Урок нравственности "Спешите творить добро"
классный час (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Красноперекопская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 4
Красноперекопского городского совета
Автономной Республики Крым
Спешите
творить добро
Из опыта работы
учителя начальных классов
Шевчук Ирины Любомировны
План-конспект урока нравственности
Тема. Спешите творить добро.
Цели:
• формировать у учащихся доброту, милосердие;
• выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах;
• формировать понятия общечеловеческих ценностей: соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой и чужой труд;
• воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу.
Задачи:
• расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных;
• выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными;
• вызвать у детей желание участвовать в разговоре о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы;
• воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.
Оборудование:
Толковый словарь С.И.Ожегова; модели приютов для бездомных животных; мультимедийная презентация.
Подготовительная работа: изучить литературу по проблеме, дать задания учащимся о подборе пословиц о добре, стихотворений о бездомных животных, подготовить выступления учащихся, подобрать наглядные пособия, провести социологический опрос жителей микрорайона, изготовить модели приютов.
Краткое описание:
Урок нравственности "Спешите творить добро» помогает расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных; ребята с огромным увлечением работали над этим проектом, вступали в дискуссию в о причинах увеличения количества бездомных животных во дворах, в городе и о путях решения данной проблемы; самостоятельно расследовали причины , отвечали на вопросы, делали вывод. защита проекта проходит в виде творческого отчета.
Ход мероприятия:
I.Организационный момент
II.Активизация внимания
1.Беседа о добре.
Мы поговорим сегодня о вечном, прекрасном, умеющим делать чудеса. Что это? Мы узнаем, выполнив задания.
На доске много разноцветных букв.
-Уберите буквы, цвет которых имеет холодный оттенок. Какие буквы остались? Прочитайте слово.
( Добро.)
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, мама, солнце, цветы…(дети продолжают).
- А еще добро – внимание, щедрость, верность, любовь, порядочность, мужество.
-Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро, значит люди могут творить добрые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро?
2.Игра « Выращиваем добрые дела». Отправимся на поляну доброты. На этом прекрасном дереве распускаются цветы добра. ( На дереве появлялись цветки с добрыми делами. Ученик, рассказав о добром деле, прикреплял цветок на дерево.)
-Как вы думаете, а легко ли совершать добрые поступки? ( во время ответа следить, чтобы ребята отвечали начиная со слов : я думаю, я считаю, я полагаю…)
Доброта!
Какое слово!
С детства нам оно знакомо.
Если добрым хочешь стать,
Всем обязан помогать.
Добрые везде нужны,
Дела, поступки их важны.
- Оказывается, мультфильмы нас тоже учат доброте. Послушаем песенку из одного мультфильма.
Песня. «Если добрый ты...»
- Кто вспомнит, из какого мультфильма эта песня?
III.Сообщение темы занятия
Сегодня , продолжая разговор о доброте, мы с вами подведем итог проектной деятельности «Мы в ответе за тех, кого приручили».
IV.Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Рассказ учителя.
Когда -то Всевышний решил создать человека. Между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”.
Другие говорили: “Не твори его”.
“Сотвори его”, - говорил дух Милосердия, - “он будет верить милость на Земле”.
“Не твори его”, - говорил дух Правды, - “он ложью осквернит душу свою”.
“Сотвори его”, - говорил дух справедливости - “добрыми делами он жизнь украсит”.
“Не твори его”, - говорил дух Мира, - “землю враждою заполнит он”.
И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества.
“Для чего”, - сказал Господь, - “пререкания ваши? Сотворение человека уже свершилось”.
2.Беседа о качествах человека.
Что же такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Что приносит человек в этот мир? Эти вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Какими он должен обладать качествами? Что должен уметь?
1 ученик. Прежде всего, человек должен быть благородным
2 ученик. Честным
З ученик. Никогда не предающим и умеющим жертвовать собой ради других.
4 ученик. Он тактичный и культурный.
5 ученик. Терпимый
6 ученик. Доброжелательный.
7 ученик. Отзывчивый и внимательный.
