«Вот, говорю, здорово».
И другие ребята тоже подхватили:
«Здорово, здорово!»
«Мы эти его слова всегда помним, — продолжал Валька, — когда яблоки в его саду… Ну, как это называется?..»
«Собираем», — подхватил Рыжий.
Все почему-то снова захохотали.
Ленка вдруг замолчала и посмотрела на Николая Николаевича.
— Вот дура какая, — сказала она. — Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись — Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. — Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!
— Ерунда, — ответил Николай Николаевич. — Мне даже нравилось, что они у меня яблоки таскали. Я за ними часто подглядывал. Они шустрили по саду, бегали пригнувшись, набивали яблоки за пазуху. У нас с ними была вроде как игра. Я делал вид, что не вижу их, а они с отчаянной храбростью таскали яблоки, можно сказать, рисковали жизнью, но знали, что им за это ничего не будет.
— Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый. А Попов сказал:
«Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с заплатками“. А он — это, значит, ты, дедушка: „У меня лишних денег нет“.
«Ну, ты, Попов, даешь! — крикнул Рыжий. — Ты что же, думаешь, что он жадный?»
А Валька подхватил:
«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. Это, говорит, картина моего прапрапрапра…»
Все развеселились и стали выдумывать, кто что мог:
«Бабушки!»
«Тетушки!»
И тут я стала хохотать. Правда, смешно, что они нашего прапрадедушку переделали в прабабушку и в пратетушку? — спросила Ленка у Николая Николаевича. — Хохочу я и хохочу, никак не могу остановиться. Я если хохочу, то обо всем забываю.
Ленка неожиданно коротко рассмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву, и снова сжала губы. .
-(Слайд) Почему же в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках?..
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте определим, каково же отношение к жизни и людям героев повести.
- Как относятся к жизни и людям одноклассники Лены?.. А как Лена и ее дедушка?..
- Представьте себе выражение лиц одноклассников Лены Бессольцевой. Какие чувства отражались на их лицах? Можно ли сказать, что на их лицах сияла радость, подобная той, что заметил Н. Мотовилов в лице святого Серафима Саровского, «один только свет, простирающийся кругом»? Можно ли назвать чувства одноклассников Лены радостью? Какие же чувства владели ими?
III. Подведение итогов урока.
- Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? Зачем творить добро? (…)
Домашнее задание, предваряющее тему следующего урока:
Разобрать состав слова «добродетель», попробовать понять его смысл и постараться составить список добродетелей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)
Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...
урок ОРКСЭ (модуль Православная культура) "Храм"
авторская разработка урока ОРКСЭ 4 класс...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» Класс - 4 Тема и номер ...
Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»
Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"
Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...
Конспект урока ОРКСЭ. Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа
ОРКСЭ. Модуль:Основы православной культуры. Добродетель и порок. 2 часа....
Урок ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.
Данный урок по ОРКСЭ я разработала в рамках конкурса "Клевер ДНК" в номинации "Урок вне школы". Тема урока "От добрых правил - добрые слова и поступки". Эту тему лучше вс...