План-конспект урока по ОПК "Зачем творить добро"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мясникова Анна Николаевна

На уроке формируется представление о добре, как категории православной культуры.

Задачи, поставленные на уроке:

•          Актуализировать собственный опыт и сформировать представления о мотивах доброделания православных христиан;

•          Раскрыть содержание понятий «добро», «святость», «самоотверженность»; показать проявление добра и самоотверженности в православных традициях. На примерах литературных произведений; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек;

•          Развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-opk-zachiem-tvorit-dobro.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу ОПК «Зачем творить добро?»

(модуль:Основы православной культуры)

Класс: 4.

Учитель: Мясникова А.Н.

Тема: «Зачем творить добро?», урок № 21.

УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры»

Цель: формирование представлений о добре, как категории православной культуры.

Задачи:

•        Актуализировать собственный опыт и сформировать представления о мотивах доброделания православных христиан;

•        Раскрыть содержание понятий «добро», «святость», «самоотверженность»; показать проявление добра и самоотверженности в православных традициях. На примерах литературных произведений; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек;

•        Развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.

Формируемые УУД:

личностные:

умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.

регулятивные:

умение определять важность выполнения задания в учебном процессе;

умение определять тему, цель, делать выводы.

познавательные:

умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы. Определять значение слов, готовить сообщения к уроку.

коммуникативные:

умение оформлять устно свою мысль. Слушать и понимать речь других.участвовать в диалоге, умение работать в паре. В группе (выполнять различные роли), договариваться, общаться.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры», ПК, мультимедийный проектор, презентация, листы с заданиями групп, пособия по введению понятия «самоотверженность» для работы в парах, Выставка книг « Святые имена», учебник «Основы православной культуры» (автор А. В. Кураев)».

Ход урока

1.        Приветствие.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день дорогие гости! Каждый день мы    произносим эти приятные слова. А что лежит в основе этого приветствия?

           (В основе этого приветствия пожелание, чтобы день был добрым)

Учитель: Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.

2.        Мотивационный компонент.

На прошлом уроке мы беседовали о Заповедях Блаженств. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?

Д.: Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Не отвечайте злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на небе. Не судите, да не судимы будете.

Д.: Блаженный на старославянском языке - счастливый.

У.: Действительно, заповеди помогают людям выстраивать отношения между собой и вести правильный образ жизни. Мы все стараемся быть добрыми и милосердными.

У.: Вспомните одну из заповедей, которую у христиан принято называть Золотым правилом этики. (Слайд 2)

Д.: « Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

У.: И так, живя с Богом в душе, живя по его заветам, христианин, а также любой добрый человек обретает счастье.

- Чем христиане отличаются просто от добрых людей?

Ничем, кроме того, что почитают Христа своим Богом и Спасителем. У христиан есть особые причины, чтобы не быть эгоистами.

        

2)        Создание эмоциональной атмосферы

Учитель: А сейчас я вам предлагаю послушать  рассказ Л.Н.Толстого. Как вы думаете, что ответил старик?( слайд3)

Д (ответы детей)

Л. Толстой « Старик и яблони»
Старик сажал яблони.Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода и ты не съешь с них яблочков». Старик   сказал: « Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»

У.:Какая же главная мысль этого рассказа?

Д.: Старик не думает о себе, он хочет позаботиться о других людях. Конечно, он был бы рад, если бы люди вспоминали его. Но и это для него не главное.

У.: А как вы оцениваете поступок пожилого человека, посадившего яблоню?

Д.: Проявил милосердие, совершил добрый поступок, поступил по- христиански, исполнил заповедь Божью.

У.: А легко ли быть добрым?

Д.:Нет.

У.: Вы правы. Некоторым людям необходимо преодолеть себя, чтобы совершить тот или иной хороший поступок.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?  

Д.: О добре, о добрых поступках.

У:Да, сегодня мы будем говорить о доброте.

Доброта…Добро…Что же это такое?

(Это когда кому-то помогаешь Это когда не делаешь зло.   Когда нет войны

По словарю Ожегова доброта – отзывчивость,   душевное расположение к людям)(слайд 4)

Учитель: Поделитесь своими домашними заготовками и расскажите, какой синквейн вы составили со словом «добро»?( Например:     добро

  ласковое, нежное

 творит, помогает, спасает

  отзывчивость)

Учитель: Зачем же мы стараемся совершать добрые поступки?

