Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Фарафонова Ольга Васильевна

Конспект урока по ОРКСЭ "Этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_farafonovoy_o.v.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок 27.Этикет.

Цели и задачи: Помочь учащимся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Познакомить  детей с первичными представлениями об этикете; объяснять, что такое правила поведения; учить замечать и объяснять какие поступки противоречат правилам этикета; создавать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке.

Основные понятия: этикет, правила этикета, речь, нормы поведения, здравый смысл, вежливость, чуткость, скромность, тактичность, хорошие манеры.

Основные формы работы: беседа,  творческая работа учащихся, работа в группах

Средства ИКТ: компьютеры, экран, проектор, презентация, интернет.  

Ресурсы: учебник, словарь С.И. Ожегова, рабочие листы, стихи о правилах этикета.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для  восприятия нового материала (3 мин)

Составь пословицы. Соедини линией (рабочий лист задание 1) (слайд 1)

Объясните смысл пословиц.

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала (10 мин). Беседа.

- Какое общество нас окружает в течение дня? Приведите примеры правил поведения, которые вы при этом соблюдаете.

- Каким словом эти правила можно обозначить? (этикет) Что обозначает это слово?

Чтение стихотворения «Что такое этикет ?»А. Усачёва

- Ответ можно найти в учебнике на с. 56 и в словаре. (С.И. Ожегов, с. 731) 

- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет». (слайд 2)

- Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. (Слайд 3)  На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. И хотя это слово появилось не так давно, правила поведения вырабатывались многие сотни лет. Еще до нашей эры в Древнем Египте появилась рукопись под названием «Поучения Кочемни». В ней в виде бесед отца и сыновей рассказывалось как себя вести. В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например: «Кодекс рыцарской чести». На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и, наконец, в 1717г при Петре 1 появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей

хорошим манерам.

- Давайте составим Этикет-словарь. (Слайд 5) Соедините линией понятия и определения к ним (Рабочий лист задание 2)

- Этикет бывает разным: речевой, телефонный, столовый, свадебный и т д. (Слайд 6)

- Сегодня мы рассмотрим лишь несколько видов этикета, и некоторые правила вы сможете определить сами.

Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Работа в группах (учебник, дополнительная литература, интернет)

1 группа. Внешность и одежда. Приведите примеры правил соответствия одежды и внешности в определённой ситуации.

2 группа. Речь и этикет. Приведите примеры правил приветствия и прощания.

3 группа. Вы в гостях. Гости у Вас. Приведите примеры правил приёма гостей в Вашем доме. Этикет гостя.

4 группа. Правила поведения за столом.

Этап 3. Практикум (17 мин)

Выступления групп : 1 группа Культура внешности человека – составляющая этикетных ситуаций общения, поэтому лучше придерживаться правил приличия в отношении внешнего вида и помнить слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все красиво: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

- Объясните, как вы это понимаете? Одежда должна быть выбрана уместно, т.е. выбор одежды зависит от того места, куда вы хотите отправиться.

2 группа  Четыре волшебных слова - ЭТИКЕТА основа.

Вы часто их говорите, звучат они очень красиво:

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.

- Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

«Здравствуйте!» - здоровья желаю.

«Благодарю!» - благо дарю.

«Извините!» - признаю свою вину. Прошу простить.

«Спасибо!» - спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить, не знает ссор и обид. Речь – важнейшее средство общения между людьми. А вежливая речь гораздо эффективнее.

3 группа. В гости вы приглашены – значит вовремя должны

На двери нажать звонок – точно в названный вам срок.

Приготовь подарок. Кто подарок сделать рад,

Тот на выдумку богат!

Входишь в комнату, а в ней за столом полно гостей.

Не стесняйся, улыбнись, сесть за стол не торопись.

ЭТИКЕТ свой покажи – скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,

Головой гостям кивни, чтобы видели они:

ЭТИКЕТ не понаслышке знают малые детишки.

4 группа Известно с детства это всем: «Когда я ем, я глух и нем».

Жуёшь – закрытым рот держи. Проглоти – потом скажи.

Чтоб не стали твои пальцы сыра, колбасы хватальцы,

Вилка есть при каждом блюде.

А в салате, видишь, - ложка. Положи себе немножко,

Не наваливай холмом: съешь – еще возьмёшь потом.

Не вытирай свой рот рукой – салфетка есть перед тобой.

Не вертись, спокойно кушай и не чавкай, словно хрюша.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Послушайте стихотворение В. Лившица «Неряха».

- Как вы считаете, всегда ли красивая одежда поможет выглядеть хорошо?  (Слайд 7)

Игра «Комплимент» У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садиться на этот стул теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника — мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик справа слово девочка. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся на стул, и остальные рассказывают о них только хорошее, что о них помнят и знают. (слайд 8)

Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения  А.Барто «В театре» (прослушивание).(Рабочий лист задание 3)(слайд 9)

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание (слайд 10)

Чтение стихотворения А.И.Львовой «Если ты воспитан, если вежлив даже..»

Домашнее задание: Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик

Рабочий лист по теме «Этикет»

Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.

У себя как хочешь,

молчание – золото

Хоть не богат,

по делам гляди

В деревню, где живут одноногие,

а гостям рад

Слово – серебро,

дорога любовь

По одежде не суди,

а в гостях – как велят

Не дорог подарок –

надо идти на одной ноге

Задание 2. Этикет-словарь

Вежливость

Умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами

Тактичность

Черта характера человека, выражающаяся в следующем:

умеренность во всех требованиях;

не стремление первенствовать, показывать себя.

Хорошие манеры

Забота о людях, внимание к их нуждам и запросам.

Скромность

Основы поведения воспитанного человека в обществе

Чуткость

Уважительное общение с другими людьми

Задание 3. Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения   А.Барто «В театре»

Ответь на вопросы.  

Увидела ли спектакль героиня?  ___________________________________________________________

Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

  • Главное правило – приходить ________________.  Приезжайте в театр минут за 20-30.
  • Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _____________________ряда, остальным нужно подождать. 
  • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись _______________к сидящим. 
  • Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _____________(перерыва) сесть на своё место.
  • Нельзя в театре занимать _______________места! 
  • В театр приходят ____________одетыми, ведь это праздник.
  •  Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 
  • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия ______________мобильные телефоны.
  • Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов _______________,
  • Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 
  • На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ____________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра. 

Слова для справок: Бутерброды                                                                                                    

вежливы

красиво

лицом антракта

 яблоки

 аплодисментами

середине

 чужие

 вовремя

отключить



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...