Конспект урока по теме «Этикет»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Конспект урока имеет сопровождение слайдовой презентации. На уроке предусмотрен просмотр учебного фильма "Что такое этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_koneva_v.v.doc | 66.5 КБ |
etiket.pptm | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Этикет» в разделе «Этикет»
выполнен учителем начальных классов
МБОУ «Гимназия- интернат №34» НМР РТ
Коневой Валентиной Викторовной.
Тема урока «Этикет»
Цель: углубление знаний учащихся понятия «этикет», ознакомление с основными видами этикета.
Задачи: познакомить с понятием «этикет», его значением в жизни человека, некоторыми правилами этикета; развивать коммуникативные способности, воспитывать чувства терпимости и уважения друг к другу.
Планируемые результаты изучения темы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- понимать информацию в разных формах (схемы), переводить её в словесную форму;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Моделирование(составление листовок, таблиц).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Оформлять свои мысли в устной форме;
- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
- Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; составлять модель поведения
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- интерес к изучаемому предмету;
- стремление к соблюдению этических норм поведения.
Ход урока:
- Эмоциональный настрой.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
2. Актуализация знаний по теме урока, сообщение темы с мотивирующим приёмом.
На слайде 1 запись слов: этикетка и этикет.
Какое слово вам более знакомо? Объясните его смысл. Что мы можем узнать из этикетки? (рассматривание этикеток (от игрушки, блузки, любого продукта и т.п.)) – из чего состоит данный товар, срок годности. В каком случае мы будем использовать этот предмет? (натуральный продукт, качество изделия и т.п.). А как эти характеристики могут быть применены к человеку? Будет ли нам приятно общаться с человеком, который употребляет в речи неприятные выражения, постоянно привлекает к себе внимание?
Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем уроке.
- Работа над темой. Слайд 2.
Сообщение учителя.
С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской “Одиссее” говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году.
Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.
Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.
Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.
В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.
Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
В каких ситуациях требуется выполнение правил этикета? (предположения детей: в автобусе, в школе, магазине и т.п.)
В обществе существуют определённые виды этикета. Познакомимся с ними ближе.
-телефонный
- правила поведения в гостях
-поведение в школе
- правила поведения в общественных местах
- правила поведения в пассажирском транспорте.
У каждого из нас есть определённый жизненный опыт. Следующая работа будет направлена на то, чтобы вы вспомнили основные правила поведения (этике) в группе.
А почему мы будем делать это в группе? (происходит обмен информацией, дополняем друг друга).
4. Работа в группах
Работа по группам. Группам выдаются листовки с основными правилами этикета. Ученики должны обсудить их, придумать и обыграть ситуацию поведения по теме, вывести формулу поведения на заданную тематику (что можно делать и чего делать нельзя), оформить их в виде листовок. Афиширование.
(Слайды листаются в порядке подготовки и выступления групп.)
1 группа: Гостевой (нормы поведения в гостях)
- Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты
- Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз
- Идя в гости, обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо
- В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать
- Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
- Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
- В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно
- Не стоит надолго задерживаться в гостях
- Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение
- К себе гостей стоит приглашать заранее
- В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному
- Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит
2 группа: Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте)
- Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит
- Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта
- Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место
- Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми
- Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам
- Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке
- В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег
- В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения
- В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров
- В транспорте заранее следует готовиться к выходу
- На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди
3 группа: Столовый (правила поведения за столом)
- Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
- Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой
- Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
- В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
- Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
- Кушать следует с закрытым ртом
- За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
- Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
- Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
- Запрещается класть локти на стол
- Если желаемое блюдо расположено поодаль от вас, то следует попросить, чтобы блюдо вам передали — запрещается тянуться через весь стол
- В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»
4 группа: Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма)
- Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра
- Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться
- В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его
- Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать
- Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона
- При неправильно набранном номере следует извиниться
- Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах
- Запрещается баловаться с помощью телефона
- Все сообщения должны быть грамотно написаны
5 группа: Учебный (правила поведения в школах.)
- Уважать учителя
- В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий
- В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму
- Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы
- Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя
- Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине
- Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона
- В начале урока следует приветствовать учителя стоя
- Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание
- Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте
- Во время урока запрещается есть
- Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит
- На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе
5. Итог урока. Просмотр мультфильма «Этикет». Слайд 11.
- Что такое этикет?
- Какие правила этикета запомнили?
- Нужны ли сейчас знания этих правил?
6. Рефлексия. Высказывания ребят (по желанию)
Я научился…
Мне стало ясно…
Я понял…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
Я узнал…
Хочу сказать спасибо…
7. Домашнее задание. Слайд 12.
1. Найти и выучить стихотворение об этикете.
2. Придумать рассказ, в котором соблюдаются или нарушаются нормы этики.
3. Обсудить с членами семьи «этикет семьи».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этикетка
Этикет
Виды этикета: Выходной (правила поведения в общественных местах, таких как кино, театр, музей и т.д.) Гостевой (нормы поведения в гостях) Пассажирский (правила поведения в общественном транспорте) Столовый (правила поведения за столом) Телефонный (правила общения по телефону, в том числе через сообщения и электронные письма) Учебный (правила поведения в школах.)
Этикет в транспорте
Этикет ученика Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя. Аккуратно посещай школу и не опаздывай на уроки Бережно относись к школьному имуществу и к своим вещам и вещам товарищей. Выполняй требования учителей, работников школы, дежурных. Не допускай дурных поступков и удерживай от них товарищей.
Телефонный этикет Не следует звонить по телефону часто и в позднее время Если звонишь ты, всегда надо представиться, даже в том случае, если твой собеседник — твоя близкая подруга. Два параллельных разговора лучше не вести. Старайся вежливо прервать разговор, если он тебе неинтересен или неприятен. Заканчивает телефонный разговор обычно тот, кто звонил
Правила поведения в гостях В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно. Не отвлекать внимание гостей только на себя. Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом.
Домашнее задание 1. Найти и выучить стихотворение об этикете. 2. Придумать рассказ, в котором соблюдаются или нарушаются нормы этики. 3. Обсудить с членами семьи «этикет семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Тема: Закрепление изученного материала по теме «Умножение двузначного числа на однозначное».
Структура урока:- Организационный момент – 1 минута- Оформление тетрадей – 2 минуты- Диагностика знаний и умений – 8 минут- Работа по теме урока – 20 минут- Физкультминутка – 4 минуты- Закреплен...
Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс
Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....
Конспект урока по теме "Этикет"
ЭтикетЦель урока:формирование у учащихся ценностного отношения к нормамэтикетаЗадачи урока:-познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;-создать условия для формирования у учащихся ценностн...
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"
Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"...
Конспект урока по теме: "Этикет".
Конспект урока по теме "Этикет" в 1 классе...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...