(Потому что это красиво. Добрые дела живут в века.   Когда помогаешь людям.жизнь наполняется смыслом.)

2) Определение темы и постановка учебных задач.

Учитель: Почему мы выбираем дорогу добра? Одинаковое ли у всех представление о добре? Я не случайно предложила вам задуматься над этим вопросом. Сегодня мы продолжим разговор об этом большом и благородном чувстве.Тема урока определена в виде вопроса «Зачем творить добро?» (Слайд №5)

- Определите, что вы узнаете на уроке? (с. 68 уч.) (Дети читают рубрику «Вы узнаете») (Слайд №5)

 - На уроке мы рассмотрим причины, побуждающие творить добро;

- Узнаем, что такое самоотверженность;

-Порассуждаем над тем, кого в православии называют святыми.

-Ключевые понятия «добро», «самоотверженность», «святой» (На доске плакат)

У.: Да! Мы с вами попытаемся в течение урока ответить на вопрос –« Зачем же творить добро?» А поможет нам в этом «Притча о Добром самарянине»

Просмотр «Притчи о добром Самарянине» (Видеопритча)(слайд6)

У.: “Иди и ты поступай так же” - как вы понимаете?

Д.: Проявлять к людям чуткость, заботу, внимание, любовь, милосердие, сострадание, доброту.

- Какие добрые дела совершил Самарянин?

Д.: Остановился, оказал помощь, перевязал раны, довёз до гостиницы, просил хозяина гостиницы позаботиться о раненом человеке, пока он не вернётся из Иерихона.

У.:  А что случилось бы, если к раненому человеку не подошёл самарянин?

Д.: Он бы умер.

У.: Все ли люди могут поступить так же, как он?

Д.: Конечно же, нет.

У.: Можно ли творить добро, не преследуя выгоды? Давайте мы прочитаем на с.99 учебника, легенду об апостоле Петре. (Слайд 7)

а) Подготовительная работа к восприятию легенды.

- Кто такой апостол Петр?

Апостол — в переводе с греческого “посол, посланник”. Апостол Петр — ученик и последователь Иисуса Христа.

Чтение и обсуждение древней легенды, как апостол Петр пришел в Рим.

Выделяю голосом те слова, которые необходимы для понимания поступка Петра.)

У.: Почему Петр решил покинуть Рим?

Д.: Покинуть Рим апостолу Петру было нелегко, но об этом его попросили ученики, для продолжения проповедей христианства.

У.: А когда на дороге встретился ему Христос, что с ним произошло?

Д.: Он содрогнулся. Страх перед возможностью совершить предательство, ведь однажды он уже отрекался от своего Учителя, а теперь он бросал и своих учеников

У.:  Почему он решил вернуться к своим воспитанникам?

Д.: Он идет поддержать, укрепить их дух, хотя знает, что все они погибнут.

У.: Его поступок   может показаться странным, непонятным, но я поясню, что с точки зрения православных христиан он сделал очень много. Ведь христианину совсем не безразлично, как умирает человек, с каким лицом он предстает перед вечностью и шагнет в бессмертие.

Петр понимает, что умереть его ученики должны, оставаясь на высоте души, а не падая от страха на самое её дно. Он идет поддержать их, укрепить духовно. Судьба Петра была интересна. Много было совершено ошибок, но много было совершено и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно. (Слайд 8). И, конечно, он подражает Христу, потому что любит его. Подражает, но не гордится этим и просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так, как его Учитель, как бы подчёркивая, что жертва Христа неизмеримо выше.

-Прочитайте, что говорил Христос о доброте к людям.

                        ( Он «не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить»)

--Почему люди благодарны Христу? Найдите в тексте на с. 100.

                         (Люди благодарны за подвиг Христа, за его жертву)

- Поразмышляем над словом «благодарность». Что оно обозначает?

                           (Это значит дарить благо, т.е. добро)

- Значит, как люди должны относиться друг к другу, если они благодарны Христу за его жертву? Прочитайте.с.100

(Если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он  сам будет добр к людям)

- Итак, какова же первая причина у христиан для того, чтобы творить добро?