8 ученик. Заботливый, понимающий и добрый
Бедный духом, бедный умом, да и вообще, просто бедный человек - может ли быть добрым? Может ли быть добрым тот, кому нечем поделиться?
- Что вы понимаете под словом «доброта»?
Обобщая ответы учащихся, учитель скажет о том, что:
Добро в первую очередь связано с умением сорадоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.
Как бы жизнь не летела,
И не тлела во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
3.Работа с пословицами
Народ с давних времён прославлял добро, добрые поступки, добрых людей.
Задание «Собери пословицу»
Прочитав начало, вы должны найти продолжение пословицы и прочитать её.
Доброе братство дороже богатства.
Добро помни, а зло забывай.
Добро не умрет, а зло пропадет.
От добра добра не ищут.
4.О доброте, отзывчивости и милосердии
Только лишь к людям человек должен быть добрым, отзывчивым и милосердным?
(Конечно нет, в Новом Завете есть заповедь "Возлюби своего ближнего" .А это можно понять так, что любить нужно и людей, и животных, так как животные - это живые существа, и у них есть сердце и душа).
На асфальте сидит дворняга,
В клочьях шерсть, и в глазах печаль,
Солнце жжет, хочет пить бедняга...
Но прохожим его не жаль.
Мне глаза твои снятся ночью,
Что помочь тебе не смогла...
Не вмешалась в судьбу собачью,
Пожалела..., но не взяла.
Обращаясь с собакой гадко,
Гадим в душу самим себе...
Сердце, не было б ты жестоко,
Сколько б света нашлось в тебе!
а)Почему появляются бездомные животные.
• Правильно, потому что люди безответственно относятся к своим домашним питомцам.
-Жаль животных. Жестокость порождает жестокость. Действительно, одной из важных причин увеличения численности бездомных животных является равнодушие людей, их безразличие.
Но все таки есть ведь в мире доброта?
5. Как бездомное животное стало домашним. (сочинения). Познакомимся с некоторыми из ваших сочинений на тему «Как бездомные животные стали домашними».
- Что вы почувствовали, когда слушали сочинения?
6. Подведение итогов проекта
Работая над проектом «Мы в ответе за тех, кого приручили» у нас образовались 3 группы
Социологи
• Выяснить отношение горожан к проблеме бездомных животных.
• Выяснить способы решения этой проблемы.
Экологи
• Попытаться выяснить численность бездомных животных в городе.
• Выяснить общие заболевания.
Архитекторы
• Спроектировать приюты для бездомных животных.
• Изготовление моделей приютов.
Результаты работы каждой группы мы можем увидеть на нашей выставке, а к каким выводам пришли экологи, социологи и архитекторы, мы сейчас узнаем.
Выводы группы экологов
• Бездомные животные вносят вклад в экологическое неблагополучие города.
• Бездомные животные являются переносчиками инфекционных заболеваний.
Выводы группы социологов
• Большинство горожан готовы помочь бездомным животным, но не готовы взять их к себе домой.
• Большая часть жителей города считает, что нужно строить пожизненные приюты для животных.
Выводы группы архитекторов
• Необходимо строить пожизненные приюты для бездомных животных.
• Приюты должны быть уютными, светлыми, просторными.
Однажды я встретил бездомную кошку.
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так значит, лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
- Как странно, - я думал,
-Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Бездомные животные. Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное - это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам. Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.
Ты не бросай в собаку камень,
Пусть это лишь бездомный пес,
Но он и так до боли ранен,
Хоть и не знает горьких слез.
Какой хозяин вероломный
Его продал за медный грош?
Чтобы и этот пес бездомный
Узнал предательство и ложь.
Нет, он от боли не заплачет,
Но день за днем, за разом раз,
Он грусть свою собачью прячет
В разрезе умных добрых глаз.
Сидит собака под забором,
Страдая от сердечных мук,
Но не страдает от позора
Его, когда-то, бывший друг.
V.Закрепление материала.
1. Беседа о «профессиях» собак.
- Действительно, собаки – верные друзья человека. Давайте перечислим, какие же работы могут выполнять собаки, чтобы помочь человеку.
