Технологическая карта урока-проекта "Зачем творить добро"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классе
по теме: «Зачем творить добро?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaja_karta_uroka_1.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классе
по теме: «Зачем творить добро?»
Ф.И.О. учителя : Докукина Инга Юрьевна
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010 г
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
- Презентация к уроку.
- Музыкальный файл (песня «Дорогою добра»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Время |
1.Организаци-онный момент | Приветствие учителем обучающихся. Настрой на необычность урока: 1. Гости на уроке. 2. Урок - проект - работа в группах. 3. Повторение правил работы в группе ( работать нужно дружно, быстро, сообща). | Обучающиеся рассаживаются на свои места по заранее созданным творческим группам. | Самоопределение | 2 мин |
2. Мотивация учебной деятельности. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. О чем эта сказка? | Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят. Учащиеся высказывают свои мнения. (-О добре и зле.) | Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать… | 5 мин |
3.Формирова-ние темы и целей урока. | -Верно, ребята! Тема нашего разговора - ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА. -Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро? -Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить? | Высказывают свои мнения: (Что такое добро? Что такое зло? Что такое совесть? Что такое милосердие? Что такое добродетель?) Записывают тему урока в тетрадь. | Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления. | 3 мин |
4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия | -Что для вас добро? - Кто из вас желает прочесть стихотворение о добре, добрых делах? -Чему учат нас все эти стихотворения? -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)? | Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог … По одному ученику от группы декламируют стихотворения, остальные слушают.
Ответы детей. Вспоминают правило нравственности: « Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.» (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»). | Установка аналогий, отнесения к известным понятиям. Формирование навыков смыслового чтения. | 5 мин. |
5. Открытие нового знания. | Словарная работа. - Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет. -Определение понятия «эгоизм»: ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-Что противостоит эгоизму? - Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность Благо дар дарить Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили. Работа с текстом. (Давайте послушаем эту легенду.)
Вопросы на восприятие. -Понравилась легенда? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос? -Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? -Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? -Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг? -Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? -Возможно, даже рискуя своей жизнью. -Что говорил Христос? -Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. -Такое состояние человека называют самоотверженность. -Как вы понимаете это слово? Словарная работа. Самоотверженность. Сам отверженность человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами. -Какого человека можно назвать святым? Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. -Какой вывод можем сделать? - Каким человеком нужно стремиться быть? ФИЗМИНУТКА. «Волшебный цветок добра». Рубрика: «Это интересно». - Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение: «Спешите делать добро». Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом. Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
- Как вы понимаете это изречение? | Ответы детей. Запись определения в словарь. ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других. Благодарность. Ответы детей: -Благо, дарить. Запись схемы в тетрадь. Двое учеников рассказывают легенду. -Христиан. -Арестовывали, казнили. -Он был христианином. -Христос.
-Куда ты идёшь, Господи? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз. -Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников. -Вернулся в город. -Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» -Да Пётр был благодарен Христу. -Христос и Пётр. - Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Ответы детей. Запись схемы Ответы детей. Запись в словарь. Ответы детей: -Добрым, а не эгоистом. Выполняют упражнения, предложенные учителем, под музыку. Слушают учителя. Ответы детей. | Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. | 10 мин |
6. Первичное закрепление с проговарива-нием вслух. | -Так что же такое добро для христианина? - ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.
- Понятие многогранно: добро- хорошие поступки, добрые дела; добро- качества человека. -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее. - Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. -Для чего рождён человек? -Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра. -Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни? | Ответы детей. (проговариваем вслух) ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде) Человек рожден для добра, а не для зла. Ответы детей по совместным работам после изучения тем о ДОБРЕ и ЗЛЕ, которые находятся на доске в виде стенгазет с названиями групп. | ||
7. Самостоятель-ная творческая работа. | Творческая работа в группах. - Предлагаю вам составить по теме нашего разговора буклет с призывом ко всем людям: Спешите делать добрые дела! | Составление буклета. Защита.
| 8 мин | |
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока. | - Ребята, что вы узнали нового? -Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли? - Какими качествами должен обладать человек? -Каким должно быть его сердце? - Оцените свою работу на уроке.
| Ответы детей, самооценка своей деятельности. | Умение контролировать и оценивать свои действия. | 5 мин |
9.Дифференцированное домашнее задание. | Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 68- 69; Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: -1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких; -2)подбери пословицы о доброте; -3)подбери притчу о доброте. Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением: Хочу я, чтоб ДОБРО к тебе пришло, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. По жизни ты иди всегда только дорогой Добра. (звучит песня «Дорогою добра») | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"
Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле....
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Зачем творить добро"
Технологическая карта урока по ОРКСЭ № 21 "Зачем творить добро"...
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»
Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»...
Технологическая карта урока ОПК. Тема:"Добро и Зло"
Технологическая карта урока ОРКСЭАвтор: Шпорт С.Л., учитель начальных классов, ГБОУ лицей № 410Класс: 4"В"Модуль: «Основы православной культуры»Тема учебного занятия: Добро...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добро и зло"
Тема учебного занятия "Добро и зло"...
4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Добро и зло".
Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Добро и зло" и информационные ресурсы, используемые на уроке....
Технологическая карта урока «В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Урок литературного чтения во 2 классе по ОС "Школа XXI века"....