слайд(Первая причина – благодарность за подвиг Христа)

- Как ученики подражали жертве Христа? Прочитайте на с. 100 учебника.

(Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.Такое состояние человека называют самоотверженность)

    4)Словарная работа над словом «самоотверженность»

          (Обучающиеся в паре под руководством учителя составляют модель,          используя пособие, на котором имеются заготовки липкой ленты и крепят на нее карточки со словами)

Учитель: В основе добрых дел обычно лежит самоотверженность.

- Так что же такое самоотверженность? Давайте составим модель представления слова «самоотверженность».

- Приготовьте слова из конверта. Работа будет проходить в парах.

Из представленных слов выберите подходящее существительное, характеризующее слово «самоотверженность» (Служение). Разместите его под словом «самоотверженность».

-А какое прилагательное уточняет существительное «самоотверженность»? Прикрепите его. (Жертвенное)

-Какое словосочетание получилось? (Жертвенное служение)

-Как вы понимаете это словосочетание? (Совершая добрые поступки, человек лишает себя чего- то добровольно, для пользы других)

-А чем человек может пожертвовать ради ближнего? Выберите подходящие слова.

                        (Временем, достатком, силой, интересами, жизнью)

-Способность жертвовать – проявление высокого мужества. Чем пожертвовал Христос ради спасения людей? Что является, на ваш взгляд, высшей жертвой?

(Высшая жертва – это Голгофская жертва,  которую принес Господь за всех людей.Иисус Христос из любви пожертвовал своей жизнью ради спасения людей)

-Ради кого человек готов жертвовать? (Ради людей, Бога). Прикрепите эти слова.

(Слайд №9.Модель слова «самоотверженность»)

   5) Проговаривание толкования слова «самоотверженность»

Учитель: Проявление самоотверженности в подражание Христу– это и является одной из причин творить добро.

-Учитель: Что же лежит  в основе добра?

                                      (В основе добра лежит самоотверженность)

Физкультминутка «Планета добра»

Учитель: Представьте, что вы отправляетесь на планету Добра. Какие нравственные качества вы взяли бы с собой, чтобы не нарушать Законы этой планеты?

(Дети становятся в круг. Бросают мяч друг другу и при этом называют  нравственные качества. Например: милосердие, сострадание, великодушие, незлобивость, любовь, умение прощать, терпение, кротость, правдивость,  помощь ближним, уважение , быть миротворцем, умение жертвовать, доброта,  вежливость,  вера, надежда)

6) Работа в группах по заданиям к иллюстрациям к сказкам

Работа в группах по карточкам.

Вспомнить правила работы в группах:

1.Распределить роль в группе.

2.Внимательно прочитать задание.

3.При обсуждении задания выслушивать мнение каждого.

4.Не перебивать говорящего.

               1-я группа - Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»,

                2-я группа - Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»,

                3-я группа -  Г. Х. Андерсен «Снежная королева».

Учитель: А сейчас вам предстоит поработать в группах и выполнить предложенное задание.

(Слайд №10.Иллюстрации к сказкам)    

Учитель: На экране вы видите иллюстрации к сказкам.

                         Назовите произведение, автора.

                         Вспомните героя этого произведения, проявившего самоотверженность.

                         Проследите на примерах, в чем проявляется самоотверженность.

7) Проверка выполнения задания в группах.

Учитель: Слово 1-й групп

(В сказке «Дикие лебеди» Г. Х. Андерсена перед нами раскрывается

мужество и героизм юной Элизы. Девочка не только терпела адскую   боль во время  того, как шила рубахи из крапивы, но и была готова   пожертвовать собственной жизнью ради своих братьев

Учитель: Послушаем ребят второй группы.

(Эта иллюстрация относится к литературной сказке «Аленький цветочек»,

автором которой является Сергей Тимофеевич Аксаков. Мы считаем, что

самоотверженность проявлена младшей дочерью. Она жертвует собой  ради своего отца, а потом и ради чудовища. А ведь могла вернуться домой.

 Ей стало жалко и совестно. Полюбила она чудище за душу добрую, ласки и

 угождения. Ее выбор – самопожертвование во имя счастья другого.)

Учитель: Посмотрим, как ребята 3 группы справились с заданием.

