Разработка урока ОПК "Зачем творить добро?"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовила: Волкова Анна Александровна
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
МОДУЛЬ «Основы светской этики»
Урок №5
Тема урока: Добро и зло (урок первый).
Цели:
1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся;
2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам;развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.
Оборудование урока: басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.
Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.
Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.
Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
(звучит песня «Дорогою добра»)
Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
- Тема, цель, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?
Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
(высказывания детей)
Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? (слайд2)
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. (слайд3)
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 4,5)
- Подготовка к изучению нового
Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Изучение нового.
Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. (плакат ха-ха-ха)
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)
5. Самостоятельная работа
У нас 4 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)
- Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, третья и четвертая группы работают со словарями Ожегова: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения. (слайд 6+ музыка)
Итак: (слайд 9)
- Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
- Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.
- Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?
- Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).
На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).
- Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).
На доске высказывание Г. Гегеля: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».
- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.
- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).
- Первичное закрепление. (слайды 12-16)
- Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?
Обсуждение картинок.
- Чаша (слайд 17)
Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.
( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.
Пословицы. (слайд 18)
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Доброе слова и железные воРота открывает.
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
8. Напишите на листочке слово «добро» по букам, располагая их вертикально. Запишите слова или словосочетания на каждую букву , с которой начинается новая строка, как вы понимаете это слово. Выберите вариант для чтения всему классу. 9. Прочитайте определение понятия добра в учебнике на стр. 12 и сравните с вашими ответами. Как изменилось или дополнилось ваше представление о добре? Запишите понятие «добра» в тетрадь.
- Физминутка
Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»
Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
Приготовились. (слайд 19)
Закрепление
Формирование умений и навыков.
1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.
Л.Н.Толстой.
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
3. Как вы думаете , чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах) 4. Поделитесь с классом , зачитайте ваши ответы. 5. Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
6. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро». 7. В чём же главная причина хорошей жизни белок? Что такое «добро»?
- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).
2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).
- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни «Белка и волк», которую вы представили бы в облике человека.
- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?
- Какого цвета у нее будет одежда?
Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.
Добрый человек: _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
4. Домашнее задание.
- Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.
5. Итог урока.
- Пора подвести итог нашему уроку.
- Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).
6. Оценка знаний.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
- Работа со сказками (работа в группах)
Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.
Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.
Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)
Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. (слайд 22). Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока «Зачем творить добро»
Данный урок был разработан и проведен в рамках районного семинара учителей ОРКСЭ и ОПК....
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Твори добро"
Данная методическая разработка воспитательного мероприятия предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей, воспитателей.Занятие рассчитано для детей младшего и среднего школьного во...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Твори добро!"...
Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро?"
Урок по ОРКСЭ, на котором раскрывается смысл понятий "добро и ""зло", совершествуются навыки культуры общения через различные речевые упражнения, формируется потребность совершать ...
разработка урока по ОРКСЭ на тему : Зачем творить добро?
разработка открытого урока по ОРКСЭ 4 класс на тему "Зачем творить добро?...
Методическая разработка урока на тему: «Зачем творить добро?»
Конспект урока в курсе ОРКСЭ " Основы православной культуры"...
Методическая разработка педагогического мероприятия «Твори добро!»
Данный классный час был разработан с целью познакомить студентов с яркими примерами проявления доброты в жизни и литературе, способствовать развитию творческих способностей, умению рассуждать, выделат...