конспект урока по ОРКСЭ "Премудрости этикета"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных
ситуаций.
Предметные умения:
Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.
Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни.
Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.
Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 205.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Премудрости этикета».
Цели урока по линиям развития личности.
Тип урока – урок изучения нового материала
Понятия:
Этикет – это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтоб быть приятным другим людям.
Церемониал – официально принятый порядок действий, обязательных при определенных обстоятельствах.
Межпредметные связи – история, этика, культурология, окружающий мир и литература
УУД: Овладение морально – этическими нормами поведения через выявление нравственного значения поступков героев сценок. Самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сценок. Восприятие прослушанного и рефлексия на содержание (формулирование своей точки зрения о героях, подтверждая её фактами, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию). Умение слушать ответы детей, дополнять и уточнять их ответы. Умение вести диалог, проявляя уважение к другому мнению; полно и точно выражать свои мысли.
1-я линия развития личности:
Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
2-я линия развития личности:
Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных
ситуаций.
Предметные умения:
Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе.
Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни.
Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам.
Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений.
Оборудование: листы и маркеры для групповой работы. персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе, работа в паре, инсценирование ситуаций, игровая технология.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно .
- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас? Составляем план урока:
1.Определяем проблему урока.
2.Вспоминаем то, что знаем.
3.Решаем проблему, открываем новые знания.
4.Применяем новые знания.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание.
Мы живём в общем доме, все мы разные, но планета у нас одна. И как раз потому, что нас так много, и что мы живём все рядом – необходимо жить в мире и согласии, в дружбе и уважении, протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому мы не можем делать всё, что вздумается.
II. Актуализация опорных знаний.
Тему нашего урока сформулируем, разгадав кроссворд.
(Разгадывание кроссворда). Слайд2
1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)
Ш. Целеполагание. Постановка проблемы.
Учитель: Какое ключевое слово получилось? (Этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.
– Обсудите в парах, что такое этикет? Слышали когда-нибудь такое слово? Что, по-вашему, оно обозначает?
Приведите примеры.
Что обозначает это слово? - Ответ можно найти в учебнике на с.30 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731) Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». Выслушиваются ответы детей.
История. Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения.cлайд3. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». Слайд4.В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». Слайд 5.На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.
Работа в группах.
– Пользуясь словарём, объясните значения слов: мораль, нравственность, этика. Слайд6
– Обсудите в парах, почему эти слова могут употребляться как синонимы. Приведите примеры .Для чего нужен этикет? И почему нужно его соблюдать?
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
В чем премудрости этикета?слайд7
а)Правила этикета.
-Когда и где требуется знание этикета? Ответы детей.
Конечно, нужно уметь себя вести не только за столом, нужно уметь себя вести в театре, на концерте, в музее, на выставке, на стадионе, в транспорте, дома и вне дома — всегда.слайд8
Этикет, или культура поведения, — это единое понятие, которое вырабатывается обществом и воспитывается с детства. Он основан на уважении к личности. Каждый должен вести себя так, чтобы не доставлять неудобства и неприятности окружающим — такова цель этикета.
Мы можем говорить о том, что правила этикета создавались и оттачивались на протяжении веков. Более того, у разных народов есть свои национальные и культурные особенности. Например, при проведении свадебных обрядов или праздновании знаменательных дат.
Вы, наверное, слышали выражение «так принято» в том или ином обществе. Это значит, что люди договорились, условились между собой о соблюдении общих для всех правил в повседневной жизни и общении. Поэтому данные правила часто называют условными.слайд9
Наиболее разумные, удобные и красивые правила человечество пронесло через века, закрепляя уважение, доброе отношение к людям как норму. Такие правила стали традициями людей разных национальностей, и воспитанный человек всегда их соблюдает.
б)Многие правила этикета, вобравшие в себя народную мудрость, со временем стали пословицами и поговорками. Например:
- Слушай больше, а говори меньше.
- Пообещал сделать – сделай.
- Не можешь – не обещай.
- Хоть не богат, а гостям рад.
- Уважая человека, уважаешь себя. Работа в парах ,объясняют значение пословиц, приводят свои примеры. Можно вспомнить фразеологизмы.
Эти правила вошли в повседневную жизнь человека и отражают его воспитанность. Давайте рассмотрим несколько ситуаций из школьной жизни и постараемся вывести из них общие правила этикета.слайд10
в)Творческое задание. Вы учитесь в 4 классе и вы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?
1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).
Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Татьяна Ивановна!".
2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка «На перемене»)
Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Ларина!"
- Какие правила поведения вы можете назвать? Слайд11
г) Практикум. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение придает ей этикет.
- При помощи чего мы, выражаем свои мысли? (через речь)
-А всегда ли наша речь прекрасна?
Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала “Ералаш” “Почему мы так говорим?”
Обсуждение просмотренного отрывка.
- Почему мы так говорим?
- Все ли вам было понятно в его речи?
- Что вам показалось смешным?
- Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим. Это речевой этикет.
А какие слова независимо от возраста времени года настроения всегда всем понятны и уместны?
Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнялись, как только он стал вежливым. Но вежливость – это не просто «волшебные слова». Это в первую очередь внимание к людям, вы не сказали ни слова – просто придержали тяжёлую дверь в метро, в магазине, пропустили вперёд пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжёлую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких «спасибо» и «пожалуйста» понял, что вы – человек вежливый. Конечно, слова тоже не стоит забывать, но всё же главное поступки. Стоит запомнить простую истину: «Ничто не стоит нам так дёшево не ценится так дорого, как вежливость» Правила вежливости: будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя, прощайся, научись вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Четыре волшебных слова – ЭТИКЕТА основа. Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
«Здравствуйте!» - здоровья желаю. «Благодарю!» - благо дарю
«Извините!» - признаю свою вину. Прошу простить.
«Спасибо!» - спаси бог.
Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь гораздо эффективнее.
- Какие еще правила общения вы знаете?
Правила отношений между людьми называют моралью, этическими нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого, поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. (Как думаете, почему?) Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания? Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но если незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение, может возникнуть желание грубо ему ответить. (Бывает такое?) Эти вредные мысли наверняка приходили в голову каждому. (Приходили?) Как с ними бороться? Как не нарушить правила морали, этики?
В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее. Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы фраз, жестов, одежды. Например, полагается есть с закрытым ртом, чтобы не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит: «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. (Вы знали об этом?) Формы этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле. Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были вежливы по отношению друг к другу – таково его содержание. А этикет поддерживает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения: незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу «вы».
В подобные формы этикет «одевает» содержание наших мыслей и поступков. «Одежда» для мыслей – это слова. Этикет требует, чтобы на уроке мы общались между собой так: «Я не совсем согласен с тем, что сказал...» (А мы этим пользуемся на уроке?) Однако вне школы, в дружеской обстановке люди могут строить фразы иначе.
– Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации?
– Каково содержание правил этики (морали)?
– В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому человеку?
– Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе?
– А как могут быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения на «вы» и поведение человека?
– Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника, помогает соблюдать правила уважения старших? Слайд 12
Этика – внутренний смысл нравственных правил поведения – важнее его внешней формы (этикета). (Вы согласны с этим утверждением?) Однако без знания этикета можно попасть в неловкую ситуацию. (А если хорошо знать правила этикета?) При встрече с незнакомым человеком мы вначале оцениваем, как он одет, как обращается к нам, какие использует выражения, тон,
интонации, жесты, какое у него выражение лица. Всё это – внешние формы поведения. Например, двое ребят знакомятся во время игры на улице. Обоим интересно друг с другом. Оба знают содержание правила морали, этики: «Нельзя обижать другого». Однако один из ребят не обращает внимания на внешнюю форму поведения – этикет. Он широко зевает, не прикрывая рта, плюёт на пол. (Вы встречали таких?) В результате второй делает неправильный вывод: «Ему со мной неинтересно, похоже, он хочет меня обидеть». И всё потому, что первый приятель «одел» свои поступки не в те жесты и формы – не знал этикета.
Свой этикет существует и в одежде. Надевая праздничный костюм, человек словно говорит себе: «Сегодня я иду на день рождения к другу, а не просто попить с ним чаю – надо поздравить друга и сделать ему приятный подарок!» Возвращаясь из туристического похода, человек меняет пропахшую дымом костра куртку и джинсы на деловой костюм. Тем самым он напоминает себе, что на работе или в школе нельзя кричать и дурачиться, как в лесу.
Одежда, жесты, особые фразы – всё, что называется формами этикета, – помогают нам соблюдать правила этики, не забывать их смысла и содержания. (Согласны ли вы с этими правилами?) Можно ли обойтись без внешних форм и условностей? Бывает, что и можно. Но так будет труднее держать себя в руках, поступать как достойный, нравственно воспитанный, культурный человек.
Знание этикета не гарантирует, что поведение человека будет этичным. (А такие ситуации вы встречали?) Ведь этикет только форма. Может быть и такое: человек всегда говорит другим «вы», но при этом обманывает их и не краснеет за свою ложь. Всё-таки содержание важнее формы.
– Попробуйте назвать несколько форм этикета и привести несколько примеров правильного поведения для каждой из этих форм.
– Что вы думаете о форме одежды? Слайд 13
– А есть ли смысл в нормах, обязывающих вести себя определённым образом, а не иначе? Слайд 14
– Если человек соблюдает правила этикета, означает ли это, что он поступает правильно, достойно?