( Героиня произведения Г. Х. Андерсена «Снежная королева»  Герда  совершает самоотверженные поступки, принимает решения и каждый раз  отказывается от чего-либо, чтобы спасти названного брата)

Учитель: Вспомните, через какие испытания прошла Герда. Поступок Герды дает пример самоотверженности, причем каждый раз степень самоотверженности возрастает.

Учитель: История хранит немало примеров самоотверженности. Так, известный польский педагог Януш Корчак, шагнувший вместе со своими учениками в газовую камеру. Он так же, как и апостол Петр, мог сохранить свою жизнь, но предпочел умереть вместе со своими воспитанниками.

«Жизнь человеческая исчисляется не днями и годами, а добрыми делами и полезными трудами» — говорит народная мудрость.

Повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих. Чаще всего вообще остаются незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких. Приведите примеры проявления самоотверженности в наше время.

                                                                    (Дети приводят примеры)

    8) Введение понятия «святой».

       а) фронтальная работа над кроссвордом.

(Обучающиеся отвечают на задания  и представляют рассказы

            о деятельности святых)

(Слайд №13.Кроссворд)

Учитель: Я предлагаю вам коллективно заполнить кроссворд, чтобы определить    с каким понятием мы познакомимся дальше. А пока вам нужно назвать имя человека. 1. - Имел дар прозорливости и исцеления от болезней      (Серафим Саровский)

(Слайд № 14.

-О каком подвиге Серафима Саровского вам известно?

(Серафим Саровский жил уединенно в лесу. Носил одну и ту же одежду зимой

              и летом, сам добывал себе пищу в лесу, спал очень мало, постился.

              Серафим Ссаровский 1000 дней и ночей на коленях стоял на камне и молился

              Богу. Он просил Господа спасти его душу и спасти мир от злобы и вражды)

Учитель: 2.- Креститель Руси.  (Князь Владимир)

(Слайд №15.

- В чем проявилось служение князя Владимира народу?

(Принял христианство и крестил народ в 988 году. Отличался щедростью,

             милосердием и храбростью. Он сверг языческих идолов, стал возводить

             Божьи храмы, соблюдать святые заповеди. За множество добрых дел на-

             род любил его как родного отца и прозвал Красным Солнышком.

Учитель: 3.- Русский богатырь, родом из села Карачарова    (Илья Муромец)

(Слайд №16.

- 4.- От рождения была слепой, но Господь даровал ей духовное зрение.

(Матрона Московская)                               (Слайд №16.

- Что творила Матронушка во благо людей?

-5. – Кто изображен на гербе Москвы?            (Георгий Победоносец)

(Слайд №17.

Учитель: Что вам известно о Георгие Победоносце?

-6. – Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. (Сергий Радонежский)

(Слайд №18.

Учитель: Какое ключевое слово появилось в кроссворде?    (Святой)

- У нас представлена выставка книг по теме «Святые имена». Некоторые из них вы уже прочитали. Предлагаю вам познакомиться и с другими. А пока обобщим наши представления о понятии «святой» и коллективно составим кластер в индивидуальном рабочем листе.

         б) Коллективное составление кластера понятия «святой»

Учитель: В центре обозначим тему: «Святой»

 - Каким качеством должен быть наделен святой?  (Доброта)

- Значит, святой является добрым человеком. Впишите в облачко.

-Как должно исходить добро?

                           (От чистого сердца, бескорыстно, во благо людей и ради Бога)

- Что испытывает при этом человек?    (Радость)

- Давайте уточним, какую радость?        (Духовную радость)

- Что значит «духовная радость»?        (Идет от сердца, которое открыто для Бога)

- Эта радость жила в душах святых, отражалась в глазах, сквозила в речи, пронизывала все дела и поступки. Потому так тянулись к ним за помощью и поддержкой люди. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра-испытане духовной радости. Обведите облачко цветным карандашом.

- Жизнь обогащается добрыми делами и святой приобретает «духовный опыт».

- Что запишем в следующее облачко?           (Духовный опыт)

-Они признаны христианской церковью покровителями верующих – причислены к лику святых или канонизированы.

(Слайд №19.Святой)

Учитель: Опираясь на составленный кластер, сделайте вывод, кого православная церковь считать святыми?