Няня
За коляской с гордым видом,
Дог шагает не спеша,
Никому не даст в обиду
Эта «няня» малыша.
Ездовые
По две в ряд бегут собаки,
Нарты легкие скрепят.
Тундра тонет в снежном мраке,
В теплых чумах люди спят.
Почтальон
А во мгле полярной ночи
Раздается хриплый лай:
К дальним чумам едет почта
-Эй, извозчик, не зевай!
Спасатель
Спешит могучий сенбернар
К вершине перевала.
Там снежный прогремел обвал,
Метель отбушевала ...
На помощь человек зовет,
Он там погибнуть может,
Но сенбернар его найдет,
В беде ему поможет.
Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.
Охотник
Вот таежная ищейка!
Лишь зверька отыщет след,
И ему в любой лазейке
От нее не скрыться, нет!
А у кедра вдруг залает,
Стойку сделает она,
И уже охотник знает
-Белка ей вверху видна.
Артист
Зал аплодирует, хохочет:
- Что за прыжки!
Что за повадки!
В награду - сахара кусочек,
Но труд артиста - ох несладкий!
И ещё очень много разных работ может выполнять собака
Собака-поводыръ. Это самая добродушная и преданная, понятливая и послушная собака-поводырь. Она помогает людям со слабым слухом и зрением, предупреждает их об опасности и сопровождает инвалидов в коляске.
Собаки-пожарные. Лев Николаевич Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.
Собаки-таможенники научились находить взрывчатку и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы; они находят наркотики.
Собаки-водолазы - это спасатели утопающих. Они прекрасно ныряют, прыгают в воду с любой высоты, способны бережно достать на берег попавшего в беду. На помощь собаки приходят баз специальной команды, им достаточно услышать крик утопающего.
Собака-донор. Такая собака может стать донором для другой собаки, если той необходимо переливание крови.
Собака-доктор. Многие врачи предлагают «нервным» людям иметь пса - это лучшее лекарство. «Кто имеет пса, тот здоров душой».
Собаки-космонавты. Белка и Стрелка были первыми космонавтами, которые совершили полет в космос.
Собаки бутут относится к человеку с добротой, с пониманием, только если они будут видеть это в ответ.
2. Игра «Цветок доброты»
Поможем нашему бутончику распустить лепестки доброты.
Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать для бездомных собак, чтобы им всем жилось лучше. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток.
VI. Итог урока
1.Притча « Всё в твоих руках»
Послушайте притчу , которая, надеюсь, заставит вас задуматься о том , что происходит в этом мире.
Давным –давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался : «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил :
- Скажите, какая бабочка у меня в руках : живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради истины.
Не глядя на руки ученика , Мастер ответил:
- Все в твоих руках....
- Почему он так сказал?
2.Рефлексия.
Продолжите, пожалуйста, предложения:
Я хотел бы отметить…
Такие уроки нужны, чтобы…
Я хотел бы посоветовать…
На уроке я понял…
3. Заключительное слово классного руководителя
Правильно , ребята, все в руках человека, все в наших руках. Ведь человек рождается для добра, добрых людей на земле гораздо больше. Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро, думающий только о себе? Его и человеком назвать трудно. Спешите делать добрые дела.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока «Зачем творить добро»
Данный урок был разработан и проведен в рамках районного семинара учителей ОРКСЭ и ОПК....
Тема урока: Зачем творить добро?
Тема урока: Зачем творить добро? Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции и понимание того, что творить добро – духовная ...
Тема сегодняшнего урока «Зачем творить добро?» (с. 68 учебника) Мы узнаем, как подражают Христу? Чему радуются святые?
Цели: помочь обучающимся понять причины, по которой христиане стремятся творить добро; осмыслить понятия «добро», «самоотверженность», «святой»...
Конспект урока "Зачем творить добро" ОПК 4 класс
Данный урок раскрывает для детей нравственные категории нашего мира, помогает определить для себя важное и необходимое, научиться чувствовать себя счастливым...
Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Работа с притчей. Тема урока: «Зачем творить добро?»...
Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....
конспект урока" Зачем творить добро?"
Конспект урока...