– Что же важнее: форма или содержание внутреннего мира человека? Слайд 15
IV. Первичное закрепление.
Вы учитесь в 4 классе и вы уже знаете правила поведения и на уроке, и на переменах. Посмотрите сценки. Правильно ли поступают дети?
1. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).
Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Артём опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Татьяна Ивановна!".
2. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка «На перемене»)
Максим, пробегая мимо Тани, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Ларина!"
- Какие правила поведения вы можете назвать?
V. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
А теперь поработаем в группах. Представление групп своих позиций. Обсуждение результатов работы.
- Какие виды этикета встретились в ситуациях? Слайд 16
Ситуации для 1 группы
1.Ты вошел в раздевалку, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка, и ее все отталкивают. Как ты поступишь?
2. Утро, ты входишь в свой класс. В классе уже несколько твоих товарищей. Как ты войдешь в класс?
Ситуации для 2 группы
1. Утром по коридору навстречу тебе шла твоя учительница и учительница соседнего класса. Как ты поздороваешься?
2. На перемене ты случайно налетаешь на одноклассника. Как поступишь в этой ситуации
Ситуации для 3 группы слайд 17
1. Ты увидел, что твои одноклассники дерутся. Как ты поступишь?
2. Девочка обозвала тебя на перемене. Что ты сделаешь?
Представление групп своих позиций. Обсуждение результатов работы.
- Какие виды этикета встретились в ситуациях?
д) Игра «Дебаты»Проблемный вопрос «Зачем нужна школьная форма!» «Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе?»
1 группа-«Спикеры»( Утверждающая команда, которая будет приводить свои весомые аргументы в пользу школьной формы)2группа «Спикеры»(отрицающие школьную форму)3группа «Тьютеры»(тренеры внимательно выслушивают все точки зрения, не вмешиваясь в спор, затем отдают свой голос в поддержку той или иной группы, аргументируя свой выбор.
– Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе?
– А как могут быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения на «вы» и поведение человека?
– Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника, помогает соблюдать правила уважения старших? слайд18
Зачем нужна форма в школе?
– Какой вывод вы можете сделать?
Один из возможных ответов такой: «Внешний вид человека должен соответствовать его внутреннему миру, а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу ученик надевает школьную форму, на работу взрослые – деловой костюм, в театр или в гости – праздничную одежду».слайд18
– Сравните свой вывод с авторским .
«Этикет – внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда, которыепомогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этики (морали)».
VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Учитель предлагает выполнить в группах задания
– Объясните смысл высказываний, приведите примеры из жизни или произведений художественной литературы. Слайд 19
1-я группа: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Блез Паскаль)
2-я группа: «Нравственные правила похожи на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни». (Пьер Буаст)
3-я группа: «Человек без твёрдых правил почти всегда лишён характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила». (Никола Шамфор)
VII. Итог урока. Рефлексия. – Давайте вернёмся к проблеме урока.
– Какую проблему мы поставили в начале урока?
Что мы хотели выяснить? Что такое этикет? слайд 20
– Итак, этикет – это внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда, которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этики (морали).
– Что вам захотелось рассказать своим друзьям, о чём поговорить с ними?
Назовите общие для всех правила этикета.
– Какие ситуации в жизни вам вспомнились, когда мы говорили об этикете?
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
«Роза ветров». Выберите «стикер» по цвету и определите свое эмоциональное состояние. Ученики определяются с выбором, Звучит песня «Ветер перемен».
Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.
Вывод- Знание правил этикета и свободное владение ими требуется каждый день — то в виде вежливого обращения, то как внимание, иногда как готовность помочь, как проявление такта в отношениях с людьми.
Цитата: “Поведение - это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик”. (И.Гёте)
«Если не знаете как поступить, поступайте по этикету»
VII. Домашнее задание.слайд21
-Возьми в библиотеке книгу Алины Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Прочитай эти весёлые правила, они помогут тебе вести себя не только правильно, но и красиво.
-Подготовить с друзьями мини-инсценировки различных ситуаций по теме урока.
-Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик. И мы проведем конкурс «Коллекция хороших манер».
Закончить сегодняшний урок хочется словами Д.Лихачева «В основе всех хороших манер лежит одна забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.»
Спасибо за урок. Слайд22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Этикет телефонного разговора".
Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей. С правилами культурного поведения необходимо знакомить детей с раннего возраста и на протяжении всего детства. Необходимость ...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».
Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону, как системе норм и правил поведения, как порядке,...
Конспект урока по теме "Этикет"
ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...
Конспект урока по теме «Этикет»
Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"...
Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."
Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей орксэ)...