(Святой – такой добрый человек, творящий добро бескорыстно, во благо

                людей и ради Бога. При этом они испытывают необычные внутренние

                переживания духовной радости. В их сердце родился «духовный опыт».

Признаны христианской церковью покровителями верующих)

(Святой – проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный

христианской церковью покровителем верующих, канонизированы – причислены к лику святых.

    10) Обобщение по теме урока.

8.Рефлексия учебной деятельности.

У.: Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Порой мы нетерпимы и даже озлоблены по отношению друг к другу. Не стремимся к овладению умением слушать, чтобы слышать чужую боль и страдания. Поэтому, очень хочется, чтобы сегодня на уроке вы поняли значимость приобретения в жизни этих качеств, которые всегда подчёркивают и указывают только добрую сущность человека. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на нашу дорогу доброты, которую мы вместе с вами прокладывали, а состоит она из ваших хороших поступков.

-Мы должны уметь по капельке, по кирпичику строить мир доброты.

. Он хрупкий и его надо защищать. (Слайд 29)

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет, развивается и разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца и души.

          а) Работа над высказыванием                    (Слайд №20)

Учитель: Прочитайте высказывание А. Грина «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»

-Как понимаете эти слова? Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

                                  («Цветик-семицветик», Валентин Катаев)

- Кому помогла девочка Женя?

-На какое бы доброе дело потратили бы вы волшебный цветок? Запишите об этом на лепестке, который лежит у вас на парте.

У.: А сейчас давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока:

-Зачем творить добро?(слайд 21)

Д.Чтобы люди вокруг были счастливы, чтобы все любили друг друга. Чтобы самому становится лучше. Даря добро, человек приобретает гораздо больше, чем отдает. Он получает духовную радость.

У.: Потому, что доброта, милосердия, любовь к людям огромное чудо, на языке которого с нами разговаривает Бог.

У.: Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке? (Слайд 22)

Мне больше всего понравилось…

Я попробую…

Мне захотелось…

Я научился…

Урок дал мне для жизни…

9. Итог урока. (Слайд 23) 

У.: Эстафета добра в мире не прекращается. Давайте символически изобразим эту эстафету в виде игры, встанем, возьмемся за руки и по одной строчке прочитаем стихотворение «Добро творить спеши, мой друг». (Приложение)

Учащиеся:

Добро творить спеши, мой друг                          Ты применить сумей умело,

И для друзей и для подруг,                                   Их не жалей любому дать,

Порою им бывает худо,                                         Добром их души исцелять.

Добро твое им будет чудом.                                  С обидой в сердце трудно жить,

Добро, как Божья благодать,                                 Добром за зло умей платить.

Спасеньем в жизни может стать,                          Тот, кто добро творить умеет,

Друг, не жалей огня души,                                    Зло сотворить уже не смеет,

Дарить добро всегда спеши.                                  Дари, дружок, добро дари,

И слово доброе, и дело                                           За все добром благодари

2)Домашнее задание (по выбору)      

  • 1 группа:
  • Нарисуйте символы добра и зла.
  • 2 группа:
  •  Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.
  • 3 группа:
  • Напишите  сочинение на тему «Добрые поступки, которые я могу совершать ежедневно».

            ( Слайд №24)

Учитель: Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах и не было там места для зла.

Учитель 

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

У.: Вы все сегодня замечательно поработали.

Спасибо за сотрудничество! (Слайд 33) 

 

Использованные материалы:

А. В. Кураев. Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры для 4 класса

http://svetoch.ucoz.ru

http://pravsemia.ru/artikles/1194/1328.ht


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ. Урок по теме " Твори Добро"

Учить детей нравственным понятиям: доброта, отзывчивость, воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим, развивать творческие возможности детей.     ...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

Урок по теме " Творить добро"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Зачем творить добро» + презентация по теме , также использовалась  музыкальная композиция  "Добрым быть совсем не просто"...

Технологическая карта урока-проекта "Зачем творить добро"

Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классепо теме:  «Зачем творить добро?»...

Урок ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Цель данного урока - сформировать у учащихся понимание того, что творить добро –  духовная радость.На уроке дети исследуют  главные моральные понятия в жизни «Добро» и &laq...